УИД 77RS0017-02-2021-022715-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2022 года г.Москва
Нагатинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Виноградовой Н.Ю., при секретаре Чукановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2482/22 по иску Семилетова Андрея Борисовича к Семилетову Алексею Борисовичу о признании недействительным заявления об отказе от принятия наследства, установлении факта принятия наследства,
УСТАНОВИЛ:
Истец Семилетов А.Б. обратился в суд с иском к Семилетову А.Б. о признании недействительным заявления об отказе от наследства, об установлении факта принятия наследства. В обоснование заявленных требований истец указал, что 02.12.2019 умерла его мама Семилетова Г.А., 13.03.2020 умер его отец Семилетов Б.А. Наследниками первой очереди являются истец и его родной брат – ответчик Семилетов А.Б. Наследственное имущество состоит из квартиры, расположенной по адресу: адрес, приобретенной родителями в период брака, однако оформленное на имя отца истца – Семилетова А.Б. В сентябре 2021 года между истцом и ответчиком было достигнуто соглашение об оформлении через знакомого риелтора ответчика наследственных прав на имущество с целью последующей продажи квартиры и раздела вырученных денег от продажи квартиры поровну, в связи с чем 09 сентября 2021 года у нотариуса г. Москвы Авериной Е.Л. по адресу: адрес, доверяя ответчику, будучи введенным в заблуждение относительно правовой природы документа, истец подписал заявление об отказе от принятия наследства, оставшегося после смерти отца истца. Между тем, после смерти родителей истец фактически принял наследственное имущество в виде квартиры, поскольку по настоящее время проживает в спорной квартире, оплачивает коммунальные платежи, осуществляет уход за квартирой. На основании изложенного, истец просит суд признать недействительным отказ от наследства после смерти отца – Семилетова Б.А., поданное нотариусу г.Москвы Авериной Е.Л. 09.09.2021, установить юридический факт принятия наследства после смерти Семилетова Б.А., признав за истцом право собственности на 1/2 долю на квартиру, расположенную по адресу: адрес.
Истец Семилетов А.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Ответчик Семилетов А.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя по доверенности Лобачевой Е.Н., которая возражала против удовлетворения исковых требования по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Третье лицо нотариус г.Москвы Аверина Е.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска ввиду следующего.
В соответствии со ст. 1157 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества. Наследник вправе отказаться от наследства в течение срока, установленного для принятия наследства, в том числе в случае, когда он уже принял наследство. Отказ от наследства не может быть впоследствии изменен или взят обратно.
Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 1158 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди независимо от призвания к наследованию, не лишенных наследства, а также в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 21 Постановления от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснил, что сделки, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей при наследовании, в том числе и отказ от наследства, могут быть признаны судом недействительными в соответствии с общими положениями о недействительности сделок (главы 9 ГК РФ) и специальными правилами раздела V ГК РФ.
Отказ от наследства является односторонней сделкой; отказ от наследства может быть признан недействительным в предусмотренных Гражданским кодексом РФ случаях признания сделок недействительными (ст. ст. 168 - 179 ГК РФ).
В соответствии со ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ст.178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
При наличии условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заблуждение предполагается достаточно существенным, в частности если:
1) сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.;
2) сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные;
3) сторона заблуждается в отношении природы сделки;
4) сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой;
5) сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку.
Заблуждение относительно мотивов сделки не является достаточно существенным для признания сделки недействительной.
В соответствии с п.2 ст.179 ГК РФ, сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Сделка, совершенная под влиянием обмана потерпевшего третьим лицом, может быть признана недействительной по иску потерпевшего при условии, что другая сторона либо лицо, к которому обращена односторонняя сделка, знали или должны были знать об обмане. Считается, в частности, что сторона знала об обмане, если виновное в обмане третье лицо являлось ее представителем или работником либо содействовало ей в совершении сделки.
В ходе судебного заседания установлено, что Семилетов Б.А. являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.12.2004, запись регистрации №77-01/15-109/2004-272.
13 марта 2020 года Семилетов Б.А. умер.
Факт родственных отношений между умершим Семилетовым Борисом Александровичем и его сыновьями истцом Семилетовым Андреем Борисовичем и ответчиком Семилетовым Алексеем Борисовичем подтверждается свидетельствами о рождении.
05 ноября 2020 года по заявлению представителя Семилетова Алексея Борисовича – Лобачевой Е.Н. нотариусом г.Москвы Авериной Е.Л. открыто наследственное дело № 113/2020/1695962 к имуществу умершего Семилетова Б.А.
В состав наследства умершего Семилетова Б.А. входит следующее имущество: земельный участок, расположенный по адресу: адрес, Иваньковская с/т, садоводческое некоммерческое товарищество № 74 «Ивушка», участок № 54; квартира, расположенная по адресу: адрес; денежные средства с причитающимися процентами, находящиеся на счетах №... №... в ПАО Сбербанк; 1/2 доля права на денежные средства с причитающимися процентами на счете №... в ПАО Сбербанк, открытом на имя Семилетовой Г.А., наследником по закону на имущество которой являлся Семилетов Б.А., принявший наследство, но не оформивший свои наследственные права; 1/2 доля в праве на денежные средства с причитающимися процентами, находящийся на счете №... в ПАО Сбербанк, открытом на имя Семилетовой Г.А., наследником по закону на имущество которой являлся Семилетов Б.А., принявший наследство, но не оформивший свои наследственные права; ½ доля в праве на денежные средства с причитающимися процентами, находящийся на счете №... в ПАО Сбербанк, открытом на имя Семилетовой Г.А., наследником по закону на имущество которой являлся Семилетов Б.А., принявший наследство, но не оформивший свои наследственные права.
Также судом установлено, что 09.09.2021 нотариусом г.Москвы Авериной Е.Л. удостоверено и зарегистрировано заявление истца Семилетова Андрея Борисовича об отказе по всем основаниям наследования от принятия причитающейся доли на наследство, оставшегося после смерти Семилетова Б.А. в пользу ответчика Семилетова Алексея Борисовича.
Как следует из текста вышеуказанного заявления, настоящим заявлением Семилетов Андрей Борисович подтвердил, что ему известно об открытии наследства после смерти Семилетова Бориса Александровича, а также что им пропущен срок для принятия наследства, при этом подтвердив, что содержание статей 1157, 1158 ГК РФ ему разъяснены и понятны, в том числе, о том, что отказ от наследства не может быть изменен или взят обратно, а также не допускается отказ от наследства с оговорками или под условием, либо отказ от части наследства. Более того, в данном заявлении Семилетовым А.Б. подтверждено, что в суд по поводу восстановления срока для принятия наследства обращаться не будет, фактически в управление наследственным имуществом не вступал, не возражает против получения свидетельства о праве на наследство Семилетовым Алексеем Борисовичем, указав также, что ему известно о предстоящей продаже квартиры, расположенной по адресу: адрес, претензий к новому собственнику не имеет и иметь не будет.
02 ноября 2021 года нотариусом города Москвы Авериной Е.Л. ответчику Семилетову Алексею Борисовичу выданы свидетельства о праве на наследство по закону на имущество Семилетова Б.А., умершего 13 марта 2020 года, состоящее из: земельного участка, расположенного по адресу: адрес, Иваньковская с/т, садоводческое некоммерческое товарищество № 74 «Ивушка», участок № 54; квартиры, расположенной по адресу: адрес; прав на денежные средства с причитающимися процентами, находящиеся на счетах №... №... в ПАО Сбербанк; 1/2 доли права на денежные средства с причитающимися процентами на счете №... в ПАО Сбербанк, открытом на имя Семилетовой Г.А., наследником по закону на имущество которой являлся Семилетов Б.А., принявший наследство, но не оформивший свои наследственные права; 1/2 доли в праве на денежные средства с причитающимися процентами, находящийся на счете №... в ПАО Сбербанк, открытом на имя Семилетовой Г.А., наследником по закону на имущество которой являлся Семилетов Б.А., принявший наследство, но не оформивший свои наследственные права; ½ доли в праве на денежные средства с причитающимися процентами, находящийся на счете №... в ПАО Сбербанк, открытом на имя Семилетовой Г.А., наследником по закону на имущество которой являлся Семилетов Б.А., принявший наследство, но не оформивший свои наследственные права.
Истец, обращаясь в суд с заявленными требованиями указал, что ответчик при открытии наследства после смерти их отца Семилетова Б.А. попросил его оформить отказ от наследства в его пользу, мотивируя это тем, что он вступит в наследственные права на имущество быстро через своих знакомых, после продажи квартиры отдаст истцу причитающуюся ему половину денежных средств, однако обманул его. Истец не предполагал, что ответчик вводит его в заблуждение или обманывает и подписал заявление об отказе от доли в наследстве.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд исходит из того, что заявление об отказе от наследства оформлено в установленной законом нотариальной форме с разъяснением нотариусом положений статей 1157 и 1158 ГК РФ. При этом, доказательства того, что на момент подписания заявления об отказе от принятия наследства истец заблуждался относительно последствий совершаемой им сделки или отказ от наследства связан с оговорками или под условием, истцом не представлены.
В предмет доказывания по спору о признании сделки недействительной как совершенной под влиянием заблуждения, входит, в том числе, факт умышленного введения недобросовестной стороной другой стороны в заблуждение относительно обстоятельств, имеющих значение для заключения сделки.
Между тем, истцом Семилетовым А.Б. не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что ответчик как-то причастен к совершению истцом отказа от наследства или умышленно ввел его в заблуждение относительно предмета и существа сделки, а само заявление истца не содержит никаких условий, при которых истец отказывается от наследства в пользу ответчика Семилетова А.Б.
Доводы иска о том, что заявление об отказе от доли наследства было сделано истцом под влиянием ответчика Семилетова А.Б., обмана с его стороны, не могут быть приняты во внимание, так как обстоятельства введения истца в заблуждение, обмана со стороны ответчика Семилетова А.Б. либо оказания давления на истца в ходе судебного разбирательства по делу своего подтверждения не нашли, в то время как текст заявления содержит указание на разъяснение истцу правовых последствий и содержания сделанного им заявления.
Поскольку истец Семилетов А.Б. добровольно отказался от наследства, предмет, природа и последствия отказа ему были разъяснены и понятны, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что он действовал под влиянием заблуждения и о наличии оговорок и условий не представлено, данный отказ оформлен в срок и порядке, предусмотренном законом, суд приходит к выводу, что оснований для признания недействительным заявления Семилетова Андрея Борисовича от отказе от принятия наследства после смерти Семилетова Бориса Александровича, поданное нотариусу г.Москвы Авериной Е.Л. 19.09.2021 запись в реестре №77/03-8/77-2021-7-560 не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.
Также суд не находит оснований для удовлетворения требований об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследство, поскольку указанные требования являются производными от основных, в удовлетворении которых отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Семилетова Андрея Борисовича (паспортные данные) к Семилетову Алексею Борисовичу (паспортные данные) о признании недействительным заявления об отказе от принятия наследства, установлении факта принятия наследства – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Нагатинский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Н.Ю. Виноградова
Решение изготовлено в окончательной форме 02.09.2022 года
Судья: Н.Ю. Виноградова