Решение по делу № 2а-351/2018 (2а-3661/2017;) ~ М-3884/2017 от 21.12.2017

Дело № 2а-351/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(полный текст)

18 января 2018 года

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

Председательствующего – судьи Лемешко А.С.,

при секретаре: Талановой Ю.П.,

с участием представителей истца – Сидоровой Е.Е., Ляскина А.Е.,

представителя ответчика – Карнишаускене В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Лысенко В.А. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованное лицо ОК ЖСК «Проспект-2» о признании незаконными решения, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Истец Лысенко В.А. обратился в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя и просит признать решение ответчика об отказе в регистрации права собственности на квартиру ... незаконным, обязать ответчика совершить действия по регистрации права собственности на указанную квартиру. Требования мотивированы тем, что истец является собственником квартиры на основании договора о совместном паевом участии в строительстве жилого дома от ..., заключенного с ОК ЖСК «Проспект 2». Подав к ответчику документы для регистрации права собственности, ... Управлением вынесено решение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество в связи с выявлением обстоятельств, препятствующими совершению такой регистрации, а именно, использование земельного участке не по целевому назначению, а также в связи с не предоставлением истребуемых документов. С вынесенным решением истец не согласен, считает его незаконным, что явилось основанием для обращения с данным иском в суд.

Представители истца в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в административном иске, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признала, указывая, что решение об отказе в государственной регистрации было вынесено в соответствии с действующим законодательством.

Заинтересованное лицо своего представителя в судебное заседание не направило, о дне и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суд не известило, его неявка не препятствует рассмотрению дела.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Явка заинтересованного лица не была признана судом обязательной, а потому, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из содержания решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, выраженное в сообщении об отказе в государственной регистрации от ..., право собственности административного истца на квартиру ... административным ответчиком не оспаривается, документ об отказе носит административно-распорядительный характер, в связи с чем подлежит обжалованию применительно правил главы 22 КАС РФ.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав свобод и реализации законных интересов или на них незаконного возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Обжалуемое решение вынесено ответчиком ..., административное исковое заявление подано в суд ..., т.е. в сроки, предусмотренные ст. 219 КАС РФ.

Судом установлено, что ... между истцом и ОК ЖСК «Проспект-2» заключен договор ... о совместном паевом участии в строительстве жилого дома, предметом которого было совместное строительство жилого дома по адресу: ... с последующей передачей в право собственности истцу его доли в виде однокомнатной квартиры № ..., общей площадью 30,2 кв.м., расположенной на жилом 1 этаже пятиэтажного дома.

... истцу выдана справка № ..., согласно которой истцом стоимость квартиры оплачена в полном объеме, ОК ЖСК «Проспект 2» претензий не имеет.

... между истцом и ОК ЖСК «Проспект 2» составлен акт приема-передачи к вышеуказанному договору, в соответствии с которым в связи с окончанием строительства и принятием жилого дома Государственной приемочной комиссией в эксплуатацию, во исполнение Договора № ... от ... ОК ЖСК «Проспект 2» передал, а истец принял объект в виде квартиры № ..., расположенной по адресу: ..., стороны претензий друг к другу не имеют.

Таким образом, истец является участником долевого строительства.

... истец обратился к ответчику с заявлением о постановке квартиры на кадастровый учет и последующей регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру.

... ответчиком вынесено решение о приостановлении государственной регистрации до ...

... ответчиком вынесено решение об отказе в государственной регистрации на основании того, что истцом не устранены основания, послужившие для приостановления государственной регистрации, а именно: в результате правовой экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 29 Закона о регистрации было выявлено, что согласно предоставленной на государственную регистрацию права собственности копии государственного акта на право постоянного пользования землей земельный участок предоставлен в постоянное пользование для строительства гостиницы и кафе по ул. Челюскинцев, а не для строительства многоквартирного жилого дома, что имеет признаки самовольной постройки. Также не предоставлен список лиц, участвовавших в финансировании строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ...

Особенности осуществления государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве и прав участника долевого строительства на объект долевого строительства установлены статьей 48 Федерального Закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости».

Норма части 1 статьи 5 Закона № 218-ФЗ указывает на то, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Согласно части 2 статьи 7 этого же Закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости),реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость; реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.

Исходя из положений статьи 8 вышеуказанного Закона, в кадастр недвижимости вносятся, основные сведения об объекте недвижимости, к которым относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи.

Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости установлен Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки"

Пункт 7 Порядка предусматривает, что в отношении каждого объекта недвижимого имущества в ЕГРН открывается раздел ЕГРН, состоящий из записей, содержащих:

сведения о характеристиках объекта недвижимости, в том числе позволяющих определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также об ограничении права на данный объект, обременении данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости до вступления в силу Закона (запись кадастра недвижимости);

сведения о праве собственности и иных вещных правах на этот объект недвижимого имущества, в том числе сведения о его правообладателе, о подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации ограничениях прав, обременениях недвижимого имущества и сделках с этим объектом недвижимого имущества (записи реестра прав на недвижимость).

В открытом на объект недвижимости разделе ЕГРН записи, содержащие сведения о вещных правах, ограничениях права, обременениях недвижимого имущества, сделках (записи реестра прав на недвижимость), могут отсутствовать только в случаях, установленных федеральным законом.

Запись о созданном здании, сооружении, об объекте незавершенного строительства вносится в кадастр недвижимости при наличии записи либо одновременно с записью о земельном участке, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, если иное не установлено федеральным законом.

При этом регистрации права собственности участника долевого строительства должна предшествовать регистрация договоров участия в долевом строительстве.

Согласно пункту 2 статьи 48 Закона № 218-ФЗ (в действующей на момент возникновения спорных правоотношений редакции) для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, наряду с документами, предусмотренными данным Федеральным законом для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, необходимы: 1) разрешение на строительство; 2) план создаваемого многоквартирного дома, иного объекта недвижимости с указанием его местоположения, количества находящихся в составе создаваемого многоквартирного дома, иного объекта недвижимости жилых и нежилых помещений, машино-мест, планируемой площади каждого из указанных помещений и машино-мест; 3) проектная декларация; 4) заключение уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (далее - контролирующий орган), о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", выданное не ранее чем за шестьдесят дней до дня представления заявления о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Заявитель вправе не представлять указанное заключение, в этом случае орган регистрации прав запрашивает заключение в контролирующем органе, который представляет его в срок не более чем два рабочих дня с даты получения запроса органа регистрации прав; 5) договор страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве либо договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве, предусмотренные Федеральным законом от 30.12.2004 N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", за исключением случая, если договором участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена обязанность участника долевого строительства внести денежные средства в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве на счет эскроу, открытый в банке в соответствии с указанным Федеральным законом; 6) заключенный в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" договор поручительства по обязательствам застройщика, размер уставного капитала которого не соответствует требованиям Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома; 7) списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, которое построено или строится на земельных участках единого института развития в жилищной сфере или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, которыми единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, и которые переданы в безвозмездное пользование либо аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, либо аренду для строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

Часть 11 данной статьи предусматривает, что для государственной регистрации права участника долевого строительства на объект долевого строительства наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации такого права, также необходимы: 1) разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, полученное органом регистрации прав в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона. В случае, если органом регистрации прав не получено в указанном порядке такое разрешение на ввод в эксплуатацию, застройщик по собственной инициативе вправе передать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, или нотариально удостоверенную копию этого разрешения в орган регистрации прав для государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства не позднее чем через десять рабочих дней после получения этого разрешения; 2) договор участия в долевом строительстве или договор об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, если такой договор об уступке прав требований заключен (на государственную регистрацию права участника долевого строительства на объект долевого строительства представляется подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, который после государственной регистрации права возвращается правообладателю); 3) передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.

Установлено, что в отношении договора №... о совместном паевом участии в строительстве жилого дома, заключенного между Лысенко В.А. и ОК Жилищно-строительный кооператив «Проспект-2» в период до 18 марта 2014 года, его государственная регистрация не осуществлена. Сведения о земельном участке, как того требуют законоположения указанных выше нормативно-правовых актов, в соответствующий реестр не внесены. Не внесены они также и при регистрации права первым собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу, в котором административный истец имеет собственность, заявленную на регистрацию.

Учитывая, что государственную регистрацию права административный ответчик осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации в силу части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", его полномочия определены Законом о регистрации, следовательно, предоставление государственной услуги по регистрации права осуществляется на основании тех документов, которые предусмотрены Законом о регистрации.

В обжалуемом решении указано, что согласно предоставленного на регистрацию права собственности копии государственного акта ... малому частному предприятию «Татьяна» земельный участок по ... выделен на праве постоянного пользования для строительства гостиницы и кафе. Вместе с тем, ОК Жилищно-строительный кооператив «Проспект-2» на основании договора от ... с ЧП «Татьяна» возвел многоэтажный жилой дом, что не соответствует разрешенному виду использования земельного участка. Объект недвижимого имущества, право на который заявляет истец, расположен в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ..., который возведен на земельном участке, предоставленном для строительства гостиницы и кафе, а не для строительства многоквартирного жилого дома.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540. Согласно указанному классификатору к жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека, за исключением зданий (помещений), используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (гостиницы, дома отдыха).

Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" определено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Согласно статье 12.1 этого же конституционного закона до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя установлены в Законе города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".

Указанным Законом N46-ЗС также регламентированы вопросы, связанные с видами вещных и обязательственных прав, существовавших у граждан и юридических лиц в отношении имущества до 21.03.2014 применительно к законодательству Российской Федерации.

Из системного анализа указанных законоположений можно прийти к выводу о том, что хотя в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины в период до 21.03.2014 года признаются действующими, однако, через призму законоположений статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ регулирование отношений государственной регистрации прав на недвижимое имущество должно осуществляться исходя из положений закона города Севастополя №46-ЗС, в частности и права на земельный участок.

Согласно ст. 27 Федерального Закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон о регистрации) в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что оспариваемое решение административного ответчика соответствует положениям нормативных актов, регулирующих возникшие правоотношения, административный ответчик, поскольку истец обратился с заявлением о регистрации права собственности на квартиру как участник долевого строительства, действовал правомерно, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.

Поскольку в удовлетворении административного иска истцу отказано, судебные расходы распределению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 140-181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Лысенко В.А. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованное лицо ОК ЖСК «Проспект-2» о признании незаконными решения, возложении обязанности совершить определенные действия - отказать.

Судебные расходы отнести за счет истца.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 23.01.2018 года.

Судья Нахимовского районного

суда    города Севастополя                                                    А.С. Лемешко

2а-351/2018 (2а-3661/2017;) ~ М-3884/2017

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лысенко В.А.
Ответчики
Управление государтсвенной регистрации права и кадастра Севастополя
Другие
Сидорова Е.Е.
ОК ЖСК "Проспект-2"
Ляскин А.Е.
Суд
Нахимовский районный суд
Судья
Лемешко Алла Сергеевна
21.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
22.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2018[Адм.] Судебное заседание
23.01.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее