Производство № 2-1032/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2021 года г.Смоленск
Промышленный районный суд г. Смоленска в составе:
председательствующего судьи Шиловой И.С.,
при секретаре Потапенковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД № 67RS0003-01-2021-000286-09) по иску Мирзоева Салома Саидниезовича к администрации г. Смоленска о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен аварийного,
УСТАНОВИЛ:
Мирзоев С.С. обратился в суд с иском к администрации г.Смоленска о внеочередном предоставлении жилого помещения, указав, что является собственником <адрес> <адрес>. Указанный жилой дом в соответствии с постановлением Администрации г.Смоленска от 06.07.2015 № "О реализации решений городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Смоленска" признан аварийным и подлежащим сносу. Переселение граждан из аварийного дома было запланировано на 2020 год. Однако администрация г.Смоленска вынесла новое Постановление от 29.03.2019 № «Об утверждении муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», где указано, что <адрес> запланирован на декабрь 2023 года. Постановлением администрации г. Смоленска от 19.12.2018 № истец признан малоимущим и постановлением от 19.12.2018 № принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Полагает, что у органа местного самоуправления возникла необходимость по предоставлению истцу другого жилого помещения на праве собственности ранее срока, установленного в постановлении от 06.07.2015, поскольку дальнейшее проживание в квартире представляет угрозу жизни и здоровью. Полагает, что бездействием администрации г.Смоленска нарушаются его жилищные права.
Просит суд обязать администрацию г.Смоленска предоставить истцу во внеочередном порядке на праве собственности равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение в новом доме, общей площадью не менее 29,6 кв.м в черте г.Смоленске.
В судебном заседании истец Мирзоев С.С. в целом исковые требования, по обстоятельствам изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Смоленска, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело по существу при данной явке.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
По правилам п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст.32, 86, ч.ч.2 и 3 ст. 88 ЖК РФ. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда возможно в рамках реализации соответствующей региональной адресной программы.
В соответствии с ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. При этом, другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014).
В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от 03.02.2015 Мирзоеву С.С. на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 29,6 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. Запись в ЕГРН внесена 11.02.2015 (л.д. 8).
Согласно заключению городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г. Смоленска от 11.06.2015 № конструкции домовладения №<адрес><адрес> <адрес> вследствие длительной эксплуатации и природно-климатических факторов утратили первоначальные технико-эксплуатационные качества; в них появились дефекты, повреждения и деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности, в связи с чем, имеются основания для признания названного многоквартирного дома, износ которого составляет 65%, аварийным (л.д. 9-10).
Постановлением Администрации г. Смоленска от 06.07.2015 № «О реализации решений городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г. Смоленска» <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу с установлением срока переселения проживающих в нем граждан за счет средств бюджета г. Смоленска – 2020 год (л д. 11).
Постановлением Администрации г. Смоленска от 19.12.2018 № Мирзоев С.С. признан малоимущим (л.д. 12).
Постановлением Администрации г. Смоленска от 19.12.2018 № Мирзоев С.С. принят на учет в Администрации г. Смоленска малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в г. Смоленске (л.д. 13).
Постановлением Администрации г. Смоленска от 29.03.2019 № утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, согласно которого переселение граждан из <адрес> запланировано на декабрь 2023 (л.д. 14-15)
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, а также письменными материалами дела.
В обоснование своих требований истец ссылается на непригодность принадлежащего ему жилого помещения для проживания в связи с аварийностью дома и как следствие, на необходимость незамедлительного внеочередного предоставления ответчиком помещения на праве собственности взамен занимаемого жилого помещения.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что спорное домовладение включено в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, связи с этим положения Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» подлежат применению к спорным правоотношениям.
На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 32, указывает Федеральный Закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Из положений приведенного Закона следует, что предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда на осуществление переселения не может быть произвольным.
Основанием для предоставления такой финансовой поддержки, как это прямо следует из положений этого Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ, является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, соответствующей требованиям, предъявляемым статьей 16 названного Федерального закона.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными; объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации, средств местных бюджетов и обоснование этого объема финансирования с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда; планируемую стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер выкупной цены за изымаемое жилое помещение, выплачиваемой в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданной субъектом Российской Федерации заявки в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 данной статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, должна соответствовать требованиям части 2.1 данной статьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, из приведенных норм права в их совокупности следует, что органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома в связи с его ветхостью и аварийностью, другим благоустроенным жилым помещением обеспечиваются лица, занимающие такие дома по договору социального найма, а в случае с собственником жилого помещения в таком доме, предоставление другого благоустроенного жилого помещения имеет иной определенный порядок, а именно собственнику жилого помещения, расположенного в доме, подлежащем сносу, иное жилое помещение предоставляется в случае изъятия земельного участка, расположенного под этим домом, для государственных, муниципальных нужд, либо в случае включения лиц, проживающих в таком доме в региональную или муниципальную программу переселения из ветхого аварийного дома путем составления соглашения с собственником о выкупе либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
При этом, суд учитывает, что на момент заявления истцом требований срок переселения граждан из <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, установленный постановлением Администрации г. Смоленска от 29.03.2019 №, не истек (21.12.2023).
Кроме того, приобретая спорную квартиру по договору купли-продажи от 03.02.2015 Мирзоев С.С. был удовлетворен качественным состоянием приобретаемой квартиры, с которой ознакомлен путем осмотра, произведенного им перед заключением договора, и принял квартиру по акту приема-передачи, что указано в п. 4 договора, а также подписал акт приема-передачи жилого помещения от продавца покупателю.
Указанные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами права говорят об отсутствии оснований для удовлетворения судом исковых требований Мирзоева С.С.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мирзоева Салома Саидниезовича к администрации г. Смоленска о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен аварийного - отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья И.С. Шилова