Дело № 3а-429/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 февраля 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Казакова Д.А.,
секретарь Хлебникова А.О.,
с участием прокурора
Краснодарской краевой прокуратуры Савушкиной О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Миронова Валерия Валентиновича об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
Миронов В.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и не действующим пункт 9 приложения «Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно политического характера мест на территории Краснодарского края», утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.01.2013 г. п. 73 (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.07.2014 г. № 749) «Об установлении единых специально отведенных или приспособленных, для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно политического характера мест в муниципальном образовании город-курорт Геленджик», и несоответствующим ст. 31 Конституции РФ, ст. 2.1 Закона Краснодарского края от 03.04.2009 г. №1715-КЗ, ч.2 ст.8 Федерального закона №54-ФЗ.
В обоснование заявленных требований указал, что Миронов В.В., направил (зарегистрировал) в администрацию города-курорта Геленджик уведомление о проведении публичного мероприятия по адресу: на пешеходной зоне - аллее, между корпусами <Адрес...> в период с 18:00 до 21:00 часов 11.08.2020г.
29.07.020 г. администрация города-курорта Геленджик направила уведомление о рассмотрении уведомления о проведении публичного мероприятия с фактическим отказом в согласовании заявленного места проведения публичного мероприятия в форме митинга с последующей демонстрацией, указав на нарушения порядка проведения заявленного митинга, а именно, не указание «распорядителей» и предложено иное возможное место проведения митинга по адресу: «на площади на пересечении <Адрес...> и <Адрес...>».
Считает, что Постановление (в части п. 9 Приложения) противоречит пункту 1 части 2 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ и положениям Закона Краснодарского края от 03.04.2009 г. № 1715-КЗ «Об обеспечений условий реализации права граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Краснодарском крае», в частности подпункту 2 статьи 2.1 (во взаимосвязи с подпунктом 7 статьи 2.1) о запрете проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций на тротуарах, остановочных пунктах движения общественного транспорта, а также подпункту 5 статьи 2.1 (во взаимосвязи с подпунктом 7 статьи 2.1) о запрете проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций: ближе чем 50 метров от культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов, специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
Предложенное администрацией города-курорта Геленджик место фактически является проезжей частью и местом остановки автобуса маршрута № 8. Является территорией, расположенной и примыкающей ближе 50 метров к городскому кладбищу, являющегося местом религиозного почитания и, в том числе, на котором расположены и иные объекты, имеющие культурно-историческое значение.
Кроме того, в нарушение требований части 3 статьи 2.2. Закона Краснодарского края от 03.04.2009 г. № 1715-КЗ предложенное администрацией города место не обозначено на местности информационными знаками и не имеет специального ограждения.
В судебное заседание Миронов В.В. не явился, о времени и месте проведения извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель администрации Краснодарского края, главы администрации (губернатора) Краснодарского края по доверенности Дорофеев Д.М. возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Представитель администрации города-курорта Геленджик по доверенности Спиридонова К.А. также возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Прокурор Савушкина О.Н. в судебном заседании в заключении указала, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемые положения постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.01.2013 г. п. 73, (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.07.2014 г. № 749) «Об установлении единых специально отведенных или приспособленных, для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно политического характера мест в муниципальном образовании город-курорт Геленджик» не противоречит федеральному и региональному законодательству.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, возражений и отзыва, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации установлено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) и иными законодательными актами Российской Федерации, относящимися к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места).
Согласно подпункта «а» ч. 2 ст. 40 Устава Краснодарского края, администрация Краснодарского края осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью.
Согласно ч. 1 ст. 2.2 Закона Краснодарского края от 03.04.2009г. № 1715-КЗ «Об обеспечении условий реализации права граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Краснодарском крае» (далее - Закон Краснодарского края № 1715-КЗ) специально отведенные места определяются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Краснодарского края по согласованию с органами местного самоуправления в Краснодарском крае с учетом положений Федерального закона № 54-ФЗ.
На основании положений ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ и ч. 1 ст. 2.2 Закона Краснодарского края № 1715-КЗ постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.01.2013 г. № 73 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Краснодарского края» утвержден Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно политического характера мест на территории Краснодарского края (далее - Перечень).
В соответствии со ст. 2 Закона Краснодарского края от 06.06.1995г. № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» нормативный правовой акт Краснодарского края - акт, принятый референдумом Краснодарского края либо правотворческим органом Краснодарского края в рамках его компетенции и содержащий правовые нормы.
Правотворческий орган Краснодарского края - орган государственной власти Краснодарского края: законодательный (представительный) орган государственной власти Краснодарского края Законодательное Собрание Краснодарского края и исполнительные органы государственной власти Краснодарского края: высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края - администрация Краснодарского края и иные исполнительные органы государственной власти Краснодарского края, правомочный принимать, изменять и отменять нормативные правовые акты края в соответствии с установленной компетенцией (ст. 2 указанного краевого закона).
В соответствии со ст. 6 Закона Краснодарского края от 06.06.1995г. № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края являются нормативными правовыми актами края.
Высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края в соответствии со ст. 39 Устава Краснодарского края является администрация Краснодарского края.
В силу ст. 41 Устава Краснодарского края, ст. 2 Закона Краснодарского края от 06.06.1995г. № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» глава администрации (губернатор) Краснодарского края возглавляет исполнительную власть края, является руководителем правотворческого органа края.
Правовыми актами главы администрации (губернатора) Краснодарского края в соответствии с ч. 2 ст. 42 Устава Краснодарского края являются постановления и распоряжения.
Согласно части 3 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995г. № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» официальным опубликованием нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти Краснодарского края считается первая публикация его полного текста в газете «Кубанские новости» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://admkrai.krasnodar.ru).
Постановление от 31.01.2013г. № 73 «Об установлении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно политического характера мест на территории Краснодарского края» опубликовано 31.01.2013г. на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.07.2014 № 749 «О внесении изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 января 2013 года № 73 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Краснодарского края» размещено на официальном сайте администрации Краснодарского края 24.07.2014г.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт Краснодарского края принят в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом № 54-ФЗ и Устава Краснодарского края, порядок принятия и публикации оспариваемого нормативного правового акта соблюден.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; ��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Дополнительно к местам, в которых запрещается проведение публичных мероприятий в соответствии Федеральным законом № 54-ФЗ, положениями ст. 2.1 Закона Краснодарского края № 1715-КЗ определены следующие места:
1) тоннели, эстакады, мосты, железнодорожные и автодорожные вокзалы и станции, аэродромы, аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные, трамвайные пути, гидротехнические сооружения, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
2) тротуары, остановочные пункты движения общественного транспорта;
3) торгово-развлекательные комплексы (центры), рынки;
4) образовательные организации, организации социального обслуживания, медицинские организации, объекты спорта, детские площадки;
5) культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества);
6) места проведения строительных, ремонтно-восстановительных работ, работ по благоустройству и наведению санитарного порядка;
7) территории, прилегающие на расстоянии до 50 метров к границам мест, указанных в пунктах 1,3-6 данной статьи.
Определенное пунктом 9 Перечня, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.01.2013 г. № 73, специально отведенное место на территории муниципального образования город-курорт Геленджик (площадь, расположенная на пересечении <Адрес...> и <Адрес...>) не является территорией, непосредственно прилегающей к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности, а также в соответствии с положениями ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ не отнесена к другим местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено.
Так, положениями п. 2 ст. 2.1 Закона Краснодарского края № 1715-КЗ установлен запрет на проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций на тротуарах, остановочных пунктах движения общественного транспорта, при этом запрета на проведение указанных публичных мероприятий непосредственно на проезжей части указанной нормой не предусмотрено.
Порядок проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, и не относящихся к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено предусмотрен ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ и статьей 2.1 Закона Краснодарского края № 1715-КЗ, регулируется Законом Краснодарского края от 10.05.2011г. № 2232-КЗ «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования», принятым на основании ч. 3.1 ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ.
Доводы административного истца о том, что определенное оспариваемым нормативным правовым актом место проведения публичных мероприятий не имеет постоянного ограждения, не обозначено на местности, не может быть принят во внимание.
Так, в соответствии с положениями статьи 2 Закона Краснодарского края от 10.05.2011г. № 2232-КЗ «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования» при проведении публичного мероприятия уполномоченный исполнительный орган государственной власти Краснодарского края (орган местного самоуправления в Краснодарском крае) в целях обеспечения прав граждан обязан, в том числе, обеспечивать в пределах своей компетенции проведение публичного мероприятия в соответствии с требованиями Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Закона Краснодарского края «Об обеспечении условий реализации права граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Краснодарском крае», а также настоящего Закона; учитывать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Краснодарского края (орган местного самоуправления в Краснодарском крае) при проведении публичных мероприятий вправе в пределах своей компетенции принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности участников публичного мероприятия и участников дорожного движения, сохранности багажа, грузов и грузобагажа.
Таким образом, при проведении в данном месте публичных мероприятий сотрудниками органов внутренних дел и администрации муниципального образования город-курорт Геленджик обеспечивается общественный порядок и безопасность граждан, в том числе осуществляется регулировка уличного движения, а также устанавливаются временные ограждения для обеспечения безопасности граждан, участвующих в публичных мероприятиях.
В соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона №54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
Согласно разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» проведение публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется, не исключает обязанность его организатора обеспечить безопасность участников публичного мероприятия при его проведении и предполагает необходимость уточнения этим лицом вопроса о запланированных к проведению в специально отведенном месте в избранное время иных публичных мероприятий, чтобы исключить при их совместном проведении превышения нормы предельной заполняемости данного места (пункт 5 части 4 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях). Информирование организатором публичного мероприятия органа публичной власти о намерении провести данное мероприятие в специально отведенном месте в срок, предусмотренный соответствующим законом субъекта Российской Федерации, учитывается судом при оценке выполнения им обязанности по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия в случае рассмотрения вопроса о привлечении данного лица к предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности. При этом, если данный срок законом субъекта Российской Федерации не установлен, информирование может быть осуществлено в срок, указанный в части 1 статьи 7 Закона о публичных мероприятиях.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязанность организатора публичного мероприятия информировать орган местного самоуправления о его проведении в специально отведенном для этого месте. А орган местного самоуправления обязан обеспечить безопасность проведения публичного мероприятия.
В свою очередь требование о том, что специально отведенное место для проведения публичных мероприятий было огорожено либо обозначено на местности, законодательно не установлено.
Также является ошибочным утверждение истца о том, что предложенное администрацией города-курорта Геленджик место является территорией, расположенной и примыкающей ближе чем 50 метров к городскому кладбищу, являющегося по факту местом религиозного почитания, а также на котором фактически расположены и иные объекты, имеющие культурно-историческое значение.
Положениями пунктов 5 и 7 статьи 2.1 Закона Краснодарского края № 1715-КЗ к местам, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещено, относятся культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), а также территории, прилегающие на расстоянии до 50 метров к границам указанных мест.
В судебном заседании установлено, что специально отведенное место на территории муниципального образования город-курорт Геленджик (площадь, расположенная на пересечении <Адрес...> и <Адрес...>) граничит с городским кладбищем, огороженным бетонным забором высотой 3 метра, с зелеными насаждениями. От забора до площади расположен тротуар. Вход на территорию кладбища и автобусная остановка располагаются более чем в 20 метрах от специально отведенного места для проведения публичных мероприятий.
На территории кладбища, расположенного по <Адрес...>, находится местная религиозная организация православный Приход Свято-Преображенского храма города-курорта Геленджик Краснодарского края Новороссийской Епархии Русской Православной Церкви (<Адрес...>). Минимальное расстояние от границы кладбища до здания храма составляет 150 метров, расстояние от границ кладбища по пути следования к храму составляет 220 метров.
Таким образом, определенное пунктом 9 Перечня специально отведенное место на территории муниципального образования город-курорт Геленджик (площадь, расположенная на пересечении <Адрес...> и <Адрес...>) не относится к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено частью 2 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ, статьей 2.1 Закона Краснодарского края № 1715-КЗ.
Учитывая изложенное, постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.01.2013 № 73 «Об установлении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно политического характера мест на территории Краснодарского края» (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.07.2014 № 749) не противоречит действующему федеральному и региональному законодательству.
Оспариваемыми положениями постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.01.2013 № 73 «Об установлении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно политического характера мест на территории Краснодарского края» (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 июля 2014 № 749), права и законные интересы административного истца не нарушаются.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного иска Миронова Валерия Валентиновича о признании незаконным и не действующим постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 января 2013 г. № 73 (в редакции от 23 июля 2014 г. № 749) «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Краснодарского края» в части пункта 9 Приложения «Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Краснодарского края».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 17.02.2021г.