РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2019 г. Никулинский районный суд г. Москвы, в составе судьи Кузнецовой Е.А., при секретаре Киселевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-917\19 по иску Администрации Удомельского городского округа к * об обязании предоставить доступ к жилом помещению для осуществлению проверки проведенных работ,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании предоставить доступ к жилом помещению для осуществлению проверки проведенных работ, мотивируя свои требования тем, что согласно акту проверки от 05.09.2017 г. № 5 * А.А. в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении (квартире) *, по адресу: * проведены работы по перепланировке и переустройству жилого помещения, которые проведены ответчиком без согласования с Администрацией Удомельского городского округа. Таким образом, * А.А. было самовольно переустроено и перепланировано вышеуказанное жилое помещение. Истцом в адрес ответчика было направлено предупреждение о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения в прежнее состояние. На вышеуказанное предупреждение *А.А. в адрес Администрации было направлено уведомление от 17.09.2018 г. о выполнении требований, указанных в предупреждении. 20.09.2018 г. главным специалистом отдела строительства и архитектуры Администрации Удомельского городского округа совместно с председателем ТСЖ «Александрова-12» организована проверка проведенных *А.А. работ по приведению самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения в прежнее состояние. Однако, * А.А. было отказано в доступе к жилому помещению, о чем был составлен соответствующий акт от 20.09.2018 г. Порядок приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения в прежнее состояние, утвержден постановлением Администрации Удомельского городского округа от 27.06.2018 № 638-па является муниципальным правовым актом, принятым органом местного самоуправления по вопросу местного значения, и является обязательным для исполнения на территории Удомельского городского округа, в том числе является обязательным для исполнения, в том числе и *А.А. Таким образом, предоставление доступа гр. * А.А. в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение для осуществления проверки проведенных им работ по приведению самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения прежнее состояние является его обязанностью. Таким образом, истец просит обязать ответчика предоставить Администрации доступ к вышеуказанному жилому помещению, для осуществления проверки проведенных им работ по приведению самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения в прежнее состояние.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещался судом, представил письменный отзыв на возражения ответчика, в котором содержится ходатайство о рассмотрении настоящего гражданского дела в отсутствии представителя истца.
Ответчик, его представитель в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Суд, огласив исковое заявление, выслушав ответчика, его представителя, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
-Как установлено в судебном заседании *. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу *.
Таким образом, указанное жилое помещение не относится к муниципальному жилищному фонду.
Согласно акту проверки от 05.09.2017 № 5 * А.А. в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении (квартире) *, расположенном по адресу: * проведены работы по перепланировке и переустройству жилого помещения.
Вышеперечисленные работы были проведены * А.А. без согласования с Администрацией Удомельского городского округа.
Администрацией Удомельского городского округа в адрес * А.А. было направлено предупреждение о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения в прежнее состояние.
На вышеуказанное предупреждение * А.А. в адрес Администрации Удомельского городского округа было направлено уведомление от 17.09.2018 г. о выполнении требований, указанных в предупреждении.
20.09.2018 г. главным специалистом отдела строительства и архитектуры Администрации Удомельского городского округа совместно с председателем ТСЖ «Александрова-12» организована проверка проведенных *А.А. работ по приведению жилого помещения в прежнее состояние.
Из представленного стороной истца акта от 20.09.2018 г. усматривается, что *А.А. было отказано в доступе к жилому помещению.
Между тем, материалы гражданского дела не содержат сведений, подтверждающих, что ответчик уведомлен истцом о необходимости предоставит доступ 20.09.2018 г. в принадлежащее ответчику на праве собственности жилое помещение.
Согласно ст. 288 ГК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В силу ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании ст. 17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии со ст. 29 ЖК РФ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 ч. 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В силу ст.25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
На основании ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом.
В силу ч.ч.1, 2 ст. 3 ЖК РФ, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных Жилищным кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
В соответствии с ч.3 ст.3 ЖК РФ проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
Согласно п. 2 ст. 1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, п. 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 года N 25, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в жилом помещении (доме) граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
В силу ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
К доводам истца о том, что предоставление * А.А. доступа в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение (квартиру) * расположенное по адресу: *, для осуществления проверки проведенных им работ является его обязанностью, суд относится критически в силу следующего.
Пункты 7, 9 и 9.1 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации наделяют органы местного самоуправления полномочиями в области жилищных отношений по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений; осуществлению муниципального жилищного контроля; определению порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений.
Как следует из вступившего в законную силу постановления мирового судьи судебного участка №2 Удомельского района Тверской области от 09.10.2017 г., которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении *А.А. на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, самовольно установленный * А.А. козырек над балконом, а также стена, расположенная внутри квартиры, принадлежащей ему на праве собственности, в соответствии со статьей 36 ЖК РФ, п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, не могут быть отнесены к общему имуществу многоквартирного жилого дома, полномочия по муниципальному жилищному контролю которых имеются у должностных лиц Администрации Удомельского городского округа.
В соответствии с ч.1.1 ст.20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Таким образом, указанные положения ст.20 ЖК РФ об осуществлении муниципального жилищного контроля касаются только проверок соблюдения обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда. В силу указанной нормы должностные лица Администрации Удомельского городского округа не наделены полномочиями по проведению государственного жилищного надзора. На нее возложены функции муниципального жилищного контроля в отношении муниципального жилищного фонда.
При этом, истцом не приведено каких-либо правовых оснований, предусмотренных ст.3 Жилищного кодекса Российской Федерации, для проникновения в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд, анализируя в совокупности все собранные по делу доказательства приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по вышеуказанным основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 1, 3, 14, 17, 20, 26, 29, 30 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 288, 290 ГК РФ, ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации Удомельского городского округа к * об обязании предоставить доступ к жилом помещению для осуществлению проверки проведенных работ – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.04.2019 ░.