Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Красногорское 2 ноября 2015 года
Красногорский районный суд Алтайского края в составе:
Судьи Могильникова А.Ю.
при секретаре: Шнайдер И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровой Т.А., Александрова С.А. к Администрации Красногорского района Алтайского края, о признании незаконным решения об отказе во включении в список граждан – получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, возложении обязанности по включению в список граждан-получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Александрова Т.А. и Александров С.А. обратились в суд к Администрации Красногорского района Алтайского края с указанным иском.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются правообладателями квартиры <адрес>. Право собственности истцов на домовладение возникло из договора на передачу и продажу квартир в собственность от дата
В период с 29 мая по 04 июня 2014 года на территории Соусканихинского сельского совета Красногорского района произошло чрезвычайное стихийное бедствие – наводнение.
Жилое помещение, в котором проживают истцы, оказалось в зоне подтопления. На основании акта обследования жилого дома, проведенного межведомственной комиссией созданной при администрации Соусканихинского сельсовета Красногорского района Алтайского края дом, в котором проживают истцы, имеет повреждения, признан требующим проведения капитального ремонта.
Обратившись в Администрацию Красногорского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, истцы получили отказ с указанием в качестве причины отказа- отсутствие условий, установленных п.4 Порядка предоставления социальных выплат, отсутствие права собственности на требующее капитального ремонта домовладение.
С данным отказом истцы не согласны, поскольку на момент паводка являлись собственниками пострадавшего домовладения на основании договора на передачу жилья в собственность. Данное домовладение является единственным жильем истцов, в связи с чем просили признать незаконным решение об отказе во включении в список граждан – получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края и обязать администрацию Красногорского района включить истцов в указанный список. Обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании истцы Александрова Т.А. и Александров С.А просили удовлетворить требования по основаниям, изложенным исковом заявлении, признав за каждым право на получении компенсации по ? доли квартиры..
Представитель ответчика - Администрации Красногорского района Алтайского края- по доверенности Токарев Р.Г. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, представил письменный отзыв на заявленные требования, в соответствии с которым, в удовлетворении иска просил отказать, поскольку у истцов отсутствует совокупность условий, определенных п. 4 Порядка и необходимых для признания права на получение социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, правоустанавливающие документы не представлены.
Третье лицо Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель третьего лица в судебное заседание не явился, от представителя по доверенности О.Г. Паниной поступили возражения по иску, в которых последняя просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку право собственности истцов на жилое помещение, нуждающееся в капитальном ремонте на момент паводка отсутствовало, что является основанием для отказа во включении истцом в списки граждан на получение социальной помощи.
Представители третьих лиц Главного управление Алтайского края по труду и социальной защите и Управления социальной защиты населения по Красногорскому району о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, возражении не представили. Представитель Управления социальной защиты населения Сибирякова Н.И., просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Учитывая надлежащее извещение лиц участвовавших в деле, суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Заслушав истцов, оценивая собранные и исследованные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему:
В соответствии с положениями части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В соответствии с частью 2 указанной статьи, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что из-за сильных осадков, выпавших в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительно повысился уровень воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй, в Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и в г. Бийске уровень воды в реках превысил критические отметки, Администрацией Алтайского края постановлением от 29 мая 2014 года № 254 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В связи с подтоплением жилых домов на территории Красногорского района, постановлением Администрации Красногорского района Алтайского края от 30 мая 2014 года № 293а на территории Красногорского района Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно списка подтопленных улиц и домов на территории муниципального образования Соусканихинский сельсовет Красногорского района Алтайского края, в период дождевого паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, квартира <адрес>, включена в указанный список.
Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2015 г. N 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации ( далее Правила).
Указанные Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - субъекты Российской Федерации, мероприятия по проведению капитального ремонта жилищного фонда, трансферты).
В соответствии с п.2,4,5,6,7 Правил трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2015 год на цели, указанные в пункте 1 Правил.
Предоставление трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации следующих условий:
а) наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда;
б) наличие списков граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
в) наличие перечня многоквартирных домов, в которых требуется проведение капитального ремонта жилых помещений и (или) общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий:
а) по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения;
б) по предоставлению средств балансодержателям на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, находящегося в государственной собственности;
в) по предоставлению средств бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда.
Финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда осуществляется однократно в отношении одного жилого помещения и (или) многоквартирного дома.
Трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда в размере, определяемом исходя из стоимости капитального ремонта 1 кв. метра поврежденного жилищного фонда, но не более 5 тыс. рублей.
Из изложенного следует, что государством гарантируется финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае- июне 2014года, гражданам, которые на момент ЧС имели жилое помещение, поврежденное в результате паводка, на праве собственности, проживали в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта.
При этом финансовая помощь предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
Постановлением Администрации Алтайского края от 17 июня 2015 г. N 234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее Порядок).
В соответствии с п.4,5 указанного Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
-являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
-проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
-не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
-включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
При отсутствии гражданина в вышеназванном списке и наличии оснований, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, гражданин вправе подать в администрацию городского округа или муниципального района Алтайского края (далее - "орган местного самоуправления") в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Порядка заявление по форме, установленной уполномоченным органом, о включении его в список граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта. К заявлению прилагается акт обследования поврежденного жилого помещения в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.
Орган местного самоуправления принимает от граждан указанные заявления, документы и в течение 10 дней с даты их получения принимает решение о включении или об отказе во включении собственника(ов) в список по форме, установленной уполномоченным органом.
Решение об отказе во включении собственника(ов) в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, принимается при отсутствии оснований, предусмотренных абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, а также в связи с пропуском срока, указанного в абзаце шестом настоящего пункта.
Размер социальной выплаты определяется как произведение площади поврежденного жилищного фонда в полных квадратных метрах и стоимости капитального ремонта одного квадратного метра поврежденного жилищного фонда.
Стоимость капитального ремонта одного квадратного метра поврежденного жилищного фонда составляет 4,9 тыс. рублей.
В соответствии с п.7 утвержденного порядка для получения социальной выплаты граждане подают в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения следующие документы:
а) заявление о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения по форме, установленной уполномоченным органом;
б) копии документов, удостоверяющих личность собственника(ов) поврежденного жилого помещения (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
в) копии документов, подтверждающих проживание в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
г) копии правоустанавливающих документов (договоры купли-продажи, мены, дарения, в том числе выписки из похозяйственной книги) на поврежденное жилое помещение, право собственности на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
д) копии документов, содержащие сведения о размере общей площади поврежденного жилого помещения (копия технического паспорта либо кадастрового паспорта, либо кадастрового плана), - в случае отсутствия данных сведений в документах, указанных в подпункте "г" настоящего пункта (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены).
Органы местного самоуправления принимают от граждан в день обращения заявление и документы, указанные в пунктах 7, 7.1 настоящего Порядка, рассматривают их в течение 10 дней с даты получения и принимают решение о включении или об отказе во включении гражданина в список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения.
Согласно п. 9 Порядка основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты являются:
а) несоответствие условиям предоставления социальной выплаты, установленным пунктом 4 настоящего Порядка;
б) представление неполного пакета документов и (или) заведомо недостоверных сведений.
Отказ в предоставлении социальной выплаты по основанию, указанному в подпункте "б" настоящего пункта, не препятствует повторному обращению граждан за ее назначением в соответствии с настоящим Порядком.
Согласно акту обследования поврежденного индивидуального жилого дома в результате паводка в мае- июне 2014 года на территории Алтайского края, составленному межведомственной комиссией Администрацией Соусканихинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от дата. в квартире <адрес>, имеются повреждения в виде трещин по фундаменту, по стенам, деформации половых досок, просадки пола, необходимо проведение капитального ремонта.
Губернатором Алтайского края 29.10.2014г. утвержден список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка в мае- июне 2014года на территории Алтайского края и требуют капитального ремонта. По Красногорскому району Алтайского края в указанный список включены Александрова Т.А. и Александров С.А., проживающие по <адрес>.
дата истцы обратились с заявлением в Администрацию Соусканихинского сельсовета Красногорского района Алтайского края о предоставлении в 2015 году социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения- <адрес>, при этом к заявлению были приложены копии паспортов и копия выписки из технического паспорта.
Из уведомления главы Администрации района Алтайского края М.И. Дайбова от дата. следует, что Администрация Красногорского района Алтайского края приняла решение не включать истцов в списки граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, поскольку представленный ими договор приватизации не закрепляет права собственности за истцами, истцы не соответствуют совокупности условий, необходимых для включения их в списки на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта, установленных п.4 Порядка их предоставления.
В соответствии со ст.7 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается (в ред. Закона РФ от 23.12.1992г. №4199-1). Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
В соответствии со ст.2 ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со ст. 6 ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Из представленного в материалы дела договора на передачу и продажу квартир в собственность дата следует, что данный договор заключен с Александровой Т.А., при этом количество членов семьи указано 3 человека. Договор зарегистрирован в администрации Соусканихинского сельсовета Красногорского района Алтайского края, что подтверждается справкой, выданной администрацией Соусканихинского сельсовета Красногорского района № от дата, то есть порядок регистрации договора соответствует действовавшему на момент его заключения порядку регистрации, следовательно, с момента регистрации договора у истцов возникло право собственности на квартиру, в приватизации которой они приняли участие.
Справкой Администрации Соусканихинского сельсовета Красногорского района Алтайского края, выданной на основании похозяйственной книги №дата годы, подтверждается, что Александрова Т.А., Александров С.А., Александров С.С., Александрова (Шибалина) И.С., на момент заключения договора на передачу жилья в собственность состояли на регистрационном учете и проживали в <адрес>, следовательно, имели право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения и приняли в ней участие.
Согласно решению Красногорского районного суда Алтайского края от дата, с учетом определения от дата об устранении описки в решении суда, за истцами Александровой Т.А. и Александровым С.А. признано право собственности на <адрес> в порядке приватизации по ? доле за каждым, поскольку остальные члены семьи – Александров С.С. и Шибалина И.С. от реализации своих прав собственников в отношении спорной квартиры отказались. Данное решение вступило в законную силу дата.
Поскольку в приватизации жилого помещения по <адрес> приняли участие 4 человека, а именно- истцы Александрова Т.А., Александров С.А., Александров С.С. и Шибалина И.С., последние выразили свою волю в виде отказа от права собственности на спорное жилое помещение по истечении значительного срока после дня объявления режима чрезвычайной ситуации, право общей долевой собственности истцов на квартиру <адрес> признано решением суда от дата, суд приходит к выводу о том, что на дату объявления режима чрезвычайной ситуации – паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года, и на момент подачи заявления о включении в список, собственниками указанного жилого помещения являлись все члены семьи: Александрова Т.А., Александров С.А., Александров С.С. и Шибалина И.С., каждому из которых принадлежало по 1/4 доле в праве собственности на квартиру <адрес>. В связи с чем истцы имеют право на социальную выплату для проведения капитального ремонта жилого помещения по ? доли.
Из паспортных данных истцов Александровой Т.А. и Александрова С.А. следует, что они на момент паводка состояли на регистрационном учете по месту жительства по <адрес>, а, следовательно, проживали в данном населенном пункте.
Согласно представленным выпискам из ЕГРП на недвижимое имущество и сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», жилые помещения, в собственности истцов Александровой Т.А. и Александрова С.А. отсутствуют.
Квартира <адрес> является единственным жильем для истцов, требует капитального ремонта и повреждено в результате чрезвычайной ситуации- паводка, произошедшего в мае-июне 2014г. на территории Красногорского района АК.
Учитывая, что в судебном заседании установлено наличие всех условий, необходимых для включения истцов Александровой Т.А. и Александрова С.А. в список граждан- получателей социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка, их требования о возложении на администрацию Красногорского района Алтайского края обязанности по включению в список граждан- получателей социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения подлежат удовлетворению с определением права Александровой Т.А. и Александрова С.А. на социальную выплату для проведения капитального ремонта жилого помещения по <адрес> пропорционально принадлежащим им на день объявления режима чрезвычайной ситуации по ? доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение за каждым.
Ссылка ответчика на отсутствие заявления Александрова С.А. о предоставлении социальных выплат не может быть являться основанием для отказа в удовлетворении иска. Истец имеет право на получение социальной выплаты, ответчиком данное право оспаривается, в связи с чем спор подлежит рассмотрению по существу.
Учитывая, что Администрацией Красногорского района Алтайского края с учетом установленных обстоятельств, подтверждающих наличие у истцов совокупности условий, необходимых для включения их в список граждан получателей социальной выплаты, принято решение об отказе во включении истца Александровой в список граждан- получателей социальной помощи, суд указанное решение Администрации Красногорского района находит принятым с нарушением закона, в силу чего исковые требования о признании решения незаконным, также подлежит удовлетворению.
Решая вопрос об обращении настоящего решения к немедленному исполнению, суд, сообразуясь с требованиями ст. 212 ГПК РФ, учитывая, что с момента паводка прошло более года и истцы на протяжении прошедшего времени продолжают проживать в поврежденном помещении, не усматривает каких-либо особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Александровой Т.А. и Александрова С.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Администрации Красногорского района Алтайского края по отказу во включении Александровой Татьяны Анатольевны в список граждан- получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края.
Обязать Администрацию Красногорского района Алтайского края включить Александрову Т.А., <данные изъяты> и Александрова С.А., <данные изъяты> проживающих по <адрес> в список граждан- получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края.
Определить право Александровой Т.А. и Александрова С.А.а на социальную выплату для проведения капитального ремонта жилого помещения по ул. Центральная, 13 кв.1 в с.Лебяжье Красногорского района Алтайского края пропорционально принадлежащих им на день объявления режима чрезвычайной ситуации по ? доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение за каждым.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Красногорский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: А.Ю. Могильников