Р Е Ш Е Н И Е № 248
Именем Российской Федерации
26 марта 2013 года город Североморск
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Терновского Р.А., при секретаре Седых Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Бережного А. А. об оспаривании действий начальника отдела № федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел № ЗРУЖО), связанных с отказом в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Бережной обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма на состав семьи в количестве 3-х человек в виде отдельной двухкомнатной квартиры № по адресу: <адрес>, общей площадью 62,0 кв. м., по основанию увольнения с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ, и обязать ответчика повторно рассмотреть вопрос о предоставлении указанного жилого помещения по договору социального найма.
Заявитель и ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли. При этом заявитель ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, ответчик о причине неявки суд не известил.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Бережного подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из справок войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, №, № и №, а также выписки из послужного списка и копии паспорта заявителя следует, что Бережной проходит военную службу по контракту в войсковой части №, имеет общую продолжительность военной службы более 24 лет, подлежит увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе ДД.ММ.ГГГГ, в его личном деле записаны члены семьи: жена Б. и дочь В., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Из справки формы № 9 ГОБУ «МФЦ МО» от ДД.ММ.ГГГГ №, карточки финансового лицевого счета №, копии договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № и копии паспорта заявителя, усматривается, что Бережной и оба члена его семьи зарегистрированы по месту жительства в служебной однокомнатной квартире общей площадью 34,7 кв. м. по адресу: <адрес>, предоставленной заявителю по месту службы.
В судебном заседании установлено, что Бережной, как нуждающийся в получении жилого помещения, получил выписанное ДД.ММ.ГГГГ на его имя заместителем директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации извещение № о распределении жилого помещения на состав семьи в количестве 3-х человек в виде отдельной двухкомнатной квартиры № по адресу: <адрес>, общей площадью 62,0 кв. м. и согласился с распределением данного жилого помещения.
Вместе с тем, согласно решению начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ №, заявителю со ссылкой на указания Заместителя Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, на состав семьи из 3-х человек отказано в предоставлении распределенного жилого помещения по договору социального найма в городе Санкт-Петербурге со ссылкой на его увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 2 ст. 5 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
К числу таких специальных законов относится Федеральный закон «О статусе военнослужащих», которым устанавливаются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, в частности их права на жилище.
Указанным законом определен особый порядок реализации военнослужащими права на жилище, в том числе определяющий специальные условия для реализации этого права теми из них, кто ко времени увольнения с военной службы изъявил желание переехать в другую местность.
Так, согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Обеспечение жилым помещением рассматриваемой категории граждан и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения (п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»).
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 этого же Федерального закона порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», согласно подпункта «и» пункта 7 которых основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Пунктом 9 указанного постановления определено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся в очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Ссылки ответчика на указания Заместителя Министра обороны Российской Федерации № 205/2/832 от 20 декабря 2010 года суд находит необоснованными.
Так, требование о предоставлении жилого помещения в избранном месте постоянного жительства военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, увольняемым с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, в год их увольнения с военной службы, изложено в пункте 3 Приложения к вышеназванным указаниям, которое, как видно из его названия, является справочным материалом, разработанным Департаментом жилищного обеспечения.
Действующее законодательство, и в частности Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 (далее – Инструкция), не определяет сроки предоставления жилья военнослужащему по избранному месту жительства, также как не содержат ограничений в предоставлении жилого помещения в зависимости от периода увольнения – в день, месяц или год увольнения.
При этом, в соответствии с Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 года № 1550, Департамент жилищного обеспечения не наделен правом определения сроков предоставления жилых помещений военнослужащим, увольняемым с военной службы.
В связи с этим, суд находит необоснованными мотивы отказа ответчика в предоставлении Бережному ранее распределенного жилого помещения по избранному месту жительства со ссылками на увольнение заявителя не ранее ДД.ММ.ГГГГ, поскольку, как установлено в судебном заседании, у заявителя ДД.ММ.ГГГГ наступает предельный возраст пребывания на военной службе и он подлежит увольнению. Доказательств же обратного ответчиком в судебное заседание не представлено.
При таких обстоятельствах военный суд считает, что действия ответчика, отказавшего заявителю в предоставлении ранее распределенной квартиры по избранному месту жительства, являются неправомерными.
В связи с изложенным, каких-либо данных, препятствующих предоставлению Бережному жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, по мнению суда, не имеется.
В соответствии с пунктом 16 Инструкции, правом принятия решения о предоставлении военнослужащим жилых помещений наделен уполномоченный орган, которым приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что право заявителя будет восстановлено путем возложения на отдел № ЗРУЖО обязанности повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему ранее распределенного жилья.
Руководствуясь ст. 198 и 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Бережного А. А. – удовлетворить.
Обязать начальника отдела № федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении Бережному А. А. жилого помещения по договору социального найма на состав семьи в количестве 3-х человек в виде отдельной двухкомнатной квартиры № по адресу: <адрес>, общей площадью 62,0 кв. м., по основанию его увольнения с военной службы не ранее ДД.ММ.ГГГГ, и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему указанного жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение месяца.
Председательствующий по делу Р.А. Терновский
Верно:
Судья Североморского
гарнизонного военного суда Р. А. Терновский