Петрозаводский городской суд Дело № 12-436/17-8
г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33
Р Е Ш Е Н И Е
27 июня 2017 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Семерикова Тамара Александровна при секретаре Кожухаревой Ю.А., рассмотрев жалобу Администрации Петрозаводского городского округа на постановление государственного инспектора труда в <адрес> (по охране труда) № от ДД.ММ.ГГГГ., о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное в отношении
Администрации Петрозаводского городского округа (далее – Администрация), юридический адрес: <адрес>, ИНН № дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Петрозаводского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 111000 рублей.
К административной ответственности Администрация привлечена по тем основаниям, что в нарушение требований абз. 12 ч.2 ст. 212 ТК РФ, являясь работодателем, допустила работников (ФИО5 - начальника управления, ФИО6 - консультанта и других работников) к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных медицинских осмотров.
Администрации Петрозаводского городского округа обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить либо сократить назначенный штраф на основании ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ до 55000 рублей. Заявитель указывает, что положения абз.12 ч.2 ст. 212 ТК РФ о проведении обязательных периодических медицинских осмотров не распространяются на отношения, связанные с прохождением службы государственными гражданскими и муниципальными служащими. Нахождение на муниципальной и государственной службе связано с ограничениями, которые муниципальный служащий обязан соблюдать. К таким ограничениям относится наличие заболеваний, препятствующих прохождению службы и подтвержденных заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации муниципальными служащими, перечень таких заболеваний и форма заключения установлена уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Также заявитель ссылается на то, что при назначении наказания должностным лицом административного органа не были учтены существенные обстоятельства, а именно тот факт, что Администрация является органом муниципальной власти, доходы которого формируются посредством фискальной функции, и в силу своего положения, Администрация несет на себе значительное количество социальных функций, требующих финансирования.
Защитник ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным.
Государственный инспектор труда в <адрес> ФИО4 с жалобой не согласилась, полагала, что в действиях Администрации имеется состав административного правонарушения, а постановление является законным и обоснованным.
Заслушав защитника юридического лица, привлеченного к ответственности, должностное лицо, вынесшее постановление, изучив доводы жалобы и проверив дело, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом учитываю, что жалоба подана в установленный ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ срок.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке, в том числе, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 2.03.2007г №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или её прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Из постановления по делу усматривается, что в вину Администрации вменяется допуск работников (ФИО5 - начальника управления, ФИО6 - консультанта и других работников) к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных медицинских осмотров. Так, ФИО5 - начальник управления, согласно табелям учета рабочего времени был допущен к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных медицинских осмотров в мае, июне, июле, сентябре, октябре, ноябре 2016 года. ФИО6 - консультант, согласно табелям учета рабочего времени был допущен к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных медицинских осмотров в мае, июне, июле, августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2016 года.
В части 2 статьи 46 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указаны виды медицинских осмотров:
- профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего
(своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития,
немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов;
- предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, а также при приеме на обучение;
- периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ;
- предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения; послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- иные установленные законодательством Российской Федерации виды медицинских осмотров.
В ч.4 ст.46 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ также дано понятие диспансеризации. Так определено, что диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определенные группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К указанным группам населения относятся государственные гражданские служащие Российской Федерации и муниципальные служащие.
Частью 6 названной статьи закона предусмотрено, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
Частью 7 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Из существа оспариваемого постановления следует, что указанные в нем работники являются муниципальными служащими, на которых распространяет свое действие Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения».
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ установлено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 12).
В соответствии с п. 5 Приложения N1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем).
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что обязанность по прохождению диспансеризации для государственных гражданских и муниципальных служащих установлена федеральным законодательством. При этом порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Учитывая различные понятия «медицинский осмотр» и «диспансеризация», а также отсутствие прямого указания в ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ на допуск государственного или муниципального служащего к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения диспансеризации, прихожу к выводу о том, что имеется неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности.
На основании положения ст.1.5 КоАП РФ все сомнения толкуются в пользу лица, привлеченного к административной ответственности.
Вина лица в совершении правонарушения является признаком состава административного правонарушения, отсутствие вины свидетельствует и об отсутствии состава административного правонарушения.
Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) подлежит отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях (бездействии) Администрации Петрозаводского городского округа состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:Постановление государственного инспектора труда в <адрес> (по охране труда) № от ДД.ММ.ГГГГ., о привлечении Администрации Петрозаводского городского округа к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях (бездействии) состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд РК в течение 10 суток со дня получения копии решения
Судья Т.А.Семерикова