Административное дело № 2а-293/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Магдагачи 11 сентября 2018 года
Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи. Волошина О.В,
при секретаре Николаевой Н. В.,
с участием:
помощника прокурора Магдагачинского района Истомина М. П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Магдагачинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гонжинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Гонжинский сельсовет по непринятию мер к установке приборов учета тепловой энергии на котельных, возложении обязанности устранить выявленные нарушения в сфере законодательства о теплоснабжении и энергосбережении,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Магдагачинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Гонжинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Гонжинский сельсовет по непринятию мер к установке приборов учета тепловой энергии на котельных, возложении обязанности устранить выявленные нарушения в сфере законодательства о теплоснабжении и энергосбережении, заявленные требования обоснованы следующим:
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения муниципальными образованиями законодательства о теплоснабжении и энергосбережении в части готовности муниципальных образований района к отопительному периоду 2018-2019 годов. По результатам проверки установлено следующее. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах поселения теплоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения. Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Установлено, что на территории муниципального образования - Гонжинский сельсовет расположено 2 котельных - котельная «ДПКС» находящаяся по адресу: с. Гонжа, ул. Минеральная, д. 2 и котельная «Школа» расположенная по адресу: с. Гонжа, ул. Драгалина, д. 2. Указанные котельные являются муниципальной собственностью и принадлежат муниципальному образованию - Гонжинский сельсовет. Однако в нарушение вышеуказанных норм названные котельные не оборудованы приборами учета тепловой энергии. Собственник котельных – администрация Гонжинского сельсовета учет на указанных объектах не организовал. Данные нарушения стали возможными в связи с непринятием надлежащих мер по обеспечению снижении энергозатратности объектов теплоснабжения, учету энергии со стороны администрации, отсутствия надлежащего контроля за подчинёнными работниками, контролирующими эксплуатацию объектов теплоснабжения, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц. Указанные нарушения были выявлены прокуратурой района в ходе ранее проведенной проверки. 22.06.2018г. прокурором района в адрес администрации Гонжинского сельсовета внесено представление по факту отсутствия прибора учета тепловой энергии. Законные требования прокурора исполнены не были. Бездействие администрации Гонжинского сельсовета выразившееся в непринятии мер по установлению в котельных приборов теплового учета нарушает принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и стимулирования энергосбережения.
В связи с изложенным, просит суд признать незаконным бездействие администрации Гонжинского сельсовета по факту непринятия мер к установке в находящихся в собственности котельных: «ДПКС» расположенную по адресу: с. Гонжа, ул. Минеральная, д. 2 и котельную «Школа» расположенную по адресу: с. Гонжа, ул. Драгалина, д. 2 приборов учета тепловой энергии. Обязать администрацию Гонжинского сельсовета оборудовать находящиеся в собственности котельные: «ДПКС» расположенную по адресу: с. Гонжа, ул. Минеральная, д. 2 и котельную «Школа» расположенную по адресу: с. Гонжа, ул. Драгалина, д. 2 приборами учета тепловой энергии.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные прокурором Магдагачинского района в интересах неопределенного круга лиц требования поддержал по доводам изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, глава администрации Гонжинского сельсовета представил телефонограмму, согласно которой просит суд рассмотреть дело без своего участия, с административным иском прокурора не согласен, у администрации на установку теплосчетчиков нет денежных средств.
С учетом мнения помощника прокурора суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика.
Заслушав объяснения помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему:
Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).
Одними из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в соответствии со ст.3 Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
В силу ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
При этом в силу ч. 1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также предусмотрено к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3, ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Как установлено из материалов дела, прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Магдагачинского района законодательства о теплоснабжении и энергоснабжении в части готовности к отопительному сезону 2018-2019 годов, в результате которой установлено, что объекты - котельные «ДПКС» и «Школа», расположенные на территории муниципального образования Гонжинский сельсовет, не оборудованы приборами учета тепловой энергии. По данному факту в адрес главы Администрации Гонжинского сельсовета внесено преставление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении и энергоснабжении (л.д.8-9), требования прокурора до настоящего времени не исполнены.
Согласно исследованному в судебном заседании Уставу Гонжинского сельсовета, утвержденного решением Гонжинского сельского Совета народных депутатов к вопросам местного значения Гонжинского сельсовета относятся, в том числе, организация в границах Гонжинского сельсовета электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. ( ст. 5 п. 4 Устава).
В соответствии с вышеизложенным, у административного ответчика имеется обязанность по организации теплоснабжения на территории муниципального образования. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 ст. 295 ГК РФ определено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона "О теплоснабжении" владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2018) Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
В силу ч.2 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с ч.3, 4 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ до 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Крым и города федерального значения Севастополя, обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно материалов дела здания котельной ДПКС, с кадастровым номером 28:16:000000:0057:10:000:001:001790630:0120:00000, расположенное в с.Гонжа Магдагачинского района по ул.Энергетиков и котельной с кадастровым номером 28:16:010601:0260:10:231:002:007181450, расположенное в с.Гонжа Магдагачинского района по ул.Драгалина, д.2 являются собственностью муниципального образования Гонжинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области (л.д.10, 11).
Поскольку администрацией Гонжинского сельсовета, осуществляющей полномочия собственника в отношении муниципального имущества, не выполнены требования действующего законодательства в части организации учета используемых энергетических ресурсов, суд считает обоснованными доводы прокурора Магдагачинского района о бездействии органа местного самоуправления.
Каких-либо доказательств тому, что котельная не подлежат оснащению приборами учета в силу характеристик, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в суд не представлено.
Доводы административного ответчика об отсутствии финансовой возможности для установления приборов учета тепловой энергии в зданиях котельных не является основанием для не исполнения органом местного самоуправления требований Федерального законодательства, доказательств о наличии запланированных в местном бюджете статей расходов на установку приборов учета тепловой энергии на котельных с 2011 года и невозможности исполнения бюджета муниципальным образованием не имеется.
На основании изложенного, административные исковые требования прокурора Магдагачинского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Магдагачинского района удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Гонжинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области в непринятии мер к установке приборов учета тепловой энергии в котельной «ДПКС», расположенной по адресу: с. Гонжа, ул. Минеральная, д. 2 и котельной «Школа», расположенной по адресу: с. Гонжа, ул. Драгалина, д. 2.
Возложить на администрацию муниципального образования Гонжинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в закону силу оборудовать котельную «ДПКС», расположенную по адресу: Амурская область, Магдагачинский район, с. Гонжа, ул. Минеральная, д. 2 и котельную «Школа», расположенную по адресу: Амурская область, Магдагачинский район, с. Гонжа, ул. Драгалина, д. 2 приборами учета тепловой энергии.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Магдагачинском районном суде 14 сентября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Магдагачинского районного суда О. В. Волошин