Определение о назначении дела к судебному разбирательству по делу № 3а-0113/2020 от 13.01.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 июня 2020 года                                                                                                     г.Москва

 

Московский городской суд в составе 

председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,

при секретаре Дмитришиной А.Р.,              

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 3а-113/2020 по административному исковому заявлению ООО «Санта-Вояж»  к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости  нежилого  здания,  равной его   рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ООО «Санта-Вояж» обратилось  в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости  нежилого здания  общей площадью 4732,6 кв.м.  с кадастровым номером ***по адресу: *** равной его   рыночной стоимости   по состоянию на 1 января 2018 года в размере  219627000  руб.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанного нежилого здания  и не согласен с его кадастровой стоимостью, считает её завышенной и  несоответствующей рыночной стоимости,  чем нарушаются  права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество организаций.  В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 26 декабря 2019 года 298-А-ОН-ТИ/19/2, подготовленный оценщиком ООО «ЭсАрДжи-Оценка активов».

В судебное заседании представитель административного истца ООО «Санта-Вояж» - Гавриленко В.В.  не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без   его участия,  поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы и заинтересованного лица Правительства Москвы    Кашина Л.А.  в  судебное заседание не явилась,  в письменном заявлении  просила рассмотреть дело без участия представителя.

Представитель административного ответчика   Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве  -  Трифонова З.В.  в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без его участия.

При таких обстоятельствах, учитывая наличие заявлений представителей лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела в их отсутствии,  и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами   доказательства, суд приходит к следующим  выводам.

Положения частей  1 и 7 статьи 22  Федерального закона от 3 июля 2016 года 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусматривают, что  результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 62,  частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ  обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости  законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное нежилое здание принадлежит на праве собственности административному истцу. С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец  является плательщиком налога  на имущество. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом  2 статьи 378 Налогового кодекса РФ    налоговая база в отношении указанного спорного нежилого здания   определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.

По результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, утвержденным распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года 40557,  кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 г. в отношении спорного нежилого здания составляет 507670971  руб. 23 коп.

Оспаривая результаты  определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,  административный истец предоставил отчет об оценке от   26 декабря 2019 года 298-А-ОН-ТИ/19/2, подготовленный оценщиком ООО «ЭсАрДжи-Оценка активов». В ходе рассмотрения дела по ходатайству   представителя административного истца и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 27 января  2020 года  назначена   оценочная судебная экспертиза.

По заключению оценочной  судебной  экспертизы от 27 марта 2020 года,   с учетом уточненного экспертного заключения от  1 июня 2020 года, проведенной экспертом  ООО «Роосконсалтгруп» Комиссаровым Г.А.:

- отчет об оценке от  26 декабря 2019 года 298-А-ОН-ТИ/19/2, подготовленный оценщиком ООО «ЭсАрДжи-Оценка активов», не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;

 - рыночная стоимость нежилого здания общей площадью  4732,6 кв.м.  с кадастровым номером ***по адресу: ***   по состоянию  на 1  января 2018 г. составляет   356221437 руб.

Административный истец согласился с указанными выводами оценочной  судебной  экспертизы, считает их  объективными и достоверными.

Представитель административного ответчика  Департамента городского имущества города Москвы и заинтересованного лица Правительства Москвы не  согласился  с указанными выводами оценочной  судебной  экспертизы, предоставил письменные замечания на заключение оценочной судебной экспертизы и заявил ходатайство о проведении по делу повторной оценочной судебной экспертизы.

На основании статьи  83 Кодекса административного судопроизводства РФ протокольным определением Московского городского суда от 3 июня 2020 года   отказано в назначении по делу повторной оценочной судебной экспертизы, ввиду отсутствия для её назначения правовых оснований.

Суд в соответствии с положениями  статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные  доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании,  приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от   27 марта 2020 года, с учетом уточненного экспертного заключения от  1 июня 2020 года, подготовленные  экспертом  ООО «Роосконсалтгруп» Комиссаровым Г.А., соответствуют требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 1998 года  135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального  стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО 1)», Федерального  стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО 2)», Федерального  стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО 3)», Федерального  стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО 7)», утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. 297, 298, 299  и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года 611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта  относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого нежилого здания основано экспертом  на  исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного  и доходного подхода,  что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

В соответствии со статьёй 8  Федерального закона от 31 мая 2001 г. 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Положения пункта 5 Федерального  стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО 3)», утвержденного приказом  Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. 299, предусматривают, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

Рассмотрев письменные замечания административного ответчика и заинтересованного лица,  письменные ответы  эксперта, суд приходит к следующему выводу.

В заключении экспертом проанализированы объект исследования и объекты-аналоги относительно их количественных и качественных характеристик. Принятые экспертом объекты-аналоги сопоставимы с объектом оценки по своим  количественным и качественным характеристикам. Методология оценки экспертом не нарушена. В отношении объектов-аналогов введены необходимые корректировки.  Как пояснил эксперт и указано в заключении, расположение относительно «красной линии» не является ценообразующим фактором для объекта исследования и объектов-аналогов. При этом эксперт признал наличие технической ошибки в описании объекта-аналога 4 в рамках сравнительного подхода, вследствие этого предоставил уточненное экспертное заключение от 1 июня 2020 года, где данная ошибка исправлена.  Согласно  пунктов 11, 20, 23в ФСО 7 эксперт не обязан производить анализ фактических арендных ставок в рамках доходного подхода, поскольку  арендные ставки по объекту исследования не всегда соответствуют рыночным данным. Функциональное назначение объекта оценки определено экспертом на основании технической документации и проведенного осмотра.  Полученная величина рыночной стоимости объекта исследования в рамках сравнительного и  доходного подходов  соответствует  сложившимся условиям рынка коммерческой недвижимости в городе Москве в рассматриваемом сегменте на дату оценки, что подтверждается анализом фактических данных о ценах сделок и предложений, приведенным в  заключении.  Информация в отношении объектов-аналогов указана в экспертом заключении, в подтверждении информации  приложены скриншоты предложений. Приведенные в замечаниях административным ответчиком   предложения  коммерческой недвижимости не сопоставимы с объектом оценки по своим ценообразующим факторам и дате оценки, в предложениях не учитываются необходимые корректировки.

По своему содержанию заключение оценочной судебной экспертизы, с учетом уточненного экспертного заключения, соответствуют требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ. В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден  в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;  оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.

Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее образование, прошел профессиональную переподготовку по специализации «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке; сдал  квалификационный экзамен в области оценочной деятельности,  подтверждается квалификационным аттестатом ***г.;  эксперт является членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков»,  регистрационный номер ***года; гражданская ответственность эксперта застрахована,  стаж работы в оценочной деятельности с 10 октября 2006 г.,  работает в ООО «Роосконсалтгруп» по трудовому договору.

На основании изложенного суд считает возможным принять заключение  оценочной судебной экспертизы, с учетом уточненного экспертного заключения, в качестве надлежащего  доказательства, подтверждающего  несоответствие отчета об оценке от   26 декабря 2019 года 298-А-ОН-ТИ/19/2, подготовленного  оценщиком ООО «ЭсАрДжи-Оценка активов», требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего   величину рыночной стоимости спорного объекта  недвижимости по состоянию на  1 января 2018 г., и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной  оценочной судебной экспертизы, с учетом уточненного экспертного заключения.

Поскольку рыночная стоимость нежилого здания меньше его кадастровой стоимости, суд считает возможным установить кадастровую  стоимость нежилого здания  общей площадью 4732,6 кв.м.  с кадастровым номером ***по адресу: *** равную его   рыночной стоимости   по состоянию на 1 января 2018 года в размере  356221437 руб.

При этом не подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого здания  в размере его рыночной стоимости, равной  219627000  руб.  и определенной по состоянию  на 1  января 2018 года, поскольку отчет  об оценке от  26 декабря 2019 года 298-А-ОН-ТИ/19/2 является ненадлежащим доказательством подтверждения величины рыночной стоимости объекта недвижимости, ввиду его не соответствия требованиям законодательства об  оценочной деятельности и  требованиям федеральных стандартов оценки.

Положения  части 4  статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости  подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Результаты  государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, утвержденные распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года 40557,  применяются с 1 января 2019 года. Датой обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого  здания  является 27 декабря 2019 года.  Следовательно,  установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2018 года применяется  для целей,  предусмотренных законодательством Российской Федерации,  с 1 января 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр  недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Сведения об изменении кадастровой стоимости спорного  объекта недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с   Федеральным законом от 13 июля 2015 г.  218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, поскольку  оно не является надлежащим административным ответчиком  по делу, так как не осуществляет функции по государственной кадастровой оценке,  оспариваемая кадастровая стоимость утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года 40557.

Разрешая ходатайство экспертной организации о возмещении расходов на оплату  услуг эксперта в размере  150000 руб., суд учитывает  положения части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которым  бремя предоставления доказательств, подтверждающих  величину рыночной стоимости нежилого здания  по состоянию на 1 января 2018 г., возложено законом на административного истца.

По заключению оценочной  судебной экспертизы  предоставленный административным истцом  отчет  об оценке  от 26 декабря 2019 года 298-А-ОН-ТИ/19/2 не соответствует   требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, величина  рыночной стоимости спорного  объекта недвижимости по состоянию на  1 января 2018 г.  определена в  другом размере. Таким образом, заключением эксперта нашли свое подтверждение доводы административного ответчика о несоответствии отчета оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки и о недостоверности заявленной административным истцом величины рыночной стоимости спорного  нежилого здания.

Поскольку бремя предоставления доказательств, подтверждающих  величину рыночной стоимости нежилого здания, возложено законом на административного истца,  заключение судебной экспертизы  принято судом в качестве надлежащего доказательства, в том числе подтверждающего величину рыночной стоимости спорного объекта недвижимости  по состоянию на 1 января 2018 г., суд считает необходимым взыскать с административного истца расходы на  оплату  услуг эксперта в размере 150000 руб. на основании части 3 статьи 108, статьи 111, части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ. Необходимо отметить, что разница между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью нежилого здания незначительная, составляет 29,83%  и не свидетельствует об ошибочности  кадастровой стоимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд 

 

РЕШИЛ:

 

Административное исковое заявление ООО «Санта-Вояж»  удовлетворить частично.

Установить  кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью  4732,6 кв.м.  с кадастровым номером ***по адресу: ***  равную его   рыночной стоимости   по состоянию на 1 января 2018 года в размере  356221437  руб.

Датой обращения ООО «Санта-Вояж» в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости считать 27 декабря 2019 года.

Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилого здания для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного нежилого здания, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в  Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Отказать ООО «Санта-Вояж» в удовлетворении административного искового заявления к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости  нежилого здания  общей площадью 4732,6 кв.м.  с кадастровым номером ***по адресу: *** равной его   рыночной стоимости   по состоянию на 1 января 2018 года в размере  219627000  руб.

Взыскать с ООО «Санта-Вояж» в пользу ООО «Роосконсалтгруп» расходы на оплату услуг эксперта в размере 150000 (сто пятьдесят тысяч) руб.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский  городской суд.

 

 

Судья Московского 

городского суда                                                                                     Н.Ю. Севастьянова

6

 

3а-0113/2020

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено частично, 03.06.2020
Истцы
ООО "Санта-Вояж"
Ответчики
Департамент городского имущества г.Москвы
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Суд
Московский городской суд
Судья
Севастьянова Н.Ю.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
27.01.2020
Определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2020
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее