Дело № 2-1035/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2020 года г. Боровичи Новгородской области
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Букаловой Т.В.
при секретаре Пауковой М.А.,
с участием прокурора Домошонкина Д.В.,
представителей УФСИН России по Новгородской области Петрова О.В., Светловой Ю.С.,
представителей ФСИН России Светловой Ю.С., Семеновой М.Б.,
представителя ФКУ «ЛИУ № 3» УФСИН России по Новгородской области Семеновой М.Б.,
представителя третьих лиц - отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Новгородской области и ГУ МЧС России по Новгородской области Муромцева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казённому учреждению «Лечебно-исправительное учреждению № 3» УФСИН России по Новгородской области, Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области, Федеральной службе исполнения наказаний России об обязании совершить определенные действия,
установил:
прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что прокуратурой области проведена проверка в ФКУ «Лечебно-исправительное учреждение № 3» УФСИН России (далее - ФКУ ЛИУ-3) по Новгородской области требований законодательства по обеспечению безопасности осужденных, персонала и иных лиц, посещающих исправительные учреждения. В ходе проверки выявлены нарушения закона.
ФКУ ЛИУ-3 является федеральным казенным учреждением уголовно- исполнительной системы, предназначенным для отбывания наказания осужденными, указанными в части второй статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Приказом ФСИН России утвержден устав ФКУ ЛИУ-3. Согласно п. 2.5.1 Устава указанное учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах учреждения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Правительство Российской Федерации утвердило 15.04.2012 Правила противопожарного режима в Российской Федерации (Далее — Правила).
Согласно ст. 37-38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
ФКУ ЛИУ-3 представляет собой имущественный комплекс зданий, предназначенных для постоянного и временного пребывания осужденных. На территории исправительного учреждения расположены следующие объекты: здание общежития отряда № 1, год постройки 2009, инвентарный номер 100230200007718, этажность-2, общая площадь 664, 4 кв.м.; здание строгих условий отбывания наказаний, год постройки 1976, инвентарный номер 00000000000023, этажность-2, общая площадь 413,3 кв.м.
Согласно п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее -Правила), руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
Прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области 23.12.2019 проведена проверка ФКУ ЛИУ- 3, в ходе которой установлено, что в нарушение п. 33 Правил; ст. 4, 134, табл. 28 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для отделки стен и потолков в зданиях, а также для покрытия полов, применены материалы с неизвестными показателями пожарной опасности (не предоставлены документы о показателях пожарной опасности отделочных материалов).
В нарушение п.п. 8.1, 8.6, 8.8, 8.13 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" не обеспечен подъезд шириной не менее 3,5 метра, на расстоянии от внутреннего края проезда до стены здания 5-8 метров, пожарных автомобилей к зданиям. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 х 15 метров, (установлены металлические ограждения).
В нарушение п. 33 Правил; ст. 89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008г. № 123-Ф3; п. 6.12 СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения" СНиП 31-06-2009, лестница 3-го типа, используемая для эвакуации со 2-го этажа здания общежития отряда № 1 имеет уклон более 45° и не имеет сплошных ступеней шириной не менее 0,2 м (фактически металлические прутья).
В нарушение п.33 Правил; ст. 4, 89 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4.4.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», левая лестничная клетка здания на уровне 1 этажа в здании ОСУОН не отделена от коридора и не имеет выхода непосредственно наружу или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями.
В нарушение п. 33, 43 Правил; ст. 4, 89 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3; п.4.3.1 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы»; п.п. 7.6.1, 7.6.3 СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение" эвакуационное освещение в зданиях ЛИУ-3 не имеет подключения к автоматической пожарной сигнализации для включения автоматически при срабатывании автоматической пожарной сигнализаций.
В нарушение п. 61 Правил не проводится проверка работоспособности противопожарных люков в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с оформлением соответствующего акта.
По факту нарушений требований законодательства о пожарной безопасности на объектах ФКУ ЛИУ-3 прокуратурой области начальнику ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области 13.02.2020 внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно информации ФКУ ЛИУ-3 о результатах рассмотрения представления учреждением направлена заявка на выделение лимитов бюджетных обязательств для производства технических работ, нарушения закона фактически не устранены. В настоящее время нарушения прав осужденных, содержащихся в ФКУ ЛИУ-3, на личную безопасность не устранены.
Следовательно, ФКУ ЛИУ-3 не обеспечивает личную безопасность осужденных, содержащихся в исправительном учреждении.
Пунктом 1.2 Устава ФКУ ЛИУ-3 установлено, что Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия Учредителя исполняет ФСИН России.
Согласно п.5.13 Устава ФКУ ЛИУ-3 при недостаточности денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Новгородской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.7 раздела II Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2014 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положением об Управлении ФСИН России по Новгородской области, утвержденным приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518 установлено, что Управление является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.
При таких обстоятельствах, обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства лежит на ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области, субсидиарная ответственность по обязательствам учреждения возлагается на ФСИН России и УФСИН России по Новгородской области.
Таким образом, бездействие Учреждения нарушает требования федерального законодательства, законные права осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в ФКУ ЛИУ-3, на личную безопасность.
Ссылаясь на положения ст.ст. 22, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 22, 45 ГПК РФ, прокурор просит обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебно-исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Новгородской области» в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
1.1 обеспечить подъезд шириной не менее 3,5 метра, на расстоянии от внутреннего края проезда до стены здания 5-8 метров, пожарных автомобилей к зданиям. Обеспечить наличие площадок для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 х 15 метров в конце тупиковых проездов, демонтировать установленные там металлические ограждения;
1.2 обеспечить на объекте «здание общежития отряда № 1» на лестнице 3-го типа, используемой для эвакуации со 2-го этажа здания, наличие уклона менее 45° и сплошных ступеней шириной не менее 0,2 м.;
1..3 обеспечить на объекте «здание строгих условий отбывания наказаний» отделение левой лестничной клетки на уровне 1 этажа от коридора, и выход из нее непосредственно наружу или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями;
1.4 обеспечить на объекте «здание общежития отряда № 1» отделение левой лестничной клетки на уровне 1 этажа коридора и выход непосредственно наружу или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями;
1.5 обеспечить в зданиях ФКУ ЛИУ-3 подключения эвакуационного освещения к автоматической пожарной сигнализации для включения автоматически при срабатывании автоматической пожарной сигнализации;
1.6 Обеспечить проведение проверки работоспособности противопожарных люков в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с оформлением соответствующего акта.
При недостаточности у ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области денежных средств на выполнение работ по обеспечению пожарной безопасности субсидиарную ответственность по данным обязательствам возложить на УФСИН России по Новгородской области и ФСИН России.
Определением суда от 28 октября 2020 года был принят отказ прокурора от иска в части: по п.1.1 заявленных требований — демонтировать установленные металлические ограждения, п.1..3 обеспечить на объекте «здание строгих условий отбывания наказаний» отделение левой лестничной клетки на уровне 1 этажа от коридора, и выход из нее непосредственно наружу или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями; п.1.5 обеспечить в зданиях ФКУ ЛИУ-3 подключения эвакуационного освещения к автоматической пожарной сигнализации для включения автоматически при срабатывании автоматической пожарной сигнализации; п.1.6 обеспечить проведение проверки работоспособности противопожарных люков в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с оформлением соответствующего акта.
В судебном заседании прокурор Домошонкин Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме (с учетом отказа от иска в части) по основаниям, указанным в иске, просил удовлетворить, поскольку надлежащих доказательств устранения выявленных нарушений ответчиками не представлено.
Представитель ответчика – ФКУ ЛИУ-З УФСИН России по Новгородской области Семенова М.Б. в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела, пояснив, что Свод Правил СП 4.13130.2013 введен в действие с 24.06.2013 г. и не должен применяться в отношении исправительных учреждений, спроектированных и построенных до издания указанного акта, а все здания ФКУ ЛИУ-3 построены ранее 2013 года, в связи с чем требования прокурора, указанные в п.1.1 несостоятельны. Требование прокурора об обязании обеспечить на объекте «здание общежития отряда № 1» на лестнице 3-го типа, используемой для эвакуации со 2-го этажа, наличие уклона менее 45 градусов и сплошных ступеней шириной не менее 0,2 м удовлетворению не подлежит, поскольку указанное здание является двухэтажным зданием II степени огнестойкости, в связи с чем допускается размещение на втором этаже здания не более 70 человек, при этом угол уклона наружной эвакуационной лестницы 3-го типа, используемой для эвакуации со 2-го этажа здания составляет менее 60 градусов, ширина ступеней составляет 0,2 м, ступени изготовлены из металлических прутов сплошного заполнения с целью обеспечения самоочищения ступеней от снега и наледи в соответствии с п.5.3.17 СП 1.13130.2009, п 6.12* СП 118.13330.2013. Конструктивные части лестницы соответствуют требованиям ГОСТ Р 53254-2009. Имеющееся в оперативном управлении учреждения «здание отряда № 1» не позволяет переоборудовать отделение лестничной клетки на уровне 1-го этажа и вестибюль без реконструкции здания, а мероприятия по строительству и реконструкции зданий могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета. ЛИУ-3 не может являться надлежащим ответчиком по вопросу перепланировки лестничной клетки и вестибюля «здания отряда № 1», поскольку учреждение не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании и реконструкции объектов недвижимого имущества, находящихся в его оперативном управлении.
Представители ответчиков – Федеральной службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области Петров О.В., Светлова Ю.С., Семенова М.Б., исковые требования не признали, поддержав доводы письменных возражений, приобщенных к материалам дела. Пояснили, что УФСИН России по Новгородской области является ненадлежащим участником по данному делу, поскольку не является собственником имущества и главным распорядителем средств федерального бюджета. Полагают, что отсутствуют основания для возложения обязанности на УФСИН России по Новгородской области и ФСИН России в части обеспечения финансирования для устранения указанных нарушений. Просили в иске отказать, полагая требования прокурора необоснованными.
Представитель третьих лиц начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Новгородской области Муромцев А.А. полагал требования прокурора законными и обоснованными. Пояснил, что выявленные нарушения пожарной безопасности должны быть устранены. В данном учреждении в 2015 году был пожар, сгорело производственное здание.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В ст. 10 УИК РФ закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Приказом ФСИН России № 560 от 30.12.2010 утвержден устав ФКУ ЛИУ-3. В силу п. 2.5.1 Устава указанное учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядок и законность в Учреждении, а также безопасность лиц, находящихся на его территории; пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах учреждения.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 год № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Правительством Российской Федерации утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Согласно ст. 37-38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2002 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В силу ч.4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2002 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В пункте 39 «Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения», утвержденной приказом МЧС от 16.03.2007 № 140, разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Из материалов дела следует, что прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области с участием специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам 23 декабря 2019 года проведена проверка ФКУ ЛИУ- 3. В ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, которые отражены в сообщении начальника отдела НД и ПР по Боровичскому и Любытинскому районам А.А. Муромцева на имя прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области от 26.12.2019 № 920, в том числе и указанные в вышеизложенном исковом заявлении прокурора.
По факту выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности на объектах ФКУ ЛИУ-3 прокурором по надзору за соблюдением законом в ИУ Новгородской области начальнику ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области 13.02.2020 внесено представление об устранении нарушений закона, с требованием безотлагательного его рассмотрения и принятия конкретных мер по устранению причин допущенных нарушений и условий, им сопутствующих.
Согласно информации начальника ФКУ ЛИУ-3 о принятых мерах по результатам рассмотрения представления от 13.02.2020 приняты конкретные меры, в том числе направлены заявки на выделение денежных средств для производства работ по устранению выявленных нарушений.
Согласно сводной таблице с уточняющей информацией о фактическом устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности по состоянию на 15.05.2020 г., о проделанной работе по выявленным недостаткам по соблюдению правил пожарной безопасности, ряд выявленных нарушений устранен, вместе с тем, изложенные в исковом заявлении нарушения не устранены.
Основным нормативным правовым актом Российской Федерации, определяющим основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливающим общие требования к пожарной безопасности к объектам защиты является Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. № 123-Ф3, принятый в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.
В ходе проверки объектов ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области выявлены нарушения к обеспечению проездов пожарных автомобилей, а именно: не обеспечен проезд шириной не менее 3,5 метра, на расстоянии от внутреннего края проезда до стены здания 5-8 метров, пожарных автомобилей к зданиям. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 х 15 метров, (установлены металлические ограждения), что является нарушением п.п. 8.1, 8.6, 8.8, 8.13 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
До вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» действовали требования СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», согласно п.8.2 которого проезды для основных и специальных пожарных машин следует предусматривать в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01, СНиП II-89, СНиП II-97. Согласно п.2* приложения 1 СниП 2.07.01-89 при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроено-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автомодъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включительно. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Согласно п.2.9 СНиП 2.07.01-89* тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин. В целях защиты жизни и здоровья людей в данном случае должны применяться требования действовавшие до вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ, что прямо указано в статье 4 названного федерального закона.
Требования по обеспечению зданий и сооружений подъездов для пожарных автомобилей были предусмотрены нормативными документами в области пожарной безопасности и до введения в действие Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и в соответствии с этим к учреждению не предъявляются более высокие требования, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений вышеназванного федерального закона.
В ходе проверки также было выявлено, что лестница 3-го типа, используемая для эвакуации со 2-го этажа здания общежития отряда № 1 имеет уклон более 45° и не имеет сплошных ступеней шириной не менее 0,2 м (фактически металлические прутья), что является нарушением п. 33 Правил; ст. 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. № 123-Ф3; п. 6.12 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» СНиП 31-06-2009.
Согласно статье 53 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающее безопасную эвакуацию людей при пожаре. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть, в том числе установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов.
Согласно п.4.4.2 СП 1.13.130.2020 «Эвакуационные пути и выходы» уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1, а ширина проступи – как правило, не менее 25 см, за исключением наружных лестниц, высота ступени – не более 22 см и не менее 5 см. Аналогичные требования приведены в СНиП 21-01-97*, согласно п.6.30* которого, уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1, ширина проступи – как правило, не менее 25 см, а высота ступени – не более 22 см.
Требования к уклону лестницы 3-го типа приведены и в еще ранее действовавших нормативных документах, в частности в СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы», п.4.20.
Проведенное испытание наружной открытой лестницы и ее соответствие ГОСТ Р 53254-2009 не приводит указанную лестницу в соответствие требованиям, а лишь позволяет установить возможность данной конструкции выдерживать ту или иную нагрузку за конкретный период времени, то есть определяет качество лестницы, что прямо указано в п.1.2 указанного ГОСТ.
В ходе проверки также было выявлено, что на объекте «здание общежития отряда № 1» не обеспечено отделение левой лестничной клетки на уровне 1 этажа коридора и выход непосредственно наружу или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями, что является нарушение п.33 Правил; ст. 4, 89 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.4.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
Аналогичное требование изложено было ранее и в п.6.34* СНиП 21-01-97*. Как указано выше, все здания и сооружения должны быть приведены в соответствие с указанными СНиП 21-01-97*.
До настоящего времени выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а соответственно и нарушения прав осужденных, содержащихся в ФКУ ЛИУ-З, на личную безопасность, в полном объеме не устранены, что не оспорено представителями ответчиков в судебном заседании.
Таким образом, требования прокурора об устранении нарушений пожарной безопасности заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Возлагая на ФСИН России и УФСИН России по Новгородской области финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений, суд принимает во внимание следующее.
В силу ст.38 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Пунктом 1.2 Устава ФКУ ЛИУ-3 установлено, что Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия Учредителя исполняет ФСИН России.
Согласно п.5.13 Устава ФКУ ЛИУ-З при недостаточности денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Новгородской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.7 раздела II Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2014 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положением об Управлении ФСИН России по Новгородской области, утвержденным приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518 установлено, что Управление является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.
При таких обстоятельствах, обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства лежит на ФКУ ЛИУ-З УФСИН России по Новгородской области, субсидиарная ответственность по обязательствам учреждения возлагается на ФСИН России и УФСИН России по Новгородской области.
Доводы ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Новгородской области об отсутствии оснований возложения на них обязанности по обеспечению финансирования устранения нарушений пожарной безопасности ФКУ ЛИУ-3 суд находит несостоятельными, поскольку они противоречат вышеизложенным требованиям нормативно-правовых актов.
Бездействие ответчиков нарушает требования федерального законодательства, законные права осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ-3, и иных лиц, находящихся на территории исправительного учреждения, на личную безопасность. Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности на ФСИН России и УФСИН России по Новгородской области обоснованны.
Срок, в течение которого следует устранить выявленные нарушения, суд находит разумным, принимая во внимание необходимость устранения нарушений, создающих реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебно-исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Новгородской области» в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
-обеспечить подъезд шириной не менее 3,5 метра, на расстоянии от внутреннего края проезда до стены здания 5-8 метров, пожарных автомобилей к зданиям. Обеспечить наличие площадок для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 х 15 метров в конце тупиковых проездов;
- обеспечить на объекте «здание общежития отряда № 1» на лестнице 3- го типа, используемой для эвакуации со 2-го этажа здания, наличие уклона менее 45° и сплошных ступеней шириной не менее 0,2 м.;
- обеспечить на объекте «здание общежития отряда № 1» отделение левой лестничной клетки на уровне 1 этажа коридора и выход непосредственно наружу или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями.
При недостаточности у ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области денежных средств на выполнение работ по обеспечению пожарной безопасности субсидиарную ответственность по данным обязательствам возложить на Федеральную службу исполнения наказаний России и Управление федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 ноября 2020 года.
Судья Т.В. Букалова