Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2023 года адрес
Пресненский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Карповой А.И., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-521/2023 по административному иску Шараева Матвея Ивановича к Призывной комиссии адрес, Военному комиссариату адрес о признании незаконным решения о признании не прошедшим военную службу, об обязании рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас и выдаче военного билета,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец фио обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решение (заключение) призывной комиссии Военного комиссариата адрес от 07 апреля 2021 года о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязании призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас Вооруженных сил Российской Федерации как не подлежащего призыва на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного билета.
Требования мотивированы тем, что мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении него не проводились, повестки о явки на мероприятия, связанные с призывом, не вручались.
Административный истец фио в судебное заседание явился, административный иск поддержал.
Административный ответчик по доверенности фио в судебное заседание явилась, административный иск не признала, по доводам подробно изложенным в письменном виде.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного управления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия, бездействия квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на их незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, фио решением комиссии по постановке граждан на воинский учет, протокол от 20.01.2011 №2-4/2в поставлен на воинский учет, предназначение ВДВ, категория годности А1.
фио в период с 01.09.2011 по 23.06.2017 проходил обучение в ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. фио Минздрава России.
В период с 01.09.2017 по 01.07.2020 проходил обучение в ординатуре фио «НИИ СП им. фио ДЗМ».
Решением комиссии по постановке граждан на воинский учет, протокол от 26.04.2012 №5-20/70 Шараеву М.И. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по ст. 24 п. 2а №53-Ф3 до 2017 года.
Решением комиссии по постановке граждан на воинский учет, протокол от 18.04.2018 №311/53 Шараеву М.И. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по ст. 24 п. 26 №53-Ф3 до 2019 года.
Решением комиссии по постановке граждан на воинский учет, протокол от 16.10.2019 №3(Тв) Шараеву М.И. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по ст. 24 п. 2а №53-Ф3 до 2020 года.
В период с 02.06.2020 по 25.06.2020 года, с 28.09.2020 по 06.10.2020 года фио работал в инфекционном стационаре организованного для лечения пациентов с COVID-19 фио «Бронницкая городская больница».
В период с 14.10.2020 по 14.06.2021 года фио работал в инфекционном стационаре организованного для лечения пациентов с COVID-19 фио «Люберецкая областная больница».
Решением призывной комиссии адрес, протокол от 07.04.2021 №1 (Тв) фио не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Заявляя административный иск, фио указал, что с момента окончания отсрочки от призыва на военную службу и до достижения 27-летнего возраста (02.01.2021г.) он повесток о необходимости явиться в военный комиссариат не получал
Возражая против заявленных административных исковых требований, административный ответчик указал, что в личном деле Шараева М.И. имеются извещения, а именно отрезная часть повестки, которая подлежит возвращению в военный комиссариат от 19.03.2020, 21.09.2020 и 23.11.2020 о необходимости явиться 24.06.2020, 07.10.2020 и 09.12.2020 в отдел военного комиссариата адрес по адрес, в том числе с личной подписью Шараева М.И. о получении повестки.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву. Между тем, материалы дела таких доказательств не содержат.
Вместе с тем, проанализировав личное дело призывника Шараева М.И., паспортные данные, суд исходит из того, что в материалы дела не представлено надлежащих доказательств, что в юридически значимый период времени мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца проводились должным образом.
Так, у Шараева М.И. отсрочка закончилась 01.07.2020г, однако доказательств, что военным комиссариатом осуществлялись мероприятия по призыву истца на военную службу после прекращения срока действия отсрочки от призыва на военную службу, однако он уклонялся от получения повесток и явки в военный комиссариат суду не представлено.
Из личного дела призывника следует, что повестка вручена фио – 19.03.2020г только в период отсрочки, после отсрочки повестки не направлялись и не вручались корешки от 21.09.2020г., от 23.11.2020г. не могут быть приняты судом в качестве доказательств, поскольку их представленных корешков ни следует, по какому адресу вручалась повестка и была ли она действительно опущена в почтовый ящик.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
В материалы дела не представлено надлежащих доказательств, что в юридически значимый период времени мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца проводились должным образом.
Доводы административного ответчика о том, что повестки о необходимости явки призывника в военный комиссариат не были вручены в связи с отсутствием административного истца по месту жительства, судом отклоняются.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789, Федеральной миграционной службы N 197 от 10 сентября 2007 года утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности (далее - Инструкция).
Подпунктом "а" пункта 4 Инструкции предусмотрена обязанность военных комиссаров по составлению ежегодно (до 15 января) и направлению в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта Российской Федерации списков граждан:
уклонившихся от исполнения воинской обязанности в прошедшем году и не разысканных к началу текущего года;
которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (далее именуются - повестки), не представилось возможным вручить в установленном порядке;
не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, и выявленных в ходе совместных мероприятий.
Так, военным комиссариатом не направлялись обращения в адрес начальника отдела МВД России по адрес с целью установления местонахождения Шараева М.И.
Доводы административного ответчика о пропуске Шараевым М.И. срока обращения в суд также не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Установлено, что выписка из решения призывной комиссии от 07 апреля 2021г. Шараеву М.И. не направлялась и не вручалась, о нарушенном праве административному истцу стало известно не позднее 20 марта 2023г. при получении справки взамен военного билета, а в суд с настоящим административным исковым заявлением обратился 17 мая 2023г, т.е в пределах трехмесячного срока на обращение в суд.
Принимая во внимание вышеперечисленные обстоятельства, суд приходит к выводу о признании незаконным решение (заключение) призывной комиссии Военного комиссариата адрес от 07 апреля 2021 года как о не прошедшим военную службу по призыву, обязании призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас Вооруженных сил Российской Федерации как не подлежащего призыва на военную службу по достижению Шараевым М.И. возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного билета.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение (заключение) призывной комиссии Военного комиссариата адрес от 07 апреля 2021 года о признании Шараева Матвея Ивановича не прошедшим военную службу по призыву.
Возложить на призывную комиссию Военного комиссариата адрес обязанность рассмотреть вопрос Шараева Матвея Ивановича о принятии решения о зачислении в запас Вооруженных сил Российской Федерации как не подлежащего призыва на военную службу по достижению возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного билета.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Московский городской суд через Пресненский районный суд адрес в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.И. Карпова
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 26.06.2023