Дело № 2-125/2020 УИД 28RS0013-01-2020-000187-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Поярково 16 апреля 2020 года
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ершовой К.В.,
при секретаре Паньковой А.С.,
с участием ст. помощника прокурора Михайловского района Кириченко А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Михайловского района Амурской области, поданному в защиту прав и законных интересов ФИО1, к администрации Михайловского района Амурской области о признании пострадавшей в результате ЧС, возложении обязанности по включению в списки граждан на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей за счёт средств резервного фонда Правительства Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Михайловского района Амурской области, выступая в защиту прав и законных интересов жительницы <адрес> Амурской области Муралис Л.Ю., обратился в суд с иском к администрации Михайловского района Амурской области, просив признать Муралис Л.Ю., проживающую по <адрес>, пострадавшей от чрезвычайной ситуации - затопления, подтопления в результате ливневых дождей в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, на территории которого расположено домовладение, в котором она проживает, возложив на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность по включению Муралис Л.Ю. в списки граждан на получение единовременной материальной помощи (далее - ЕМП) в размере 10 000 рублей из резервного фонда Правительства Амурской области. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка по обращению Муралис Л.Ю. о нарушениях органами местного самоуправления Михайловского района прав данного лица на получение ЕМП за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в размере 10 000 рублей в связи с утратой (гибелью) урожая, предусмотренной п. 8 протокола заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 25.07.2019 №19, как пострадавшей от ЧС в результате возникновения на территории Михайловского района опасных породных явлений (сильного дождя, очень сильного ливня) и подъемом уровня больших и малых рек – затопления, подтопления в результате ливневых дождей и разлива рек. Также указав, что в результате выпадения обильного количества осадков на территории Михайловского района приусадебный участок Муралис Л.Ю. подвергся подтоплению. В связи с чем, 09.08.2019 она через администрацию Коршуновского сельсовета обратилась в администрацию Михайловского района с заявлением о предоставлении ЕМП в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур в результате ЧС, приложив к заявлению документы, удостоверяющие личность, а также подтверждающие право владения и пользования земельным участком, подвергшемся подтоплению, и факт проживания в жилом помещении, расположенном на данном земельном участке. По результатам первичного обследования земельного участка Муралис Л.Ю., проведенного мобильной группой комиссии по обследованию жилых помещений и придомовых территории, созданной при администрации Михайловского района, установлен факт подтопления (затопления) объектов растениеводства (овощей) на площади 200 кв.м от общей площади 1000 кв.м. Повторного обследования земельного участка по месту жительства Муралис Л.Ю. не осуществлялось, однако комиссией по обследованию жилых помещений и придомовых территории, созданной при администрации Михайловского района, в отсутствие соответствующего обследования был составлен повторный акт от 11.08.2019, который Муралис Л.Ю. не подписывала, и согласно которому факт утраты (гибели) объектов растениеводства на земельном участке Муралис Л.Ю. не был установлен. В этой связи главой администрации Михайловского района в адрес Муралис Л.Ю. направлен ответ на заявление последней, содержащий отказ в предоставлении ЕМП в результате ЧС. Вместе с тем, прокурор, выступающий в интересах Муралис Л.Ю. полагает, что нарушение порядка проведения обследования земельного участка Муралис Л.Ю., а также процедуры его оформления повлекло нарушение прав последней на получение ЕМП в связи с утратой (гибелью) урожая в результате поражающих факторов чрезвычайной ситуации, а также на объективное и всестороннее рассмотрение её обращения, восстановление нарушенных прав. И поскольку в результате указанной ЧС Муралис Л.Ю. утратила урожай, выращенный на приусадебном земельном участке по месту своего жительства, в связи с чем, прокурор просил признать последнюю пострадавшей в результате ЧС и возложить на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность по включению Муралис Л.Ю. в списки граждан на получение ЕМП в размере 10 000 рублей из резервного фонда Правительства Амурской области, обратив решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Михайловского района Кириченко А.Е. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Истец Муралис Л.Ю. в судебное заседание не явилась, телефонограммой просив о рассмотрении дела в свое отсутствие, настаивая на удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
Ответчик администрация Михайловского района в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, в лице главы района представив письменные возражения относительно исковых требований прокурора, считая их не подлежащими удовлетворению, указав, что по результатам повторного обследования земельного участка Муралис Л.Ю. факт утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур подтвержден не был, в связи с чем во включении последней в списки граждан на получение ЕМП было обоснованно отказано. При этом, с доводами иска о не проведении повторного комиссионного обследования земельного участка заявителя и не подписания той акта № от 11.08.2019, ответчик не согласен, указывая, что доказательств данному доводу стороной истца не представлено. Тем самым считает, что оснований для удовлетворения искового заявления поданного прокурором в интересах Муралис Л.Ю. не имеется, поэтому просили в иске прокурора отказать, одновременно ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствие данного ответчика.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: администрация Коршуновского сельсовета Михайловского района Амурской области, Правительство Амурской области, министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, министерство сельского хозяйства, извещенные своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Заслушав доводы ст. помощника прокурора Михайловского района Кириченко А.Е., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 № 136-р на территории Амурской области введён режим чрезвычайной ситуации, в связи с возникновением опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъемом уровня рек на территориях Благовещенского, Зейского, Мазановского, Свободненского, Селемджинского, Серышевского Сковородинского, Тамбовского районов, городов Благовещенск, Зея, Свободный с 25.07.2019 введен региональный режим чрезвычайной ситуации.
Впоследствии распоряжением и.о. главы Михайловского района Амурской области от 01.08.2019 №104 в связи с возникновением на территории Михайловского района опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъемом уровня больших и малых рек на территории Михайловского района введён режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 01.08.2019 №148-р «О внесении изменений в распоряжение губернатора Амурской области от 25.07.2019 №136-р» территория Михайловского района также была включена в зону регионального режима чрезвычайной ситуации.
При этом, распоряжением Губернатора Амурской области от 01.08.2019 №149-р границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Михайловского района Амурской области, определены в границах Михайловского района.
Кроме того, из представленных в материалы дела документов, следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., являясь постоянным жителем <адрес> несмотря на наличие постоянной регистрации по <адрес>, фактически проживает и использующая земельный участок общей площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, что подтверждено справками администрации Коршуновского сельсовета №, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письменному заявлению Мцралис Л.Ю. 09.08.2019 она обратилась в администрацию Михайловского района Амурской области (через администрацию Коршуновского сельсовета) по вопросу выплаты ей единовременной материальной помощи в связи с гибелью (утратой) урожая сельскохозяйственных культур на земельному участке по месту жительства по <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации – подтопления, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в размере 10 000 рублей.
Распоряжением и.о. главы Михайловского района от 01.08.2019 №105 создана комиссия Михайловского района по обследованию жилых помещений и придомовых территорий, пострадавших в результате возникновения опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъема уровня рек на территории района.
В соответствии с актом № (первичный) от 01.08.2019, комиссией зафиксированы площади посадок сельскохозяйственных культур (200 кв.м из 1000 кв.м), подвергшиеся затоплению на земельном участке Муралис Л.Ю., расположенном по <адрес>.
По результатам повторного обследования земельного участка Муралис Л.Ю. комиссией Михайловского района по обследованию жилых помещений и придомовых территорий дано заключение о непризнании вышеуказанного лица пострадавшей в результате ЧС.
В ответе главы администрации Михайловского района от 30.08.2019 года № 01-05-4087 на заявление Муралис Л.Ю. о выплате ЕМП в связи с утратой (гибелью) урожая с/х культур, последней отказано в признании пострадавшей и во включении в список граждан, имеющих право на получение ЕМП, по мотиву не установления факта утраты (гибели) урожая с/х культур.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из данного положения следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
В соответствии с п. «л» ч.1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществление единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В силу ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
На территории Амурской области согласно п. 8 ч.3 ст. 10 Закона Амурской области от 06.03.1997 № 151-ОЗ «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. от 04.04.2016) принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены отнесено к компетенции Правительства Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 15.04.2014 № 241 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области (далее – Порядок).
В частности, согласно п. 2 Порядка средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Решения Правительства области о выделении средств из резервного фонда на финансирование непредвиденных расходов, предусмотренных настоящими Правилами, принимаются в тех случаях, когда бюджетные ассигнования, находящиеся в распоряжении исполнительных органов государственной власти области, осуществляющих эти мероприятия, не предусмотрены на обеспечение указанных расходов.
Основанием для выделения средств из резервного фонда является распоряжение Правительства области, в котором указываются размер, форма выделения средств в соответствии с бюджетным законодательством, главный распорядитель бюджетных средств, получатель, цель и источник выделяемых средств (п.3 Порядка).
Исполнительные органы государственной власти области, органы местного самоуправления, заинтересованные в выделении средств резервного фонда, направляют в Правительство области обращение с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда с приложением обосновывающих документов (п.4 Порядка).
Рассмотрение обосновывающих документов и подготовку по результатам рассмотрения проекта распоряжения Правительства области о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда на финансовое обеспечение расходов на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, осуществляют исполнительные органы государственной власти области в соответствии с распределением полномочий согласно приложению к настоящим Правилам (п. 5 Порядка).
Рассмотрение обосновывающих документов и подготовку проектов распоряжений Правительства области выделении бюджетных ассигнований резервного фонда на финансовое обеспечение расходов на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий других чрезвычайных ситуаций, в части оказания ЕМП и финансовой помощи пострадавшим гражданам, осуществляет министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
Так, в целях оказания поддержки пострадавшим гражданам утратившим урожай с/х культур, протоколом заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 25.07.2019 №19 (в ред. от 01.08.2019) предусмотрена выплата за счет резервного фонда Правительства Амурской области единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и проживающим в жилых помещениях, попавших в границы зоны чрезвычайной ситуации, в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, на территории которого расположено домовладение, в котором проживает пострадавший гражданин, в размере 10 тыс. руб. на один земельный участок (подп.2 п. 8).
Из буквального толкования указанного акта следует, что для получения выплаты в размере 10 000 рублей в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельных участках, на которых расположены пострадавшие домовладения, необходим факт признания пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Поскольку первичным актом обследования земельного участка истца от 01 августа 2019 года комиссией зафиксированы площади посадок сельскохозяйственных культур, подвергшиеся затоплению на земельном участке по месту фактического постоянного жительства Муралис Л.Ю. (<адрес>), в границах территории, подвергшейся ЧС, в связи с чем Муралис Л.Ю. надлежит признать пострадавшей в результате ЧС, признавая, тем самым, в связи с утратой урожая за ней право на получение ЕМП в размере 10 000 руб. из средств резервного фонда Правительства Амурской области, с возложением на ответчика администрацию Михайловского района обязанности по включению указанного лица в списки граждан на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. из средств резервного фонда Правительства Амурской области, для направления указанного списка в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с целью осуществления указанного вида выплаты.
При этом, учитывая требования ст. 212 ГПК РФ, согласно которой, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя, суд полагает необходимым по требованию прокурора обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление и.о. прокурора Михайловского района Амурской области, поданное в защиту прав и законных интересов Муралис Л.Ю., удовлетворить.
Признать ФИО1 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Михайловского района Амурской области в августе 2019 года.
Возложить на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность по включению ФИО1, фактически проживающей по адресу: <адрес>, в список на получение единовременной материальной помощи в связи с утратой (гибелью) урожая, в размере 10 000 рублей, выплачиваемой из средств резервного фонда Правительства Амурской области.
Настоящее решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Михайловский районный суд Амурской области в течение одного месяца со его дня принятия в окончательной форме.
Судья К.В. Ершова
Решение в окончательной форме изготовлено 16 апреля 2020 года.