Мотивированное решение от 12.10.2020 по делу № 3а-4181/2020 от 16.06.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

07 октября 2020 года         г. Москва

 

Московский городской суд в составе

председательствующего судьи Баталовой И.С.

при секретаре Комаровой Е.Д.,

  рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  3А-4181/2020 по административному исковому заявлению АО «Специализированная производственно-транспортная компания «Ижорская» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, взыскании расходов по оплате госпошлины, по оплате оценочных услуг,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость земельных участков по адресу: город Москва, --- в следующем размере:

- земельный участок с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 83 922 000 рублей,

- земельный участок с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 7 478 000 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что административный истец является арендатором земельных участков, размер арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Москвы  273-ПП от 25 апреля 2006 года исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.  Несоответствие внесенной в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца как арендатора земельного участка.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года  40628 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г в следующем размере:

- земельный участок с кадастровым номером --- в размере 123 023 514,88 рублей,

- земельный участок с кадастровым номером --- в размере 9 987 767,80 рублей.

Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику ООО «КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА «ВЕНАТЭЛЬ» за составлением отчетов об оценке рыночной стоимости объектов. Согласно отчетам об оценке 27-05-Н/20-1 и 27-05-Н/20-2 от 09.06.2020г. рыночная стоимость на дату установления кадастровой стоимости определена в отношении:

- земельного участка с кадастровым номером --- в размере 83 922 000 рублей,

- земельного участка с кадастровым номером --- в размере 7 478 000 рублей.

Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд. 

Рассмотрев в открытом судебном заседании настоящее административное дело, изучив административное исковое заявление, возражения на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

         В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее  Закон «О государственной кадастровой оценке») кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.

        В силу статьи 22 Закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Судом установлено, что на основании договоров аренды земельных участков --- и --- от 30.11.2005г. с учетом последующих дополнений, административный истец является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами --- по адресу: город Москва, ---. По условиям договоров аренды размер арендной платы за земельный участок исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Таким образом, административный истец имеет правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости и вправе обращаться в суд с соответствующим иском.

Актуальная кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года  40628 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г в следующем размере:

- земельный участок с кадастровым номером ---- в размере 123 023 514,88 рублей,

- земельный участок с кадастровым номером --- в размере 9 987 767,80 рублей.

Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке, составленные ООО «КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА «ВЕНАТЭЛЬ». Согласно отчетам об оценке 27-05-Н/20-1 и 27-05-Н/20-2 от 09.06.2020г. рыночная стоимость на дату установления кадастровой стоимости определена в отношении:

- земельного участка с кадастровым номером --- в размере 83 922 000 рублей,

- земельного участка с кадастровым номером --- в размере 7 478 000 рублей.

Представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований административного истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года  28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости и в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 07 июля 2020 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту --- А.Р. в АНО «---». (т.2 л.д.127-128).

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы 08/3а-4181/ЗЭ/2020 от 17 августа 2020г., отчеты об оценке, представленные административным истцом и составленные ООО «КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА «ВЕНАТЭЛЬ» 27-05-Н/20-1 и 27-05-Н/20-2 от 09.06.2020г., не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения. Данный вывод эксперта стороны не оспаривали.

 Рыночная стоимость по результатам судебной экспертизы определена в отношении:

- земельного участка с кадастровым номером --- в размере 93 501 000 рублей,

- земельного участка с кадастровым номером --- в размере 7 956 000 рублей.

Представитель административного истца в судебном заседании с результатами судебной экспертизы согласился, административные исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость объектов по результатам судебной экспертизы.

Представитель Департамента городского имущества города Москвы возражений к заключению эксперта не представил, каких-либо ходатайств не заявлял. О назначении по делу дополнительной или повторной судебной оценочной экспертизы в порядке ст.83 КАС РФ стороны не просили.

Представитель Управления Росреестра по Москве возражений к заключению эксперта не представил.

Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.

Экспертное заключение выполнено экспертом ---А.Р., которая имеет необходимое образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», она предупреждена об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, ее ответственность как оценщика застрахована должным образом. Рыночная стоимость объекта недвижимости определена экспертом безотносительно НДС, как следует из текста экспертного заключения.

В свою очередь административными ответчиками каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.

Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.

Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.

С учетом изложенного, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.

Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года  28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд  16 июня 2020 года.

Из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков.

Административным истцом заявлены требования о взыскании следующих судебных расходов: расходов на подготовку отчета об оценке в размере 70 000 рублей, расходов по уплате госпошлины в размере 4 000 рублей.

Рассматривая требования административного истца о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему.

Согласно положениям статей 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Актуальная кадастровая стоимость спорных земельных участков утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года  40628 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г в следующем размере:

- земельный участок с кадастровым номером --- в размере 123 023 514,88 рублей,

- земельный участок с кадастровым номером --- в размере 9 987 767,80 рублей.

Рыночная стоимость по результатам судебной экспертизы определена в отношении:

- земельного участка с кадастровым номером --- в размере 93 501 000 рублей,

- земельного участка с кадастровым номером --- в размере 7 956 000 рублей.

Указанная рыночная стоимость ниже утвержденной Департаментом городского имущества города Москвы кадастровой стоимости менее чем в полтора раза. Подобная разница, в данном случае, не свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретным объектам недвижимости. Подобная разница судом признается приемлемым и допустимым диапазоном отклонения в стоимости объектов недвижимости с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки. При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований административного истца о взыскании расходов по оплате госпошлины, расходов по оплате отчета об оценке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

РЕШИЛ:

 

Установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость земельных участков по адресу: город Москва, ---- в следующем размере:

- земельный участок с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 93 501 000 рублей,

- земельный участок с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 7 956 000 рублей.

Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 16 июня 2020 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

Отказать в удовлетворении требований АО «Специализированная производственно-транспортная компания «Ижорская» о взыскании расходов по оплате госпошлины, по оплате оценочных услуг.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший ░░░░░░.

        

░░░░ 

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░                                .. ░░░░░░░░

 

 

 

 

7

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-4181/2020

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено частично, 07.10.2020
Истцы
АО "СПТК "Ижорская"
Ответчики
Депртамент городского имущества города Москвы
Суд
Московский городской суд
Судья
Баталова И.С.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
07.07.2020
Определение о назначении экспертизы и приостановлении производства по делу
07.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее