Решение по делу № 2-5668/2021 ~ М-3807/2021 от 28.04.2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2-5668/2021

г. Тюмень                                                                                                   30 июня 2021 г.

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Урубковой О.В.

при секретаре Щукиной А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томиной Л.А. к Департаменту здравоохранению Тюменской области, Государственному автономному учреждению здравоохранения Тюменской области «Городская поликлиника » о назначении врачебной комиссии и обеспечении лекарственным препаратом,

У С Т А Н О В И Л :

     Истица Томина Л.А. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту здравоохранения Тюменской области, ГАУЗ ТО «Городская поликлиника » об обязании ГАУЗ ТО «Городская поликлиника » провести врачебную комиссию и назнчить истице лекарственный препарат «<данные изъяты>), производимого компанией <данные изъяты>) на постоянной основе по жизненным показаниям с указанием дозировки и интервала введения в соответствии с инструкцией к препарату «<данные изъяты>), и выписать рецепт на лекарственный препарат. Также просит обязать Департамент здравоохранения Тюменской области обеспечить истицу лекарственным препаратом «<данные изъяты>), путем закупки и организации введения препарата в необходимом объеме и дозировке согласно инструкции к препарату «<данные изъяты>), производимого компанией <данные изъяты>) на постоянной основе по жизненным показаниям. Требования мотивированы тем, что истица является инвалидом с детства, <данные изъяты> инвалидности установлена пожизненно <данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ истице повторно установлена инвалидность <данные изъяты> с детства бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Российской Федерации были утверждены новые клинические рекомендации лечения <данные изъяты>, в том числе назначением препарата «<данные изъяты>). В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ Томина Л.А. обратилась к главному врачу ГАУЗ ТО «Городская поликлиника » с заявлением об организации проведения врачебной комиссии по вопросу назначения лекарственного препарата «<данные изъяты>. Протоколом заседания врачебной комиссии по вопросу лекарственного обеспечения ГАУЗ ТО «Городская поликлиника » от ДД.ММ.ГГГГ комиссия приняла решение о том, что препарат <данные изъяты>» истице не показан. Препарат <данные изъяты>) зарегистрирован на территории Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, предназначен для лечения <данные изъяты>, внесен в государственный реестр лекарственных средств. До настоящего времени Томиной Л.А. препарата не назначен, вопрос о назначении прекпрата не решен, а решение врачебной комиссии нарушает право Томиной Л.А. на охрану жизни и здоровья.

     В судебном заседании истица Томина Л.А. исковые требования поддержала.

    Представители истицы Латыпова Д.А., Тухватуллин И.Ф в судебном заседании исковые требования также поддержали.

    Представитель ответчика Департамента здравоохранения Тюменской области Степнова О.С. в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что необходимость, эффективность и целесообразность назначения лекарственных препаратов для лечения пациентов (особенно с таким сложным диагнозом как <данные изъяты>) может быть определена только лечащим врачом, а не судом. Инструкция по применению препарата <данные изъяты> содержит информацию производителя о том, что эффективность и безопасность применения препарата <данные изъяты>» изучалась у детей в возрасте от 0 до 17 лет, а опыт применения у пациентов старше 18 лет ограничен. Опыт применения препарата у пожилых пациентов отсутствует. Истица, с детства страдая заболеванием <данные изъяты> типа, на поддерживающей терапии достигла возраста <данные изъяты> лет, что свидетельствует о медленном прогрессирующем течении болезни. Поэтому вопрос о назначении препарата <данные изъяты>» не ставился лечащим врачом ввиду отсутствия патогенетической терапии и необходимости проведения симптоматической терапии. Впервые ДД.ММ.ГГГГ по требованию истицы было проведено заседание врачебной комиссии поликлиники о назначении препарата «<данные изъяты>», решением которой в назначении этого препарата было отказано в связи с отсутствием соответствующих рекомендации неврологов области. Опираясь на вышеперечисленные данные, врачебной комиссией поликлиники ДД.ММ.ГГГГ было принято повторное решение о нецелесообразности назначения препарата «<данные изъяты>». На сегодняшний день в мире как минимум 3 препарата, применяющихся при заболевании <данные изъяты>, и два из них зарегистрированы и разрешены для ввоза и к применении в Российской Федерации. Требования истицы не основываются на специализированных познаниях в области медицины.

    От ответчика Департамента здравоохранения Тюменской области поступили письменные возражения на исковое заявление Томиной Л.А.

    Представители ответчика ГАУЗ ТО «Городская поликлиника » Бутов И.В., Устинов В.И. в судебном заседании исковые требования также не признали, в иске просили отказать. В суде представитель ответчика Устинов В.И. пояснил, что назначение патогенетического лечения от <данные изъяты> по жизненным показаниям лекарственным препаратом «<данные изъяты>» может осуществляться индивидуально исходя из анамнеза пациента, особенностей течения заболевания и иных факторов, заслуживающих внимания со стороны медицинских работников. Согласно официально инструкции «<данные изъяты>» предназначен для лечения <данные изъяты> у детей и взрослых. При применении в лечении <данные изъяты> зафиксированы осложнения, связанные с <данные изъяты>, а также возникали другие нежелательные явления и реакции. Кроме того, для введения <данные изъяты> необходима плановая госпитализация (неоднократно в течение 12 календарных месяцев 6-7 раз) в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Врачебной комиссия при принятии решения посчитала, что риск развития побочных проявлений (осложнений) при введении препарата «<данные изъяты>» превышает возможность получения положительного эффекта. В любом случае принятие решения о назначении Томиной Л.А. лекарственных препаратов должно осуществляться врачебной комиссией медицинской организации в интересах пациента, исходя из медицинских показаний, противопоказаний, с учетом возможных рисков осложнений, но не относится к компетенции судебных органов. Суд не может подменять функции врачебной комиссии.

    От ответчика ГАУЗ ТО «Городская поликлиника » поступили письменные возражения на исковое заявление Томиной Л.А.

    Выслушав объяснения истицы Томиной Л.А., ее представителей Латыповой Д.А., Тухватуллина И.Ф., представителей ответчиков Департамента здравоохранения Тюменской области Степновой О.С., ГАУЗ ТО «Поликлиника » Бутова И.В., Устинова В.И., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

    Судом установлено следующее.

Истица Томина Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.34), имеет статус ребенка <данные изъяты> группы с детства с ДД.ММ.ГГГГ, страдает <данные изъяты>, что подтверждается справкой <данные изъяты> (л.д.36-37), заключением ГБУЗ ТО «Перинатальный центр» (л.д.39), протоколом заседания врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-43), протоколом расширенного консилиума от ДД.ММ.ГГГГ, где указан диагноз Томиной Л.А.

Заболевание, диагностированное Томиной Л.А., включено в Перечень редких <данные изъяты>) заболеваний, опубликованный на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети «Интернет» (<данные изъяты>), однако не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких <данные изъяты>) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ врачебная комиссия ГАУЗ ТО «Городская поликлиника » по обращению Томиной Л.А. приняла решение о том, что препарат <данные изъяты>») Томиной Л.А., ДД.ММ.ГГГГ. рождения не показан (л.д.42-43).

Из протокола расширенного консилиума по вопросу оказания медицинской помощи пациентке Томиной Л.А, ДД.ММ.ГГГГ рождения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам проведенного консилиума принято решение о проведении необходимых исследований пациентке: <данные изъяты>; направлении пакета документов в ФГБНУ НЦН МЗ РФ при участии РТМЦ ТО ГБУЗ ТО «ОКБ » А.П. Потапова с целью решения вопроса о возможном лечении и подбора терапии в условиях специализированного центра.

Как следует из консультации врача-невролога ФГБНУ НЦН МЗ РФ, на основании предоставленных клинических и инструментальных данных следует, что у пациентки Томиной Л.А. <данные изъяты>. В настоящее время для лечения этого заболевания в российской Федерации зарегистрирован не имеющий аналогов препарат <данные изъяты> В соответствии с установленными показаниями, пациентке Томиной Л.А. показано лечение препаратом <данные изъяты>. Препарат принимается внутрь из расчета <данные изъяты>, постоянно. Лечение проводится пожизненно.

Также стороной истца представлен протокол заседания врачебной комиссии Клиники диагностики и лечения <данные изъяты>») от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключению врачебной комиссии, принимая во внимание прогрессирующий характер лечения заболевания <данные изъяты>. Имеются два препарата для <данные изъяты> лечения <данные изъяты>) и <данные изъяты>). Сравнительных исследований данных препаратов не проводилось, механизм их действия схож, ожидается сравнимая эффективность от применения. <данные изъяты>) вводится <данные изъяты>): загрузочные дозы 4 в первые два месяца, затем поддерживающая доза 1 раз в 4 месяца. <данные изъяты>) принимается ежедневно через рот. С пациенткой проведена беседа о возможностях лечения заболевания, в том числе об эффективности, путях введения, побочных действиях, учитывая кратность введения поддерживающих доз <данные изъяты>) <данные изъяты>, что значительно увеличивает приверженность к лечению, настойчивое желание пациентки к назначению: <данные изъяты> ) по жизненным показаниям по следующей схеме: <данные изъяты> введения, и далее регулярно по одному введению с интервалами между введениями в 4 месяца на постоянной основе. Количество флаконов на 1 год лечение – <данные изъяты>.

Однако, назначить препарат к применению может только врачебная комиссия на основании п.4.7 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 , согласно которому врачебная комиссия осуществляет следующие функции… принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям).

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную, неприкосновенность (ст.3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20 Конституции Российской Федерации).

Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федераций координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1, 2 ст.4 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1 ст.37 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу ч.15 ст.37 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия, решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики,    лечения    и    медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч.2 ст.48 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

     В соответствии с ч.3, 4 ст.48 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей – совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

    Статьей 44 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (<данные изъяты>) заболеваниями.

Перечень редких (<данные изъяты>) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (ч.2 ст.44 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В Приложении к постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категорий заболеваний.

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (<данные изъяты>) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в ч.2 ст.44 № 323-ФЗ «Об основав охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.44 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 13 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч.2 ст.19 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п.1 ч.3 ст.80 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 ч.3 ст.80 вышеуказанного закона при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В силу п.5 ч.2 ст.81 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п.10, 14 ст.16 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В соответствии с Законом Тюменской области от 28.12.2004 № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» в целях социальной поддержки отдельных категорий граждан Постановлением Администрации Тюменской области от 15.12.2004 № 178-пк «О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий» утверждено Положение о возмещении расходов на оплату лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий.

В соответствии с указанным Положением возмещение расходов на оплату лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий осуществляется в отношении определенных в п.3 категорий граждан, проживающих в Тюменской области, в том числе лиц, страдающих отдельными категориями заболеваний согласно Перечню, установленному приложением 1 к Положению, в части оплаты 100% стоимости лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для лечения этих заболеваний. Перечнем такое заболевание как спинальная мышечная атрофия не предусмотрено.

    Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2019 -п утверждена территориальная «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Тюменской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». В пп.12 п.4 раздела У Программы предусмотрено, что счет средств областного бюджета Тюменской области финансируется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

    В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 24.12.2007 -п «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Тюменской области» Департамент является исполнительным органом государственной власти Тюменской области.

    Разделом П Положения определены полномочия Департамента. Пунктом 2.2 Положения утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организации оказания населению Тюменской области в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи. Пунктом 2.12 Программы предусмотрено обеспечение разработки и реализации в пределах своей компетенции территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, участие в установленном порядке в определении тарифов на оплату медицинских услуг в рамках программы обязательного медицинского страхования. Пунктом 2.25 Программы предусмотрена организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (<данные изъяты>) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ведение регионального сегмента Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими <данные изъяты>) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и представление сведений, содержащихся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пунктом 2.27 Программы предусмотрена Организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи в соответствии с пунктами 2.12 и 2.18 настоящего Положения.

     Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на ответчика Департамент здравоохранения Тюменской области возложена обязанность по соблюдению прав граждан в области здравоохранения, в том числе в части обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджета Тюменской области зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарствёнными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеутрожатощих и хронических прогрессирующих редких (<данные изъяты> заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности.

    Поэтому суд считает, что Департамент обязан обеспечивать Томину Л.А. лекарственными препаратами, в том числе и <данные изъяты>, но только по заключению врачебной комиссии и при наличии выданного врачом рецепта. Без этого, обеспечение лекарственными препаратами, в том числе <данные изъяты> не будет отвечать требованиям закона. А кроме того, в отсутствие назначения врача, рецепта на лекарственный препарат (а данный препарат выдается только по назначению врача и рецепту), его выдача является незаконной.

    Суду не было представлено относимых, допустимых и достаточных доказательств того, что Томиной Л.А. показан именно препарат <данные изъяты>

Из представленного протокола заседания врачебной комиссии ООО «НЕВА» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для <данные изъяты>) и <данные изъяты>), чей механизм действия схож. Но по выбору и желанию пациента назначают препарат <данные изъяты>

    Однако, пациент не может сам себе назначать лечение и лекарственные препараты, а по сути получается, что Томина Л.А. без достаточных на то оснований и познаний самостоятельно решает чем ей лечиться и просит суд обязать медицинское учреждение назначить ей выбранный ею препарат.

    При этом, указанное заключение врачебной комиссии не может быть принято Департаментом здравоохранения Тюменской области, так как данная мединская организация находится за пределами субъекта Российской Федерации – Тюменская область, а кроме того, ООО «НЕВА» не участвует в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Тюменской области.

    В своем заключении врач-невролог ФГБНУ НЦН, куда врачебной комиссией ГАУЗ ТО «Городская поликлиника » были направлены документы с целью решения вопроса о возможном лечении и подборе терапии Томиной Л.А., указывает на то, что Томиной Л.А. показано лечение препаратом <данные изъяты>.

    То есть, однозначного решения по применению конкретного, одного из двух применяющихся в Российской Федерации препаратов <данные изъяты>) Томиной Л.А., врачами не принято.

    В ходе судебного заседания судом дважды предлагалось сторонам заявить ходатайство о назначении по делу судебно-медицинской экспертизы, от чего обе стороны отказались.

    А суд не обладает специальными познаниями и компетенцией по назначению Томиной Л.А. лечения препаратом <данные изъяты> (либо любым другим препаратом), о чем по сути просит истица, заявляя требования об обязании врачебной комиссии ГАУЗ ТО «Городская поликлиника » назначить ей препарат <данные изъяты>

Но при этом суд считает, что в соответствии со ст.48 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» 4.7 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 на ответчика ГАУЗ ТО «Городская поликлиника » должна быть возложена обязанность по проведению врачебной комиссии, на которой должен быть поставлен вопрос о назначении либо не назначении Томиной Л.А. лекарственного препарата <данные изъяты> либо <данные изъяты>. Врачебная комиссия в ГАУЗ ТО «Городская поликлиника » существует, о чем представлен приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации деятельности врачебной комиссии в ГАУЗ ТО «Городская поликлиника » и Положение о порядке организации деятельности врачебной комиссии ГАУЗ ТО «Городская поликлиника ».

Суд полагает, что несмотря на то, что вопрос о лекарственном обеспечении Томиной Л.А. уже рассматривался, врачебная комиссия в пределах своих полномочий, с учетом новых сведений и документов, в том числе полученных при рассмотрении настоящего дела, может и должна повторно рассмотреть вопрос назначения Томиной Л.А. лечения, в том числе препаратами <данные изъяты> либо <данные изъяты>.

В остальной части иска Томиной Л.А. должно быть отказано.

Согласно части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмени решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Принимая во внимание то обстоятельство, что из содержания представленных суду медицинских документов следует, что имеющееся у Томиной Л.А. заболевание прогрессирует, ее состояние ухудшается, во избежание усугубления негативных последствий заболевания, суд приходит к выводу о возможности обращения решения суда в части проведения врачебной комиссии к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3,12, 56, 67, 194-199, 212 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

     Иск Томиной Л.А. удовлетворить частично.

    Обязать Государственное автономное учреждение здравоохранения Тюменской области «Городская поликлиника » провести врачебную комиссию по назначению (не назначению) лекарственного препарата <данные изъяты> Томиной Л.А. с диагнозом <данные изъяты>

    Обязать Департамент здравоохранения Тюменской области в случае принятия врачебной комиссией решения о назначении Томиной Л.А. лекарственного препарата, обеспечить Томину Л.А. назначенным лекарственным препаратом.

    В остальной части иска Томиной Л.А. отказать.

Решение в части проведения врачебной комиссии подлежит немедленному исполнению.

    Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Тюмени.

    Решение в окончательной форме принято 7 июля 2021 г.

    Судья                                                                                Урубкова О.В.

2-5668/2021 ~ М-3807/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Томина Лейла Абдуллаевна
Ответчики
ГБУЗ ТО Городская поликлиника №4
Департамент здравоохранения ТО
Суд
Центральный районный суд г. Тюмени
Судья
Урубкова О.В.
Дело на странице суда
centralny--tum.sudrf.ru
28.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2021Передача материалов судье
12.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2021Подготовка дела (собеседование)
10.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Судебное заседание
07.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2021Дело оформлено
29.11.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее