РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2016 года г. Москва
Тушинский районный суд г. Москвы в составе:
председательствующего судьи Ушаковой Т.Г.,
при секретаре Пустовите Д.Д.,
при участии в заседании:
представителя административного истца Логецкого А.А.,
представителя административного ответчика Ширшова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1999/16 по административному иску Жильцова К.А. к Призывной комиссии района «Покровское-Стрешнево», ОВК г. Москвы по Тушинскому району СЗАО о признании незаконным заключения комиссии,
у с т а н о в и л:
Жильцов К.А. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии района «Покровское-Стрешнево» г. Москвы о признании заключения призывной комиссии о признании не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, незаконным.
В ходе рассмотрения административного иска к участию в деле в качестве административного соответчика был привлечен ОВК г. Москвы по Тушинскому району СЗАО.
В обоснование административного иска указано, что в ноябре 2015 г. Призывная комиссия района «Покровское-Стрешнево» г. Москвы вынесла в отношении Жильцова К.А. заключение о признании гражданином, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований. Жильцов К.А. считает это заключение незаконным, противоречащим нормам действующего законодательства и нарушающим права административного истца, так как призывная комиссия, принимая оспариваемое решение, оставила без внимания то, что Жильцову К.А. ранее была предоставлена отсрочка по обучению до 2012 г., а с марта 2010 г. по июль 2015 г. он проходил службу в ФСКН России. В соответствии с действующим законодательством, граждане, поступившие на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств, снимаются с общего воинского учета и зачисляются на специальный воинский учет. Также служба в ФСКН России является самостоятельным основанием для предоставления отсрочки. Между тем, на призывные мероприятия Жильцова К.А. в установленном порядке не вызывали, вопрос о предоставлении отсрочки или о призыве на военную службу призывной комиссией не рассматривался. Также Жильцов К.А. указывает, что не проходил военную службу ввиду предоставления ему отсрочек.
Представитель административного истца Логецкий А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административный иск поддержал.
Представитель административного ответчика ОВК г. Москвы по Тушинскому району СЗАО Ширшов В.Н., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал.
Административный ответчик Призывная комиссия района «Покровское-Стрешнево» г. Москвы в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
В силу п.6 ст.226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При таких обстоятельствах, в силу п.6 ст.226, а также ч.1, 2 ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного ответчика Призывной комиссии района «Покровское-Стрешнево» г. Москвы, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Установлено, Жильцов К.А., 30.09.1988 года рождения, зарегистрированный по адресу: ***, состоит на воинском учете в ОВК Тушинского района СЗАО города Москвы, в отношении него сформировано личное дело призывника.
До февраля 2012 г. Жильцов К.А. имел отсрочку по подп.А п.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с обучением по очной форме в МАИ.
Приказом по институту № 54/6 от 04.04.2012 г. Жильцов К.А. отчислен в связи с окончанием института.
Согласно сведениям о гражданине, подлежащем воинскому учету, и принятии его на службу, представленным ФСКН России, 07.06.2012 г. Жильцов К.А. принят на службу в Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по городу Москве на должность оперуполномоченного на основании приказа Управления ФСКН России по г. Москве от 07.06.2012 г. № 286-лс.
Указанные выше данные имеются в материалах личного дела призывника, копия которого представлена ОВК Тушинского района СЗАО города Москвы.
Согласно п.1.1 ст.8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) «О воинской обязанности и военной службе» порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.35 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) «Об утверждении Положения о воинском учете» воинский учет военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту пребывания указанных граждан. В указанных органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом настоящим Положением применительно к организациям.
Снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производится в военных комиссариатах по мотивированным ходатайствам указанных органов и учреждений, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан, с приложением именных списков.
Пунктом 36 указанного Положения предусмотрено, что документы воинского учета военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, хранятся в военных комиссариатах в местах, исключающих доступ к ним посторонних лиц, в опечатанном виде. Работа с указанными документами разрешается только лицам, определяемым приказом военного комиссара.
При увольнении граждан со службы органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ письменно извещают военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан об этом с указанием основания увольнения.
В п.37 названного Положения указано, что руководители соответствующих органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ представляют ежегодно, до 1 октября, в военные комиссариаты по месту жительства призывников документы, подтверждающие прохождение ими службы в этих органах, а также обучение в образовательных организациях указанных органов.
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях (пп. «З» п.1 Закона).
По смыслу данной нормы отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, окончившим профильные высшие профессиональные учреждения, в то время как Жильцов К.А. окончил ГБОУ ВПО Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), после чего поступил на службу в ФСКН России, которая не имеет отношения к указанному высшему учебному заведению.
Вместе с тем, суд обращает внимание на то, что вопрос о предоставлении отсрочки Жильцову К.А. в связи с его прохождением в органах ФСКН России ОВК Тушинского района СЗАО города Москвы не рассматривался, сам Жильцов К.А. о предоставлении отсрочки в связи с прохождением службы в органах наркоконтроля в военкомат не обращался.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 (ред. от 29.06.2012) «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663» (вместе с «Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе») решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в перечне, приведенном в приложении N 32 к настоящей Инструкции.
Согласно п.2 названного Приказа при рассмотрении вопроса о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов:
(ж) поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специального звания:
соответствующий диплом о высшем профессиональном образовании;
справка с места службы с указанием в ней специального звания и даты окончания контракта (или копия контракта), заверенная печатью и подписью руководителя соответствующего органа или учреждения;
3. В других случаях для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов:
а) обучающегося по очной форме обучения:
в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении среднего (полного) общего образования - справка согласно приложению N 1 к настоящему Перечню;
в имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательном учреждении начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования - справка согласно приложению N 2 к настоящему Перечню;
б) получающего послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательном учреждении высшего профессионального образования или научном учреждении, имеющем лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования:
диплом о высшем профессиональном образовании;
справка согласно приложению N 2 к настоящему Перечню, подписанная руководителем или заместителем руководителя образовательного или научного учреждения, в которой указываются дата и номер приказа о его зачислении в аспирантуру (адъюнктуру, интернатуру) образовательного или научного учреждения и дата окончания программы обучения и защиты квалификационной работы. Справка заверяется печатью образовательного или научного учреждения;
копия лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования - для научных учреждений;
в) для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по указам Президента Российской Федерации:
диплом (кому необходимо по условиям указа Президента Российской Федерации) о высшем профессиональном, среднем профессиональном или начальном профессиональном образовании по соответствующему направлению;
справка с места работы, заверенная печатью и подписью руководителя организации.
Если указ Президента Российской Федерации предусматривает квоты граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, персональный состав такой категории граждан доводится до военных комиссариатов выписками из директивы Генерального штаба (Главного организационно-мобилизационного управления).
Граждане, указанные в подпунктах «ж» и «и» пункта 2 и в пункте 3 настоящего приложения, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, ежегодно в сентябре - октябре представляют в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, справку с места работы или учебы.
Копии указанных в настоящем приложении документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, а также справки с места жительства и места работы (учебы), приобщаются к материалам личного дела призывника.
Между тем, документы, указанные в подпункте «ж» пункта 2 указанного приложения, в частности, соответствующий диплом о высшем профессиональном образовании, Жильцовым К.А. в военный комиссариат не предоставлялись, в материалах личного дела призывника копия диплома отсутствует.
Пунктом 20 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 (ред. от 20.05.2014) «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу или не призванный на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении им возраста 27 лет в установленном порядке снимается с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу и не пребывающих в запасе.
В соответствии со ст.25 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Поскольку службу в ФСКН России Жильцов К.А. закончил по окончании весенне-летнего призыва, а 27 лет ему исполнилось до наступления осенне-весеннего призыва, он перестал быть субъектом правоотношений, связанных с призывом на военную службу.
В то же время, в период с 22.07.2015 г. по 30.09.2015 г. Жильцов К.А. о своем увольнении в ОВК не сообщил.
Учитывая, что Призывная комиссия района «Покровское-Стрешнево» на момент принятия решения, 09.11.2015 г., не располагала какими-либо документами в отношении Жильцова К.А., было принято решение в соответствии с пп.1.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно которому при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В соответствии со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно п.п.1, 2 ч.9 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
В силу ст.247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.
Административным истцом не представлено допустимых доказательств, нарушения его прав либо законных интересов оспариваемым решением Призывной комиссии района «Покровское-Стрешнево» от 09.11.2015 г.
Подтверждения незаконности оспариваемого решения судом также не установлено.
Разрешая административный спор, суд принимает во внимание, что в действиях ОВК г. Москвы по Тушинскому району СЗАО по невызову Жильцова К.А. на призывные мероприятия имеются нарушения, однако, данные нарушения не являются безусловным основанием для удовлетворения административного иска.
При таких обстоятельствах, оценив собранные доказательства в совокупности, установив фактические обстоятельства дела, суд считает заявленные требования Жильцова К.А. о признании заключения призывной комиссии от 09.11.2015 г. о признании не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, незаконным, подлежащими отклонению в полном объеме
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-179 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░», ░░░ ░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ –