Дело № 2-321/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Новобурейский «22» октября 2019 года
Бурейский районный суд Амурскойобласти
в составе:
председательствующего судьи Дробаха Ю.И.,
при секретаре Александровой В.Н.,
с участием прокурора в лице помощника Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3, представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральному Государственному бюджетному учреждению «Хинганский государственный природный заповедник», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о возложении обязанности доукомплектовать ПХС 2 типа противопожарной техникой, оборудованием, инвентарем,
УСТАНОВИЛ:
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Хинганский государственный природный заповедник».
Определением Бурейского районного суда от 23.09.2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований в иске, указано, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Федеральным государственным бюджетным учреждением «Хинганский государственный природный заповедник» (далее ФГБУ «Хинганский ГПЗ»), законодательства в сфере охраны лесов от пожаров. Приказом директора ФГБУ «Хинганский ГПЗ» ФИО5 от 04.03.2019 года № 28 в ФГБУ «Хинганский ГПЗ» организована пожарно-химическая станция (ПХС) 2 типа, так же указанным приказом за ПХС 2 типа ФГБУ «Хинганский ГПЗ» закреплена противопожарная техника, оборудование и инвентарь. Проверкой установлено, что имеющееся оборудование и инвентарь в ФГБУ «Хинганский ГПЗ» не соответствует Приложению к п. 1 раздела VI, положения о ПХС, утвержденному приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167. Так, в ФГБУ «Хинганский ГПЗ» в нарушение п. 8, 14, 16 Приложения № 2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС из основного оборудования не имеется: трейлера с тягачом, агрегата для транспортировки техники массой 10-30 тонн в количестве 1 шт.; переносных мотопомп или навесного шестеренчатого насоса производительность 600 - 800 л/мин в минимальном необходимом количестве 2 шт.; звуковещательного устройства, передвижного или переносного в количестве 2 шт.
Их технической оснастки в ФГБУ «Хинганский ГПЗ» имеются: напорные пожарные рукава длинною 25 м.; пожарные лопаты в количестве 10 шт.; пожарные топоры-мотыги количестве 5 шт.; пожарные грабли (металлические) в количестве 5 шт.; пилы поперечные в количестве 5 шт.; канистры объемом 10-20 литров в количестве 3 шт.; топоры в количестве 5 шт.
Вместе с тем, в ФГБУ «Хинганский ГПЗ» для соблюдения минимального норматива перечня, установленного Приложением № 2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС, необходима техническая оснастка в следующем количестве: напорные пожарные рукава диаметром 26 и 51 миллиметра или облегченные (напор до 0,5 мПа), нормальные (напор до 1,2 Мпа), усиленные (напор до 1,5 мПа) длинною 5000 метров; пожарные лопаты в количестве 100 шт.; пожарные топоры-мотыги в количестве 20 шт.; пожарные грабли (металлические) в количестве 20 шт.; пилы поперечные в количестве 10 шт., канистры объемом 10-20 литров в количестве 10 шт.; топоры в количестве 20 шт.
Согласно информации директора ФГБУ «Хинганский ГПЗ» от 20.03.2019 № 80, действие приказа Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 не распространяется на ФГБУ «Хинганский ГПЗ». Однако указанный довод ФГБУ «Хинганский ГПЗ» противоречит законодательству и сложившейся судебной практике. За пожароопасный сезон 2018 года на территории Амурской области зарегистрировано 433 природных пожара на площади 2286176 га, из них на землях ФГБУ «Хинганский ГПЗ» зарегистрировано 6 природных пожаров на площади 62886 га, которые причинили ущерб на сумму 351913360 рублей. В 2019 году на территории ФГБУ «Хинганский ГПЗ» зарегистрирован 1 природный пожар, на площади 1 га. Данная информация подтверждает высокую горимость на территории Амурской области, наличие пройденных лесных пожаров на территории ФГБУ «Хинганский ГПЗ». Также, согласно информации ГАУ Амурской области «Амурская авиабаза» от 06.04.2019 № 8-РДС при проведении анализа горимости лесов на территории Амурской области установлено, что в 2018 году на территории области зафиксирована высокая горимость лесов.
Таким образом, ФГБУ «Хинганский ГПЗ» допущены нарушения законодательства, выраженные в неукомплектовании ПХС 2 типа согласно Приложению 2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167, вследствие чего при возникновении природных пожаров на территории ФГБУ «Хинганский ГПЗ», возможна нехватка пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов для их ликвидации, в результате чего может возникнуть угроза жизни, здоровью людей, произойти уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей среды, в том числе краснокнижных животных и растений, обитающих на территории ФГБУ «Хинганский ГПЗ».
Уточнив исковые требования, просил суд обязать ФГБУ «Хинганский ГПЗ» доукомплектовать ПХС 2 типа, созданное приказом директора ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» от 04.03.2019 № 28, согласно Приложению № 2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167, следующей технической оснасткой: напорными пожарными рукавами диаметром 26 и 51 миллиметра или облегченными (напор до 0,5 мПа), нормальными (напор до 1,2 Мпа), усиленными (напор до 1,5 мПа) длинною 5000 метров; пожарными лопатами в количестве 90 шт.; пожарными топорами-мотыгами в количестве 15 шт.; пожарными граблями (металлические) в количестве 15 шт.; пилами поперечными в количестве 5 шт., канистрами объемом 10-20 литров в количестве 7 шт.; топорами количестве 15 шт., в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Хинганский государственный природный заповедник» доукомплектовать ПХС 2 типа, созданное приказом директора ФГБУ «хинганский государственный природный заповедник» от 04.03.2019 № 28, согласно Приложению № 2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167, следующим основным оборудованием и техникой: трейлером с тягачом, агрегатом для транспортировки техники массой 10-30 тонн в количестве 1 шт.; переносными мотопомпами или навесным шестеренчатым насосом производительность 600 - 800 л/мин в количестве 2 шт.; звуковещательным устройством, передвижным или переносным в количестве 2 шт., в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Бурейского районного суда от 22.10.2019 прекращено производство по делу в части исковых требований о возложении обязанности ежегодно укомплектовывать ПХС 2 типа техникой и оборудованием в соответствии с Приложением № 2 в п.1 раздела VI Положения о ПХС, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 года № 167, до начала пожароопасного сезона, в связи с отказом прокурора от требований в указанной части.
В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержал, в обоснование привел те же доводы, что и в иске, дополнительно объяснил, что перечень техники, оборудования и инвентаря, приведенный в Приложении № 2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС, является минимально необходимым.
Представитель ответчика ФГБУ «Хинганский ГПЗ» ФИО4 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, суду объяснила, что в Приложении 2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 указан примерный перечень техники и оборудования, закрепляемых за ПХС. По смыслу Положения о пожарно-химических станциях и в соответствии с п.31, п.33 Устава учреждения, полномочия по определению конкретного перечня противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов, требуемых для оснащения ПХС, в полном объеме принадлежат директору заповедника. Именно руководитель в силу своих должностных обязанностей и возложенной на него ответственности, с учетом специфики подконтрольного ему лесного хозяйства, в том числе лесопирологических условий региона и количества лесных пожаров, вправе определять, какие из перечисленных в Положении наименования техники, оборудования, материалов и в каком количестве необходимы для выполнения заповедником функций по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров. Следовательно, у ответчика имеется законное право укомплектовывать ПХС в соответствии с тем, какие средства и техника необходимы ему для обнаружения и ликвидации пожаров на подконтрольной ему территории. Кроме того, каких-либо весомых доказательств того, что лесопирологические условия и количество лесных пожаров на территории заповедника в 2019 году и в будущие периоды требуют оснащения входящей в его структуру пожарно-химической станции техникой и средствами в ином объеме, нежели в указанном ответчиком объеме, истцом не представлено. Заявления истца о возможности нехватки техники и оборудования при ликвидации пожаров носят гипотетический характер, поскольку предугадать возникновение пожаров, их частоту, плотность и интенсивность не представляется возможным, следовательно и необходимость большей технической оснащенности, чем имеющаяся у ответчика в наличии не находит своего подтверждения. Оснащение противопожарным инвентарем, оборудованием и техникой ПХС сопряжено со значительными финансовыми затратами на которые у ответчика нет средств и возможностей. Учредителем ответчика является Минприроды России, к компетенции которого относится формирование и утверждение государственного задания для Учреждения и финансовое обеспечение выполнения этого задания. Таким образом, истец требует от ответчика осуществление значительных финансовых затрат без ведома учредителя и наличия у ответчика на то правовых оснований. Кроме того, приказ Рослесхоза № 167 от 19.12.1997 на котором основываются требования истца не регистрировался в Минюсте и потому является ведомственным ненормативным актом. Распространение положений приказа на государственные природные заповедники, как и обязательность применения данных норм под вопросом, поскольку на момент издания данный приказ был обращен к территориальным органам лесного хозяйства. Следовательно, требования данного приказа носят рекомендательный характер и не могут восприниматься как общеобязательные. Согласно ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества. Проведением лесоустройства на землях лесного фонда и разработкой и утверждением лесных планов, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов занимается Минприроды России. Тип ПХС и ее оснащение противопожарным инвентарем и техникой определяется на основании проведенного действующего лесоустройства и закрепляется лесохозяйственным регламентом. В отношении ответчика и Минприроды вынесено судебное решение о возложении обязанности проведения лесоустройства на территории заповедника в срок до 01.01.2020. На сегодняшний день на территории Хинганского заповедника отсутствует актуальное лесоустройство в виду отсутствия необходимого финансирования на проведение лесоустроительных работ. Второй тип ПХС указан в приказе директора инерционно на основании лесоустройства проведенного в 1981-1982 годах, однако это не соответствует требованиям закона. Таким образом, на сегодняшний день не известно, какого типа ПХС должна быть создана на территории заповедника, в связи с чем требования истца об укомплектовании ПХС по второму типу не обоснованы. Кроме того, 02 сентября 2019 года директором заповедника издан приказ о создании ПХС, без указания его типа. Просила в иске прокурору отказать.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие соответчика Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и представителя третьего лица Управления Росприроднадзора по Амурской области, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
В отзыве на исковое заявление третье лицо - Управление Росприроднадзора по Амурской области указало, что при организации пожарно- химической станции 2 типа, она должна быть укомплектована командой и необходимой техникой, инвентарем и оборудованием в соответствии с нормами, утвержденными Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 «Об утверждении положения пожарно- химических станциях». При таких обстоятельствах, исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, и положениями Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса и интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 09 января 1998 года № 1-П и от 07 июня 2000 года № 10-П; определения от 27 июня 2000 года № 92-О и от 03 февраля 2010 года № 238-О-О).
По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, правовое регулирование отношений связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно ч.1, 4 ст.51 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с ч.5 настоящей статьи, тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно ч.1 ст.53.1 ЛК РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В силу ч.ч.5,7 ст.53.1 ЛК РФ, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Положениями Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно ч.1 ст.6 указанного Федерального закона, государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании п.п.11, 12 Приказа Министерства природных ресурсов России от 16.07.2007 года № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях», леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории.
Единые требования к пожарной безопасности в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417.
Согласно пп.«а» п.3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
В соответствии с пп. «в» п.13 Правил пожарной безопасности в лесах, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны: соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 года № 167 утверждено Положение о пожарно-химических станциях (далее Положение).
В соответствии с п.1 Положения, пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
На основании п. 2 Положения, ПХС формируются в соответствии с требованиями статей 83, 92 - 94, 96, 97, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения.
Согласно п.п. 3,4 Положения, по целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования создаются три типа ПХС. Одним из которых является ПХС-2 (второго типа), которая организуется, в основном, в центральных усадьбах лесхозов (национальных парков, государственных природных заповедников), леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию до четырех одновременно действующих пожаров в день, участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся пожаров на обслуживаемой территории, оснащается более разнообразной и в большем количестве, чем ПХС-1, специализированной лесопожарной техникой, средствами пожаротушения, транспорта, связи, инвентарем и прочим имуществом. На нее возлагается также проведение предупредительных мероприятий, агитационноразъяснительной работы среди населения. Команда ПХС-2 организуется как постоянное или сезонное формирование.
Пожарно-химическая станция 1 или 2 типа организуется на основании приказа директора лесхоза (национального парка, государственного природного заповедника), в котором указывается тип и оснащение ПХС, по согласованию с органом управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации.
В силу п.1 раздела VI Положения о пожарно-химических станциях, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. Примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в Приложении 2, Положения.
Согласно п.2 раздела I Устава ФГБУ «Хинганский ГПЗ», утвержденного приказом Минприроды России от 24.05.2011 года № 423, Учреждение в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 года № 2056-р находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Согласно п.20 раздела II Устава ФГБУ «Хинганский ГПЗ», целями деятельности Учреждения является сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 28 № 001444061 подтверждается, что в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник». ОГРН 1022800874953. 10.05.2012 года за государственным регистрационным номером 2122813004664.
Свидетельством о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии 28 № 001363104 подтверждается, что ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник», поставлено на учет в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ 19.01.1993 года. ИНН 2810000348, КПП 281001001.
Выпиской из ЕГРЮЛ № ЮЭ9965-19-45065419 от 30.04.2019 года подтверждается, что ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник», является юридическим лицом, ОГРН 1022800874953, директором которого является ФИО5 Основной вид деятельности – деятельность ботанических садов, зоопарков, государственных природных заповедников и национальных парков. Юридический адрес общества: <адрес>
В судебном заседании установлено, что на основании поручения Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проводилась проверка исполнения ФГБУ «Хинганский ГПЗ» законодательства при подготовке к пожароопасному периоду 2019 года. В этой связи 19.03.2019 года вынесено требование, адресованное директору ФГБУ «Хинганский ГПЗ», о предоставлении в срок до 21.03.2019 сведений о наличии техники и оборудования, предусмотренных Приложением 2 Приказа Рослесхоза от 19.12.1997 года № 167.
Из сообщения директора ФГБУ «Хинганский ГПЗ» ФИО5 от 20.03.2019 года, адресованного заместителю прокурора Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры, следует, что действия приказа Рослесхоза № 167 от 19.12.1997 года на ФГБУ «Хинганский ГПЗ» не распространяется, нормы для ООПТ не утверждены и не разработаны. На период пожароопасного сезона создается ПХС 2-го типа. Силы и средства передаются туда.
Приказом директора ФИО5 № 28 от 04 марта 2019 года подтверждается, что в целях повышения эффективности охраны лесов от пожаров в пожароопасный период 2019 года, в ФГБУ «Хинганский ГПЗ» организовано ПХС второго типа. За ПХС-2 закреплена техника, противопожарный инвентарь и оборудование: Трактор Агромаш 90 ТГ 3647 А, г/н АК 6066; Трактор Агромаш 90 ТГ 3647 А, г/н АК 1071; Трактор Агромаш 90 ТГ 3647 А, г/н АК 1072; снегоболотоход ГАЗ 34039-23, г/н АУ 7052; мотоцикл MEIDUO MD 150Т-15; автомобиль УАЗ 390944, г/н Р 969 СК; автомобиль УАЗ 330365, г/н В 148 ХК; автомобиль УАЗ 390995, г/н В 872 КА; автомобиль УАЗ 220990, г/н В 788 КА; автомобиль УАЗ 330365, г/н В 118 ХК; автомобиль УАЗ Хантор г/н В 454 КА; автомобиль УАЗ 396255, г/н Е 204 КН; борона Л -120 – 3 шт.; борона БДТ – 3 шт.; Аппарат зажигательный АЗ – 7 шт.; воздухонагреватель – 2 шт.; генератор Crer Fieed k 3600 PRO – 1 шт.; емкость пожарная 700л. – 1 шт.; кусторез husqvarna 343 F – 2 шт.; мотопила Штиль 230 – 3 шт.; мотопила Ефко 137 – 1 шт.; мотопила husqvarna- 1 шт.; мотопомпа piran WP 15 - 1 шт.; мотопомпа Honda – 1 шт.; навигационный приемник Е trex H Russian – 2 шт.; навигационный приемник GPS MaP 60 Csx – 3 шт.; опрыскиватель АТ 2090 – 6 шт.; палатки – 4 шт.; плуг ПКЛ 70 Д – 2 шт.; плуг ПКЛ 70 Д – 2 шт.; радиостанции КР 22SР – 3 шт.; резервуар для воды 1 т. – 1 шт.; РЛО РП 18 «Ермак» - 23 шт.; топор – 5 шт.; лопаты – 10 шт.; топор-мотыга – 5 шт.; спутниковые телефоны – 3 шт.; сотовые телефоны – 24 шт..
02 апреля 2019 года Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой вынесено требование адресованное директору ФГБУ «Хинганский ГПЗ», о необходимости в срок до 04 апреля 2019 года предоставить информацию о наличии, либо отсутствии следующего противопожарного инвентаря и оборудования и так же его количестве(шт.): напорных пожарных рукавов; пожарных стволов; смесительных агрегатов с емкостью для хранения огнегасящей жидкости; пожарных лопат; пожарных топоров- мотыг типа «Пуласки»; пожарных грабель; пожарных ведер; переносных мотопомп или навесных шестеренчатых насосов производительностью 600-800 л/мин; малогабаритных переносных мотопомп производительностью 60-120 л/мин; пил поперечных; канистр объемом 10-20 литров; Так же указать о наличии, либо отсутствии следующей противопожарной техники: бульдозера мощностью 90-175 л.с.; колесного или гусеничного трактора тягового класса 1,5-6 т (9-30 кН).
Из сообщения директора ФГБУ «Хинганский ГПЗ» ФИО5 от 03.04.2019 года адресованного заместителю прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры следует, что в ФГБУ «Хинганский ГПЗ» имеется следующий противопожарный инвентарь и оборудование: напорные пожарные рукава-25 м.; пожарные стволы -1 шт.; смесительный агрегат с емкостью для хранения огнегасящей жидкости – 1 ед. (применение на территории заповедника огнегасящих жидкостей, смачивателей категорически запрещено); пожарных лопат- 10 шт.; пожарный топор-мотыга- 5 шт.; пожарные грабли- 5 шт.; пожарные ведра- 5 шт.; переносные мотопомпы производительностью 600-800 л/мин- 0 шт.; малогабаритные переносные мотопомпы- 3 шт.; пил поперечных –5 шт.; канистр, объемом 10-20 л-3 шт.; гусеничные тракторы ВТ 90 ТГ торфяной модификации с бульдозерным отвалом-3 шт.
Сообщением начальника ГАУ Амурской области «Авиабаза» от 05.04.2019 года адресованным заместителю Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора подтверждается, что горимость лесов- это комплексное, обобщающее понятие, показывающее частоту возникновения лесных пожаров и их площадь, пройденная огнем в результате лесных пожаров. Исходными данными для определения характеристики горимости лесов служит число и площадь лесных пожаров за отчетный сезон (год) или средние многолетние данные. Анализ горимости лесов на территории Амурской области в 2018 году проведен в соотношении к средним пятилетним данным. Согласно приложению, количество пожаров за 5 лет- 467, площадь пройденная огнем- 806608 га., оценка горимости лесов- высокая.
Согласно акту проверки Управления Росприроднадзора по Амурской области № 03-93/2018-А от 07.06.2018 года в отношении ФГБУ «Хинганский ГПЗ», установлен факт обнаружения 02.04.2018 года в 12 часов 30 минут в квартале № 32 Лебединского участкового лесничества ФГБУ «Хинганский ГПЗ» природного пожара № 2. Так же факт обнаружения 04.04.2018 года в 14 часов 30 минут в квартале № 18 Лебединского участкового лесничества ФГБУ «Хинганский ГПЗ» природного пожара № 3. В ходе проверки выявлено, что должностными лицами ФГБУ «Хинганский ГПЗ» не приняты все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара, сообщение о возникновении пожара направлены несвоевременно. Согласно расчету вреда (ущерба), причиненного лесным пожаром № 2 от 02.04.2018 года, общий ущерб причиненный лесам указанным пожаром, составил 32064311 рублей.
Актом проверки Управления Росприроднадзора по Амурской области № 06-90/2018-А от 31.05.2018 года подтверждается факт обнаружения 17.04.2018 года в 08 часов 05 минут в кварталах № 1,2,3,4 Хинганского участкового лесничества ФГБУ «Хинганский ГПЗ», природного пожара № 4. Выявлено, что должностными лицами ФГБУ «Хинганский ГПЗ» не приняты все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. Согласно расчету вреда (ущерба) причиненного лесным пожаром № 4 от 16.04.2018 года, общий ущерб составил 15291943 рубля.
Актом проверки Управления Росприроднадзора по Амурской области № 03-92/2018-А от 01.06.2018 года подтверждается факт обнаружения 21.04.2018 года в 08 часов 55 минут в кварталах № 19,52 Лебединского участкового лесничества ФГБУ «Хинганский ГПЗ», природного пожара № 5. Согласно расчету вреда (ущерба) причиненного лесным пожаром № 5 от 21.04.2018 года, общий ущерб составил 302619506 рублей.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что за предыдущий 2018 год на территории ФГБУ «Хинганский ГПЗ» произошло 5 лесных пожаров, общий ущерб лесам указанными пожарами составил 349975760 рублей. В результате проверки Управлением Росприроднадзора по Амурской области выявлены нарушения ФГБУ «Хинганский ГПЗ» правил пожарной безопасности. Установлено, что в целях повышения эффективности охраны лесов от пожаров в пожароопасный период 2019 года, в ФГБУ «Хинганский ГПЗ» организовано ПХС второго типа.
В ходе проведенной прокурорской проверки, установлено, что в ПХС-2 ФГБУ «Хинганский ГПЗ», в нарушение приказа Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях» не имеется в наличии из технической оснастки: напорные пожарные рукава диаметром 26 и 51 миллиметра или облегченные (напор до 0,5 мПа), нормальные (напор до 1,2 Мпа), усиленные (напор до 1,5 мПа) длинною 5000 метров; пожарные лопаты в количестве 90 шт.; пожарные топоры-мотыги в количестве 15 шт.; пожарные грабли (металлические) в количестве 15 шт.; пилы поперечные в количестве 5 шт., канистры объемом 10-20 литров в количестве 7 шт.; топоры количестве 15 шт.
и из основного оборудования и техники: трейлер с тягачом, агрегат для транспортировки техники массой 10-30 тонн в количестве 1 шт.; переносные мотопомпы или навесной шестеренчатый насос производительность 600 - 800 л/мин в количестве 2 шт.; звуковещательное устройство, передвижное или переносное в количестве 2 шт.
Исследовав материалы дела, проанализировав вышеуказанные нормативно-правовые акты, учитывая высокую горимость лесов на территории Амурской области, что «Хинганский» государственный природный заповедник относится к особо охраняемым природным территориям области, состоит из трех лесничеств, включает Государственный природный заказник федерального значения «Хингано-Архаринский», Государственный природный комплексный заказник «Ганукан», который является угодьем международного значения, как место гнездования редких видов птиц, суд приходит к выводам о том, что на территории ФГБУ «Хинганский ГПЗ» должно быть обеспечено наиболее тщательное соблюдение требований пожарной безопасности с целью сохранения генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Учитывая, что за предыдущий 2018 год на территории ФГБУ «Хинганский ГПЗ» произошло 5 лесных пожаров, общий ущерб лесам указанными пожарами составил 349975760 рублей, имеющихся в наличии у ответчика техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта явно недостаточно для предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что лесопирологические условия и количество лесных пожаров в ФГБУ «Хинганский ГПЗ» требуют оснащения входящей в его структуру ПХС-2 в объеме согласно Приложению № 2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167.
Необеспечение оснащения в ФГБУ «Хинганский ГПЗ» противопожарной техникой, средствами тушения, оборудованием, инвентарем, другими материалами в соответствии с перечнем, указанным в Положении, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, масштабного распространения пожаров, влекущих уничтожение лесов, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов Амурской области, окружающей среде и экологической безопасности в целом. В связи с чем, заявленный прокурором перечень средств предупреждения и тушения лесных пожаров и иной пожарно-технической продукции, которыми надлежит обеспечить ПХС-2 является обоснованным.
Доводы представителя ответчика о недостаточности финансирования, не являются основанием для освобождения от выполнения требований закона в области пожарной безопасности.
Доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение доводы прокурора, ответчиком в суд не предоставлено.
Доводы ответчика о том, что Перечень противопожарного оборудования и инвентаря является примерным и не может подлежать применению, не состоятельны.
Приказом Рослесхоза от 19.12.1997г. № 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях» установлен примерный перечень пожарной техники, оборудования инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за пожарно-химическими станциями.
В соответствии с п.1 раздела VI Положения о ПХС, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
В приложении 2 к п. 1 данного раздела приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, который является минимально необходимым и позволяющим решать постановленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.
Действительно, данный перечень определен законодателем в качестве примерного.
Вместе с тем, данный перечень является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.
Однако ПХС-2, входящая в состав ФГБУ «Хинганский ГПЗ» не оснащена минимальным перечнем оборудования и средствами пожаротушения.
Доводы представителя ответчика о том, что приказ Рослесхоза № 167 от 19.12.1997 года не зарегистрирован в Минюсте и поэтому является ведомственным ненормативным актом, суд считает несостоятельным.
В соответствии с п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, п. 8 Порядка опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763, государственной регистрации и обязательному официальному опубликованию подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер.
Приказ от 19.12.1997 № 167 не носит межведомственный характер, не устанавливает правовой статус организаций, не затрагивает права и обязанности граждан, а регулирует порядок организации и функционирования пожарно-химических станций, оснащенность их противопожарной техникой и оборудованием, поэтому не подлежит государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и обязательному опубликованию, является действующим нормативным правовым актом и подлежит обязательному применению ФГБУ «Хинганский ГПЗ».
Суд относится критически к доводам представителя ответчика о том, что на сегодняшний день отсутствует актуальное лесоустройство, в соответствии с которым определяется тип ПХС и ее оснащение противопожарным инвентарем и техникой на территории особо-охраняемой природной территории, как на основание отсутствия у ответчика обязанности по созданию ПХС.
Как следует из материалов дела, решением Архаринского районного суда Амурской области от 13.05.2013 года на ФГБУ «Хинганский ГПЗ» и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации возложена обязанность по принятию мер по обеспечению проведения лесоустройства в виде проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов с проведением одновременной таксации на территории ФГБУ «Хинганский ГПЗ». Установлен срок, с учетом определения об отсрочке исполнения решения суда, 01.01.2020 год.
Вместе с тем, отсутствие лесоустройства не может являться основанием для освобождения ФГБУ «Хинганский ГПЗ» от обязанности по выполнению полномочий в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров, в том числе по созданию и укомплектованию ПХС именно второго типа. Кроме того, согласно Положению о пожарно-химических станциях, в государственный природных заповедниках организуется ПХС второго либо третьего типа (которая оснащается более мощной техникой и оборудованием нежели ПХС-2).
Судом не принимается в качестве допустимого доказательства, приказ директора ФГБУ «Хинганский ГПЗ» № 130 от 02.09.2019 о создании ПХС без определения его типа, поскольку в соответствии с Положением о пожарно-химических станциях», указание типа ПХС и его оснащение является обязательным. От типа ПХС зависит целевое назначение, уровень оснащения, структура и порядок ее комплектования.
Как и не принимаются письмо директора ФГБУ «государственный природный заповедник «Бастак» о передаче имущества и руководство по эксплуатации переносной Мотопомпы CAIMAN Серии QP, в качестве доказательств наличия на ПХС-2 ФГБУ «Хинганский ГПЗ» переносной мотопомпы, поскольку доказательств того, что указанное оборудование передано в и поступило в распоряжение ответчика, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования к ФГБУ «Хинганский ГПЗ» являются законными, обоснованными и доказанными и их надлежит удовлетворить.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что полномочия ФГБУ «Хинганский ГПЗ» по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по охране лесов от пожаров, являются расходными обязательствами, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий, на основании ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить сроки исполнения решения суда, заявленные прокурором, как разумные и достаточные, в течение трех и шести месяцев после вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Хинганский государственный природный заповедник» доукомплектовать ПХС 2 типа, созданное приказом директора ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» от ДД.ММ.ГГГГ № 28, согласно Приложению № 2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167, следующей технической оснасткой: напорными пожарными рукавами диаметром 26 и 51 миллиметра или облегченными (напор до 0,5 мПа), нормальными (напор до 1,2 Мпа), усиленными (напор до 1,5 мПа) длинною 5000 метров; пожарными лопатами в количестве 90 шт.; пожарными топорами-мотыгами в количестве 15 шт.; пожарными граблями (металлические) в количестве 15 шт.; пилами поперечными в количестве 5 шт., канистрами объемом 10-20 литров в количестве 7 шт.; топорами количестве 15 шт., в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Хинганский государственный природный заповедник» доукомплектовать ПХС 2 типа, созданное приказом директора ФГБУ «хинганский государственный природный заповедник» от 04.03.2019 № 28, согласно Приложению № 2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167, следующим основным оборудованием и техникой: трейлером с тягачом, агрегатом для транспортировки техники массой 10-30 тонн в количестве 1 шт.; переносными мотопомпами или навесным шестеренчатым насосом производительность 600 - 800 л/мин в количестве 2 шт.; звуковещательным устройством, передвижным или переносным в количестве 2 шт., в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Бурейский районный суд Амурской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Ю.И. Дробаха
Мотивированное решение составлено 29 октября 2019 года