Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1035/2020 ~ М-842/2020 от 08.07.2020

Дело № 2-1035/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2020 года г. Боровичи Новгородской области            

Боровичский районный суд Новгородской области в составе

председательствующего судьи Букаловой Т.В.

при секретаре Пауковой М.А.,

с участием прокурора Домошонкина Д.В.,

представителей УФСИН России по Новгородской области Петрова О.В., Светловой Ю.С.,

представителей ФСИН России Светловой Ю.С., Семеновой М.Б.,

представителя ФКУ «ЛИУ № 3» УФСИН России по Новгородской области Семеновой М.Б.,

представителя третьих лиц - отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Новгородской области и ГУ МЧС России по Новгородской области Муромцева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казённому учреждению «Лечебно-исправительное учреждению № 3» УФСИН России по Новгородской области, Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области, Федеральной службе исполнения наказаний России об обязании совершить определенные действия,

установил:

прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что прокуратурой области проведена проверка в ФКУ «Лечебно-исправительное учреждение № 3» УФСИН России (далее - ФКУ ЛИУ-3) по Новгородской области требований законодательства по обеспечению безопасности осужденных, персонала и иных лиц, посещающих исправительные учреждения. В ходе проверки выявлены нарушения закона.

ФКУ ЛИУ-3 является федеральным казенным учреждением уголовно- исполнительной системы, предназначенным для отбывания наказания осужденными, указанными в части второй статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Приказом ФСИН России утвержден устав ФКУ ЛИУ-3. Согласно п. 2.5.1 Устава указанное учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах учреждения.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Правительство Российской Федерации утвердило 15.04.2012 Правила противопожарного режима в Российской Федерации (Далее — Правила).

Согласно ст. 37-38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.

ФКУ ЛИУ-3 представляет собой имущественный комплекс зданий, предназначенных для постоянного и временного пребывания осужденных. На территории исправительного учреждения расположены следующие объекты: здание общежития отряда № 1, год постройки 2009, инвентарный номер 100230200007718, этажность-2, общая площадь 664, 4 кв.м.; здание строгих условий отбывания наказаний, год постройки 1976, инвентарный номер 00000000000023, этажность-2, общая площадь 413,3 кв.м.

Согласно п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее -Правила), руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.

Прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области 23.12.2019 проведена проверка ФКУ ЛИУ- 3, в ходе которой установлено, что в нарушение п. 33 Правил; ст. 4, 134, табл. 28 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для отделки стен и потолков в зданиях, а также для покрытия полов, применены материалы с неизвестными показателями пожарной опасности (не предоставлены документы о показателях пожарной опасности отделочных материалов).

В нарушение п.п. 8.1, 8.6, 8.8, 8.13 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" не обеспечен подъезд шириной не менее 3,5 метра, на расстоянии от внутреннего края проезда до стены здания 5-8 метров, пожарных автомобилей к зданиям. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 х 15 метров, (установлены металлические ограждения).

В нарушение п. 33 Правил; ст. 89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008г. № 123-Ф3; п. 6.12 СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения" СНиП 31-06-2009, лестница 3-го типа, используемая для эвакуации со 2-го этажа здания общежития отряда № 1 имеет уклон более 45° и не имеет сплошных ступеней шириной не менее 0,2 м (фактически металлические прутья).

В нарушение п.33 Правил; ст. 4, 89 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4.4.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», левая лестничная клетка здания на уровне 1 этажа в здании ОСУОН не отделена от коридора и не имеет выхода непосредственно наружу или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями.

В нарушение п. 33, 43 Правил; ст. 4, 89 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3; п.4.3.1 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы»; п.п. 7.6.1, 7.6.3 СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение" эвакуационное освещение в зданиях ЛИУ-3 не имеет подключения к автоматической пожарной сигнализации для включения автоматически при срабатывании автоматической пожарной сигнализаций.

В нарушение п. 61 Правил не проводится проверка работоспособности противопожарных люков в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с оформлением соответствующего акта.

По факту нарушений требований законодательства о пожарной безопасности на объектах ФКУ ЛИУ-3 прокуратурой области начальнику ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области 13.02.2020 внесено представление об устранении нарушений закона.

Согласно информации ФКУ ЛИУ-3 о результатах рассмотрения представления учреждением направлена заявка на выделение лимитов бюджетных обязательств для производства технических работ, нарушения закона фактически не устранены. В настоящее время нарушения прав осужденных, содержащихся в ФКУ ЛИУ-3, на личную безопасность не устранены.

Следовательно, ФКУ ЛИУ-3 не обеспечивает личную безопасность осужденных, содержащихся в исправительном учреждении.

Пунктом 1.2 Устава ФКУ ЛИУ-3 установлено, что Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия Учредителя исполняет ФСИН России.

Согласно п.5.13 Устава ФКУ ЛИУ-3 при недостаточности денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Новгородской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.7 раздела II Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2014 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положением об Управлении ФСИН России по Новгородской области, утвержденным приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518 установлено, что Управление является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

При таких обстоятельствах, обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства лежит на ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области, субсидиарная ответственность по обязательствам учреждения возлагается на ФСИН России и УФСИН России по Новгородской области.

Таким образом, бездействие Учреждения нарушает требования федерального законодательства, законные права осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в ФКУ ЛИУ-3, на личную безопасность.

Ссылаясь на положения ст.ст. 22, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 22, 45 ГПК РФ, прокурор просит обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебно-исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Новгородской области» в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу:

1.1 обеспечить подъезд шириной не менее 3,5 метра, на расстоянии от внутреннего края проезда до стены здания 5-8 метров, пожарных автомобилей к зданиям. Обеспечить наличие площадок для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 х 15 метров в конце тупиковых проездов, демонтировать установленные там металлические ограждения;

1.2 обеспечить на объекте «здание общежития отряда № 1» на лестнице 3-го типа, используемой для эвакуации со 2-го этажа здания, наличие уклона менее 45° и сплошных ступеней шириной не менее 0,2 м.;

1..3 обеспечить на объекте «здание строгих условий отбывания наказаний» отделение левой лестничной клетки на уровне 1 этажа от коридора, и выход из нее непосредственно наружу или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями;

1.4 обеспечить на объекте «здание общежития отряда № 1» отделение левой лестничной клетки на уровне 1 этажа коридора и выход непосредственно наружу или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями;

1.5 обеспечить в зданиях ФКУ ЛИУ-3 подключения эвакуационного освещения к автоматической пожарной сигнализации для включения автоматически при срабатывании автоматической пожарной сигнализации;

1.6 Обеспечить проведение проверки работоспособности противопожарных люков в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с оформлением соответствующего акта.

При недостаточности у ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области денежных средств на выполнение работ по обеспечению пожарной безопасности субсидиарную ответственность по данным обязательствам возложить на УФСИН России по Новгородской области и ФСИН России.

Определением суда от 28 октября 2020 года был принят отказ прокурора от иска в части: по п.1.1 заявленных требований — демонтировать установленные металлические ограждения, п.1..3 обеспечить на объекте «здание строгих условий отбывания наказаний» отделение левой лестничной клетки на уровне 1 этажа от коридора, и выход из нее непосредственно наружу или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями; п.1.5 обеспечить в зданиях ФКУ ЛИУ-3 подключения эвакуационного освещения к автоматической пожарной сигнализации для включения автоматически при срабатывании автоматической пожарной сигнализации; п.1.6 обеспечить проведение проверки работоспособности противопожарных люков в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с оформлением соответствующего акта.

В судебном заседании прокурор Домошонкин Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме (с учетом отказа от иска в части) по основаниям, указанным в иске, просил удовлетворить, поскольку надлежащих доказательств устранения выявленных нарушений ответчиками не представлено.

Представитель ответчика – ФКУ ЛИУ-З УФСИН России по Новгородской области Семенова М.Б. в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела, пояснив, что Свод Правил СП 4.13130.2013 введен в действие с 24.06.2013 г. и не должен применяться в отношении исправительных учреждений, спроектированных и построенных до издания указанного акта, а все здания ФКУ ЛИУ-3 построены ранее 2013 года, в связи с чем требования прокурора, указанные в п.1.1 несостоятельны. Требование прокурора об обязании обеспечить на объекте «здание общежития отряда № 1» на лестнице 3-го типа, используемой для эвакуации со 2-го этажа, наличие уклона менее 45 градусов и сплошных ступеней шириной не менее 0,2 м удовлетворению не подлежит, поскольку указанное здание является двухэтажным зданием II степени огнестойкости, в связи с чем допускается размещение на втором этаже здания не более 70 человек, при этом угол уклона наружной эвакуационной лестницы 3-го типа, используемой для эвакуации со 2-го этажа здания составляет менее 60 градусов, ширина ступеней составляет 0,2 м, ступени изготовлены из металлических прутов сплошного заполнения с целью обеспечения самоочищения ступеней от снега и наледи в соответствии с п.5.3.17 СП 1.13130.2009, п 6.12* СП 118.13330.2013. Конструктивные части лестницы соответствуют требованиям ГОСТ Р 53254-2009. Имеющееся в оперативном управлении учреждения «здание отряда № 1» не позволяет переоборудовать отделение лестничной клетки на уровне 1-го этажа и вестибюль без реконструкции здания, а мероприятия по строительству и реконструкции зданий могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета. ЛИУ-3 не может являться надлежащим ответчиком по вопросу перепланировки лестничной клетки и вестибюля «здания отряда № 1», поскольку учреждение не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании и реконструкции объектов недвижимого имущества, находящихся в его оперативном управлении.

Представители ответчиков – Федеральной службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области Петров О.В., Светлова Ю.С., Семенова М.Б., исковые требования не признали, поддержав доводы письменных возражений, приобщенных к материалам дела. Пояснили, что УФСИН России по Новгородской области является ненадлежащим участником по данному делу, поскольку не является собственником имущества и главным распорядителем средств федерального бюджета. Полагают, что отсутствуют основания для возложения обязанности на УФСИН России по Новгородской области и ФСИН России в части обеспечения финансирования для устранения указанных нарушений. Просили в иске отказать, полагая требования прокурора необоснованными.

Представитель третьих лиц начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Новгородской области Муромцев А.А. полагал требования прокурора законными и обоснованными. Пояснил, что выявленные нарушения пожарной безопасности должны быть устранены. В данном учреждении в 2015 году был пожар, сгорело производственное здание.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В ст. 10 УИК РФ закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Приказом ФСИН России № 560 от 30.12.2010 утвержден устав ФКУ ЛИУ-3. В силу п. 2.5.1 Устава указанное учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядок и законность в Учреждении, а также безопасность лиц, находящихся на его территории; пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах учреждения.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 год № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Правительством Российской Федерации утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Согласно ст. 37-38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2002 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В силу ч.4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2002 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В пункте 39 «Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения», утвержденной приказом МЧС от 16.03.2007 № 140, разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.

Из материалов дела следует, что прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области с участием специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам 23 декабря 2019 года проведена проверка ФКУ ЛИУ- 3. В ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, которые отражены в сообщении начальника отдела НД и ПР по Боровичскому и Любытинскому районам А.А. Муромцева на имя прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области от 26.12.2019 № 920, в том числе и указанные в вышеизложенном исковом заявлении прокурора.

По факту выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности на объектах ФКУ ЛИУ-3 прокурором по надзору за соблюдением законом в ИУ Новгородской области начальнику ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области 13.02.2020 внесено представление об устранении нарушений закона, с требованием безотлагательного его рассмотрения и принятия конкретных мер по устранению причин допущенных нарушений и условий, им сопутствующих.

Согласно информации начальника ФКУ ЛИУ-3 о принятых мерах по результатам рассмотрения представления от 13.02.2020 приняты конкретные меры, в том числе направлены заявки на выделение денежных средств для производства работ по устранению выявленных нарушений.

Согласно сводной таблице с уточняющей информацией о фактическом устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности по состоянию на 15.05.2020 г., о проделанной работе по выявленным недостаткам по соблюдению правил пожарной безопасности, ряд выявленных нарушений устранен, вместе с тем, изложенные в исковом заявлении нарушения не устранены.

Основным нормативным правовым актом Российской Федерации, определяющим основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливающим общие требования к пожарной безопасности к объектам защиты является Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. № 123-Ф3, принятый в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.

В ходе проверки объектов ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области выявлены нарушения к обеспечению проездов пожарных автомобилей, а именно: не обеспечен проезд шириной не менее 3,5 метра, на расстоянии от внутреннего края проезда до стены здания 5-8 метров, пожарных автомобилей к зданиям. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 х 15 метров, (установлены металлические ограждения), что является нарушением п.п. 8.1, 8.6, 8.8, 8.13 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

До вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» действовали требования СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», согласно п.8.2 которого проезды для основных и специальных пожарных машин следует предусматривать в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01, СНиП II-89, СНиП II-97. Согласно п.2* приложения 1 СниП 2.07.01-89 при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроено-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автомодъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включительно. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Согласно п.2.9 СНиП 2.07.01-89* тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин. В целях защиты жизни и здоровья людей в данном случае должны применяться требования действовавшие до вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ, что прямо указано в статье 4 названного федерального закона.

Требования по обеспечению зданий и сооружений подъездов для пожарных автомобилей были предусмотрены нормативными документами в области пожарной безопасности и до введения в действие Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и в соответствии с этим к учреждению не предъявляются более высокие требования, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений вышеназванного федерального закона.

В ходе проверки также было выявлено, что лестница 3-го типа, используемая для эвакуации со 2-го этажа здания общежития отряда № 1 имеет уклон более 45° и не имеет сплошных ступеней шириной не менее 0,2 м (фактически металлические прутья), что является нарушением п. 33 Правил; ст. 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. № 123-Ф3; п. 6.12 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» СНиП 31-06-2009.

Согласно статье 53 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающее безопасную эвакуацию людей при пожаре. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть, в том числе установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов.

Согласно п.4.4.2 СП 1.13.130.2020 «Эвакуационные пути и выходы» уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1, а ширина проступи – как правило, не менее 25 см, за исключением наружных лестниц, высота ступени – не более 22 см и не менее 5 см. Аналогичные требования приведены в СНиП 21-01-97*, согласно п.6.30* которого, уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1, ширина проступи – как правило, не менее 25 см, а высота ступени – не более 22 см.

Требования к уклону лестницы 3-го типа приведены и в еще ранее действовавших нормативных документах, в частности в СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы», п.4.20.

Проведенное испытание наружной открытой лестницы и ее соответствие ГОСТ Р 53254-2009 не приводит указанную лестницу в соответствие требованиям, а лишь позволяет установить возможность данной конструкции выдерживать ту или иную нагрузку за конкретный период времени, то есть определяет качество лестницы, что прямо указано в п.1.2 указанного ГОСТ.

В ходе проверки также было выявлено, что на объекте «здание общежития отряда № 1» не обеспечено отделение левой лестничной клетки на уровне 1 этажа коридора и выход непосредственно наружу или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями, что является нарушение п.33 Правил; ст. 4, 89 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.4.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Аналогичное требование изложено было ранее и в п.6.34* СНиП 21-01-97*. Как указано выше, все здания и сооружения должны быть приведены в соответствие с указанными СНиП 21-01-97*.

До настоящего времени выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а соответственно и нарушения прав осужденных, содержащихся в ФКУ ЛИУ-З, на личную безопасность, в полном объеме не устранены, что не оспорено представителями ответчиков в судебном заседании.

Таким образом, требования прокурора об устранении нарушений пожарной безопасности заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Возлагая на ФСИН России и УФСИН России по Новгородской области финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений, суд принимает во внимание следующее.

В силу ст.38 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Пунктом 1.2 Устава ФКУ ЛИУ-3 установлено, что Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия Учредителя исполняет ФСИН России.

Согласно п.5.13 Устава ФКУ ЛИУ-З при недостаточности денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Новгородской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.7 раздела II Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2014 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положением об Управлении ФСИН России по Новгородской области, утвержденным приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518 установлено, что Управление является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

При таких обстоятельствах, обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства лежит на ФКУ ЛИУ-З УФСИН России по Новгородской области, субсидиарная ответственность по обязательствам учреждения возлагается на ФСИН России и УФСИН России по Новгородской области.

Доводы ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Новгородской области об отсутствии оснований возложения на них обязанности по обеспечению финансирования устранения нарушений пожарной безопасности ФКУ ЛИУ-3 суд находит несостоятельными, поскольку они противоречат вышеизложенным требованиям нормативно-правовых актов.

Бездействие ответчиков нарушает требования федерального законодательства, законные права осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ-3, и иных лиц, находящихся на территории исправительного учреждения, на личную безопасность. Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности на ФСИН России и УФСИН России по Новгородской области обоснованны.

Срок, в течение которого следует устранить выявленные нарушения, суд находит разумным, принимая во внимание необходимость устранения нарушений, создающих реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебно-исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Новгородской области» в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу:

-обеспечить подъезд шириной не менее 3,5 метра, на расстоянии от внутреннего края проезда до стены здания 5-8 метров, пожарных автомобилей к зданиям. Обеспечить наличие площадок для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 х 15 метров в конце тупиковых проездов;

- обеспечить на объекте «здание общежития отряда № 1» на лестнице 3- го типа, используемой для эвакуации со 2-го этажа здания, наличие уклона менее 45° и сплошных ступеней шириной не менее 0,2 м.;

    - обеспечить на объекте «здание общежития отряда № 1» отделение левой лестничной клетки на уровне 1 этажа коридора и выход непосредственно наружу или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями.

При недостаточности у ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области денежных средств на выполнение работ по обеспечению пожарной безопасности субсидиарную ответственность по данным обязательствам возложить на Федеральную службу исполнения наказаний России и Управление федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26 ноября 2020 года.

Судья                                 Т.В. Букалова

2-1035/2020 ~ М-842/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области
Ответчики
ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области
Другие
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам
Главное Управление МЧС России по Новгородской области
Федеральная служба исполнения наказаний
Боровичский межрайонный прокурор
УФСИН России по Новгородской области
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Букалова Татьяна Васильевна
Дело на странице суда
borovichsky--nvg.sudrf.ru
08.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.07.2020Передача материалов судье
15.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Судебное заседание
15.09.2020Судебное заседание
06.10.2020Судебное заседание
15.10.2020Судебное заседание
28.10.2020Судебное заседание
26.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021Дело оформлено
11.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее