77RS0021-02-2022-024752-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2023 года адрес
Пресненский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи фио,
при помощнике судьи фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2215/2023 по иску Ворончихина Игоря Александровича, Ворончихиной Людмилы Александровны к Департаменту городского имущества адрес об оспаривании моратория на улучшение жилищных условий при предоставлении жилого помещения очередникам,
У С Т А Н О В И Л:
Ворончихин И.А. и Ворончихина Л.А. обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества адрес об оспаривании моратория на улучшение жилищных условий при предоставлении жилого помещения очередникам, ссылаясь на своё проживание по договору социального найма в комнате № 2 общей площадью 19,9 кв. м, жилой 17,7 кв. м в двухкомнатной коммунальной квартире по адресу: адрес. С 2004 г. истцы в составе семьи из 2 чел. состоят на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий (учётное дело № 52-01-952430-2004-0030.0). 02.03.2018 г. Ворончихина Л.А. произвела отчуждение принадлежащей ей квартиры по адресу: адрес: одна 1/2 часть которой была ею ранее приватизирована, а вторая 1/2 часть унаследована после смерти супруга. Третье лицо фио, бывшая супруга фио, проживает в двухкомнатной квартире по адресу: адрес площадью жилого помещения 54,5 кв. м, принадлежащей на праве собственности её сыну, фио В квартиру истцов не вселялась и на жилищном учёте с ними не состоит. 09.12.2021 г. расторгнут брак фио с фио На обращение фио в ДГИ Москвы с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения как очередникам письмом ДГИ Москвы от 28.10.2022 г. сообщается о применении к истцам, как очередникам, 5-летнего моратория на улучшение жилищных условий в связи с намеренным ухудшением жилищных условий - расторжением брака фио с фио 09.12.2021 г. и отчуждением Ворончихиной Л.А. жилого помещения в адрес в 2018 г. Не согласившись с решением ДГИ Москвы, истцы обратились в суд с иском.
Стороны и третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Истцы проживают по договору социального найма в комнате № 2 общей площадью 19,9 кв. м, жилой 17,7 кв. м в двухкомнатной коммунальной квартире по адресу: адрес.
С 2004 г. в составе семьи из 2 чел. состоят на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий (учётное дело № 52-01-952430-2004-0030.0).
02.03.2018 г. Ворончихина Л.А. произвела отчуждение принадлежащей ей квартиры по адресу: адрес: одна 1/2 часть которой была ею ранее приватизирована, а вторая 1/2 часть унаследована после смерти супруга.
Третье лицо фио проживает в двухкомнатной квартире по адресу: адрес площадью жилого помещения 54,5 кв. м, принадлежащей на праве собственности её сыну, фио Со слов истцов, что не опровергнуто материалами дела, в квартиру фио и Ворончихиной Л.А. третье лицо не вселялось и на жилищном учёте с ними не состоит.
09.12.2021 г. расторгнут брак фио с фио
На обращение фио в ДГИ Москвы с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения как очередникам письмом ДГИ Москвы от 28.10.2022 г. сообщается о применении к истцам 5-летнего моратория на улучшение жилищных условий в связи с намеренным ухудшением жилищных условий - расторжением брака фио с фио 09.12.2021 г. и отчуждением Ворончихиной Л.А. жилого помещения в адрес в 2018 г.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Право граждан на жилище обеспечивается в адрес способами, предусмотренными федеральным и московским законодательством. Право очередников на получение жилья обеспечивается предоставлением им жилых помещений, находящихся в собственности адрес, в порядке и на условиях, установленных законами и иными правовыми актами адрес, путем содействия гражданам в приобретении или строительстве жилых помещений за счет собственных или иных средств (часть 2 ст. 1 Закона адрес «Основы жилищной политики адрес» от 27.01.10 г. № 2 (далее – Основы)).
Одна из задач жилищной политики адрес - предоставление гражданам жилых помещений по договорам соцнайма, найма, безвозмездного пользования, иным договорам в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами адрес (пункт 4 ч. 2 ст. 2 Основ).
Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии со ст. 16 Закона Москвы «Об обеспечении права жителей Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. № 29 (далее – Закон Москвы № 29) ведение жилищного учета и перерегистрацию жителей Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти адрес (часть 1); проведение перерегистрации осуществляется без участия заявителя путем истребования у соответствующих организаций и, при необходимости, у граждан документов в целях подтверждения в полном объеме условий, послуживших основаниями для принятия граждан на жилищный учет (часть 4); непосредственно перед принятием решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность жилых помещений с помощью адрес, а также не менее чем за год до планируемого принятия такого решения уполномоченный орган исполнительной власти Москвы в полном объеме проводит проверку оснований, позволяющих жителям Москвы состоять на жилищном учете и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью Москвы (часть 6).
Таким образом, целями прохождения перерегистрации является подтверждение права состоять на жилищном учете и получить жилое помещение очередниками, а не другими лицами.
Поскольку перерегистрация проводится для проверки оснований состояния на жилищном учете и предоставления жилья только очередникам, ДГИ Москвы не вправе требовать предоставления документов об уровне жилищной обеспеченности от граждан, не являющихся членами семьи очередников.
фио не является членом семьи истцов, т.к. в их квартиру не вселялась и с ними не проживает. Более того, на жилищном учёте она не состоит, не имеет права пользования квартирой истцов, равно как и никто из истцов не имеет права на её жильё.
Как следует из ст. 53 ЖК РФ и ст. 10 Закона Москвы № 29 намеренным ухудшением жилищных условий являются действия, приводящие к возникновению у кого-либо права претендовать на получение жилья за счёт государства либо его предоставление большей площади. Их следствием является 5-летний мораторий на принятие на жилищный учёт со дня совершения указанных намеренных действий.
Как указал Конституционный суд РФ в определениях от 19.04.2007 г. № 258-О-О, 24.11.2016 г. № 2459-О и др., цель создания искусственного ухудшения жилищных условий – это способность привести к состоянию, требующему участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильём.
Данных обстоятельств у фио и Ворончихиной Л.А. не имеется.
Расторжение брака фио с фио не изменили уровень жилищной обеспеченности истцов, с которым они состоят в очереди, у них не появилось право на получение жилья большей площади, которого не было до расторжения брака, и у фио не появилось право претендовать на принятие на жилищный учет.
В силу ч. 1 ст. 36 СК РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
В браке фио с фио жилые помещения по возмездным сделкам не приобретались. Доказательства обратного в деле отсутствуют.
Поскольку расторжение указанного брака не влияет на уровень жилищной обеспеченности истцов, мораторий на решение вопроса о предоставлении им жилья применён незаконно, и ответчик должен устранить допущенные нарушения.
Возражения на иск представителя ДГИ Москвы не опровергают изложенных обстоятельств, основаны на их субъективной оценке и не свидетельствуют о законности оспариваемых действий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным при решении вопроса о предоставлении жилого помещения Ворончихину Игорю Александровичу и Ворончихиной Людмиле Александровне как семье очередников по учётному делу № 52-01-952430-2004-0030.0 применение Департаментом городского имущества адрес 5-летнего моратория на улучшение жилищных условий в связи с расторжением брака фио с фио 09.12.2021 г.
Обязать Департамент городского имущества адрес, ИНН 7705031674 не применять 5-летний мораторий на улучшение жилищных условий семье очередников по учётному делу № 52-01-952430-2004-0030.0 в связи с расторжением брака фио с фио 09.12.2021 г.
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд через Пресненский районный суд адрес в течение месяца.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 марта 2023 года.
фио Лебедев