РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Москва | 10 апреля 2018 года |
Коптевский районный суд города Москвы в составе:
председательствующего судьи | Сало М.В. |
при ведении протокола судебного заседания секретарём | Жилкиной К.С., |
рассмотрев в зале суда в открытом судебном заседании дело по административному иску Епишкиной Т.П., Ефимовой К.А., Григорьева И.Г., Григорьевой Е.Г., Заубер А.В., Заубера В.В., Николенко Н.А., Ольшванга В.А., Петровой Е.В., Федорова Д.А., Юрчук Е.В. к Правительству города Москвы о признании незаконными действий по включению многоквартирных жилых домов в программу реновации, исключения домов из участия в программе,
установил:
группа административных истцов обратилась в суд к Правительству г. Москвы требуя признать незаконными действия ответчика по включению многоквартирных домов по адресам: г. Москва, ул. Коптевская, 36, 1й Новомихалковский пер., 8, 3й Михалковский пер. 9, 1й Новомихалковский пр-д, 10, 3й Новомихалковсикй пр-д, 18, ул. Большая Академическая, 12/18 корп.2, 3й Михалковский пер., 5, ул. Большая Академическая, 18Б, 3й Михалковский, 3 в Программу и Постановление о реновации, исключении указанных домов из Программы и Постановления.
Истцы полагают, что включение домов, в которых расположены помещения каждого из истца, в Перечень влечет для них ряд необратимых негативных последствий, и среди них такие как: появление обязанности у истцов заключить договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение... в многоквартирном доме, включенном в программу реновации «в обязательном порядке» на основании абз. 8-9 ст. 7.3 ФЗ «О статусе столицы». Истцы могут быть принуждены к его заключению в судебном порядке; оспариваемым постановлением прекращается право собственности истцов на денежные средства, внесенные в качестве взносов на капитальный ремонт, прекращается право собственности истцов на земельный участок под их многоквартирным домом, так как дома по программе реновации будут строиться без земельного участка, право собственности на земельный участок под многоквартирным домом, включенном в решение о реновации, перейдет от истцов городу Москве, право собственности на земельный участок под новым домом у истцов не возникнет. Налицо- принудительное отчуждение имущества для государственных нужд, что является нарушением права и препятствует его осуществлению, поскольку гражданское право не предусматривает основания для прекращения права собственности Истцов. Также, включение домов в Перечень не основано на техническом состоянии домов.
Николенко Н.А., действующая в том числе в интересах остальных административных истцов по доверенности, поддержала требования иска, полагала программу реновации «второй приватизацией», по результатам которой бывших собственников жилых помещений лишат права собственности как на земельный участок под новым домом, так и собственности в отношении жилища, искусственно завысив стоимость арендной платы на землю и тем самым поставив граждан в кабальные условия.
Требования об удовлетворении административного иска поддержали истцы Епишкина Т.П., Юрчук Е.В., Петрова Е.В. и Ольшванг В.А.
Представитель административного ответчика по доверенности Васипёнок Ю.В. просила отказать в удовлетворении иска, как необоснованного, поскольку в настоящее время прав и интересы административных истцом ничем не нарушены, указание на возможные нарушения права в будущем недопустимо. Кроме того, законодательно предусмотрен механизм выхода жильцов каждого дома из Программы путем принимаемого общим собранием решения, причем количеством голосов в два раза меньшим, чем голосов за включение дома в программу. Однако каких-либо доказательств проведения подобных собраний и принятия на них соответствующих решений стороной истцов суду не предоставлено.
Выслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Оспариваемым Постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 №497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве» утверждена Программа реновации жилищного фонда в городе Москве.
Как установлено в судебном заседании квартиры истцов расположены в домах, включенных в Перечень многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения, аналогичных им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация.
Суд принимает во внимание, что программа реновации принята Правительством Москвы в рамках действующего законодательства и в пределах предоставленных полномочий органа исполнительной власти.
Так, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия по предметам совместного ведения, определяются в том числе федеральными законами (п. 2 ст. 26.1 Федерального закона N 184-Ф3).
Город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты города Москвы, что следует из положений ч. 1 ст. 12 Закона города Москвы «Устав города Москвы».
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьями 4 и 7 Градостроительного кодекса РФ предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности (в том числе отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений и проч.).
Согласно ст. 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; а также иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно положениям ст. 14 ЖК РФ, ч. 2 ст. 63 Градостроительного кодекса РФ в субъекте РФ городе Федерального значения Москве полномочия органов местного самоуправления в области жилищных и градостроительных отношений осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города Федерального значения Москвы.
В силу ст. 4 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» органы государственной власти г. Москвы в связи с осуществлением г. Москвой функций столицы Российской Федерации, а также в целях реновации жилищного фонда в городе Москве вправе: определять содержание программы реновации жилищного фонда в городе Москве; устанавливать порядок формирования проекта программы реновации, определяющей перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация; утверждать программу реновации жилищного фонда в городе Москве; в пределах своих полномочий определять источники финансирования программы реновации, реализация которой осуществляется в том числе с привлечением средств бюджета города Москвы; на основании утвержденной программы реновации принимать решения о реновации жилищного фонда в городе Москве, содержащие перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу в соответствии с настоящим Законом с указанием их адресов, информацию об этапах реализации решений о реновации, а также сведения о мероприятиях по реализации таких решений о реновации и примерных сроках их выполнения; устанавливать в соответствии с Законом формы и порядок выявления и учета мнения граждан при формировании и реализации программы реновации.
Из указанного следует, действующим федеральным законодательством предусмотрено право органов государственной власти субъекта РФ – города Москвы, на решение вопросов по регулированию жилищных отношений, градостроительной деятельности.
Порядок формирования перечня многоквартирных домов, которые могут быть включены в проект программы реновации, закрепленный в ч. 1 ст. 3 Закона города Москвы соответствует требованиям, установленным ст. 4 и 7.1 Закона РФ от 15.04.1993 №4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации».
Положениями ст. 7.1 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» установлено, что формы и порядок выявления и учета мнения собственников помещений и нанимателей жилых помещений при формировании и реализации программы реновации, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы с учетом положений настоящей статьи.
Как следует из положений закона, в проект программы реновации могут быть включены только многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, аналогичный ему по характеристикам конструктивных элементов многоквартирный дом, в которых собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений не менее 2/3 жилых помещений проголосовали за включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации.
Положением также предусмотрено, что в проект программы реновации включается только тот многоквартирный дом, жители которого большинством не менее 2/3 поддержали включение такого многоквартирного дома в проект программы реновации, при этом принятие решения жителями многоквартирных домов большинством голосов на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, закреплено Жилищным кодексом РФ.
Формы и порядок выявления и учета мнения жителей многоквартирного дома, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Москвы.
Указанные отношения регулируются постановлением Правительства Москвы от 02.05.2017 №245-ПП «Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве».
Из положений п. 2.3 и 2.5 постановления Правительства Москвы №245-ПП следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе провести в соответствии с Жилищным кодексом РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу согласия или несогласия с включением их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Результаты проведения такого общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме имеют приоритет перед результатами голосования в иных формах.
В силу ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что собственниками и нанимателями квартир в указанных в исковом заявлении домов было реализовано право на выражение своего мнения о согласии или несогласии с включением каждого из домов в проект Программы реновации способами предусмотренными положениями постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 года № 245-ПП.
Из общедоступных источников следует, что дома по указанным адресам выразили свое мнение на общих собраниях собственников помещений.
Так, за включение дома в программу реновации по адресу ул. Б. Академическая, д. 12/18 корп.2 проголосовало 70% жильцов; ул. Коптевская, д.36 -68%; ул. Б. Академическая, д.18 б -68,55%.
Используя сервис системы «Активный гражданин» и в центрах «Мои документы» выразили свое мнение о включении в программу дома: пер. 3-й Михалковский, 9 (За 84%, Против 16%); пр-д 3-й Новомихалковский, 18 (За 69%, Против 31%); пер. 3-й Михалковский, З (За-84%, Против-16%); пер 3-й Михалковский переулок, 5 (За-88%, Против-12%); пр.1-й Новомихалковский, 8 (За-93%, Против-7%); пр. 1-й Новомихалковский проезд, 10 (За-94%, Против-6%).
Таким образом, именно собственники помещений в каждом из многоквартирных домов приняли решение о согласи либо не согласии с включением многоквартирного дома в проект Программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Таким образом, принимая решение на общем собрании собственников жилых помещений в многоквартирном доме жители реализуют свое право собственности в отношении принадлежащего им имущества, как квартир, так и общего имущества, что в совокупности образует многоквартирный дом.
Поскольку квартира в многоквартирном доме хотя и является индивидуальной собственностью, право на которую признается и охраняется государством, при решении вопроса о включении либо не включении в проект программы реновации всего дома, вопрос должен быть принят большинством собственников, что основывается на демократическом принципе принятия решения квалифицированным большинством голосов и предполагает наличие разных мнений, но решение принимается согласно мнению большинства.
Принятие решения большинством голосов всех собственников и пользователей многоквартирных домов, включенных в перечень, представляет собой основанную на демократических принципах процедуру не противоречащей принципу равенства прав всех участников гражданско-правовых отношений, которая является проявлением конституционного принципа равноправия.
Удовлетворение сформулированных в редакции рассматриваемого иска требований означало бы нарушение жилищных прав большинства жителей указанных в иске многоквартирных домов, умаление и отвержение базовых, конституционных принципов построения демократического общества.
Гарантии жилищных прав собственников жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации предусмотрены Законом Российской Федерации от 15.04.1993 №4802-1 (в ред. от 31.12.2017) «О статусе столицы Российской Федерации».
Так, в соответствии со ст.7.3 закона собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, в целях обеспечения их жилищных прав взамен указанных жилых помещений предоставляются равнозначные жилые помещения.
Гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при реализации Программы реновации жилищного фонда в г. Москве подробно изложены в разделе 4 постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 №497-ПП.
П. 4.3 Постановления предусмотрено, что всем собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации взамен таких жилых помещений будут бесплатно предоставляться равнозначные помещения, одновременно соответствующие следующим требованиям:
4.3.1. Жилая площадь и количество комнат в таком жилом помещении не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;
4.3.2. Жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным законодательством г. Москвы, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом г. Москвы;
4.3.3. Такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же районе г. Москвы, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в Программу реновации (при этом границы указанного района определяются по состоянию на 1 января 2017г.), за исключением случая, если многоквартирный дом расположен в Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административных округах города Москвы. В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа города Москвы, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в Программу реновации.
Так же суд принимает во внимание, что законом г.Москвы от 17.05.2017 №14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве» установлены дополнительные гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве, порядок и условия обеспечения указанных гарантий.
Так, ч. 2 ст. 3 Закона города Москвы №14 установлено, что на любой стадии формирования программы реновации и ее реализации (до дня заключения первого договора, предусматривающего возникновение права собственности на предоставляемое жилое помещение) может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором может быть принято решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации. В случае принятия такого решения многоквартирный дом исключается из проекта программы реновации, программы реновации.
Указанная норма является дополнительной гарантией прав собственников помещений многоквартирного дома, предоставляет право в случае необходимости или изменения ситуации, по решению собственников провести общее собрание и принять решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации.
Такое право также закреплено на федеральном уровне в ст. 7.1 Закона РФ от 15.04.1993 №4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации».
Из пояснений представителя административных истцов следует, что указанные нормы о предоставленной гарантии являются недействующими, поскольку проведение общего собрания по вопросу об исключении дома из программы является неисполнимой задачей, поскольку подавляющее большинство граждан введены органами власти и активистами включения дома в программу в заблуждение относительно перспектив такого участия, а их переубеждение- это непосильный и безрезультатный процесс. При этом каких-либо доказательств попыток проведения таких собраний стороной административных истцов суду не предоставлено.
При этом действия Правительства Москвы по процедуре включения спорных домов в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве произведены в полном соответствии с Конституцией и федеральными законами Российской Федерации.
Аргументы представителя административных истцов о незаконном изъятии земельных участков под многоквартирными домами несостоятельны и приняты судом быть не могут, поскольку в силу п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества включено в сферу исключительно жилищного, а не земельного законодательства, о чем емко разъяснено Постановлением Конституционного Суда РФ №12-П от 28.05.2010.
Как следует из положений ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», определено что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Согласно положениям ч. 1 ст. 38 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Также, положениями ст.ст. 36-38 ЖК РФ и ст. 290 ГК РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок).
Системное толкование приведённых норм свидетельствует о гарантированном праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (включая земельный участок).
Доводы стороны истцов о ненадлежащем качестве домов переселения, несоответствия техническим требованиям, не годными к проживанию голословны, объективно ничем не подтверждены, поэтому учтены судом в качестве оснований для признания действий ответчика незаконными быть не могут.
Поскольку действия Правительства Москвы по процедуре включения спорных домов в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве произведены в полном соответствии с Конституцией и федеральными законами Российской Федерации, оснований для удовлетворения заявленных административных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований Епишкиной Т.П., Ефимовой К.А., Григорьева И.Г., Григорьевой Е.Г., Заубер А.В., Заубера В.В., Н.Н.А., Ольшванга В.А., Петровой Е.В., Федорова Д.А., Юрчук Е.В. к Правительству города Москвы о признании незаконными действий Ответчика по включению многоквартирных жилых домов в программу реновации, исключения домов из участия в программе, - отказать.
Разъяснить заинтересованным лицам, что настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Коптевский районный суд города Москвы в течение месяца со дня ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ | ░.░. ░░░░ |