Уникальный идентификатор дела
77RS0029-02-2022-000951-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2022 г. адрес
Тушинский районный суд адрес
в составе председательствующего судьи Уткиной О.В.,
при секретаре Мамедове А.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3391/22 по иску Лариной Ольги Николаевны, законного представителя несовершеннолетней фио к фио, действующей за себя и как законный представитель несовершеннолетней фио Сорины об исключении из числа наследников,
установил:
Ларина Ольга Николаевна, законный представитель несовершеннолетней фио обратилась в суд с иском к фио, действующей за себя и как законный представитель несовершеннолетней фио Сорины об исключении из числа наследников к имуществу фио, умершего 01.07.2021.
В обоснование своих требований истец, ссылалась на то, что ее несовершеннолетняя дочь фио, 2008 г.р., является наследником по завещанию фио, умершего 01.07.2021. Однако после открытия наследственного дела ей стало известно, что у наследодателя есть еще дочь фио, 2017 г.р., мать которой обратилась с заявлением о принятии наследства. Истец утверждает, что несовершеннолетняя фио, 2017 г.р., не является дочерью наследодателя, поскольку брак между Кочуг О. и фио распался еще до рождения ребенка, вместе они не проживали, при этом у фио имелось заболевания ВИЧ, что исключало близкие отношения с Кочуг адрес того, регистрация рождения ребенка произошла уже после смерти наследодателя, а обращение к нотариусу вызвано попыткой претендовать на наследство фио По указанным основаниям истец просит исключить фио из числа наследников фио
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, сведений о причине неявки суду не представила.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебном заседании против требований возражала, представила письменные возражения на заявленные требования.
Третье лицо нотариус адрес фио в судебное заседание не явилась, извещена о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу ст. 155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Учитывая надлежащее извещение участников процесса, суд счел возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства их совокупности, не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону, при этом наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 1149 ГК РФ несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 ГК РФ настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).
Как установлено в судебном заседании, 01.07.2021 умер фио.
12.04.2010 фио составил завещание, согласно которого все его имущество, какое ко дню смерти окажется ему принадлежащим, где бы оно не находилось и в чем бы таковое не заключалось он завещал фио, 2008 г.р., и фио, 1958 г.р., в равных долях.
Согласно копии наследственного дела №19/2021 к имуществу умершего фио с заявлениями о принятии наследства обратились Ларина О.Н., 1981 г.р., действующая от имени своей несовершеннолетней дочери фио, 2008 г.р., фио отказалась от наследства в пользу дочери сына - фио, 2008 г.р., а также ответчик Кочуг О., 1984 г.р., действуя в своих интересах, как супруга наследодателя, и как мать несовершеннолетней дочери наследодателя – фио, 22.12.2017.
Истец утверждает, что несовершеннолетняя фио, 2017 г.р., не является дочерью наследодателя и должна быть исключена из числа наследников, брак между Кочуг О. и фио распался до рождения ребенка, вместе они не проживали, при жизни наследодатель подавал заявление на расторжение брака. Кроме того, у фио было диагностировано заболевание ВИЧ, что исключало близкие отношения с Кочуг адрес этом регистрация рождения ребенка произошла уже после смерти наследодателя, а обращение к нотариусу вызвано попыткой претендовать на наследство фио
Вместе с тем, ответчик возражая против требований, указывала суду на то, что дочь фио родилась в период брака с наследодателем, он записан в качестве отца ребенка в установленном законом порядке, о болезни наследодателя ей было известно и это не мешало им иметь близкие отношения и родить ребенка, а факт получения повторного свидетельства о рождении был вызван только тем, что в первоначальном свидетельстве не было указано гражданство отца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями в записи акта о рождении ребенка по заявлению любого из них.
Сведения о матери ребенка вносятся в запись акта о рождении ребенка на основании документов, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, сведения об отце ребенка - на основании свидетельства о браке родителей.
В случае, если брак между родителями ребенка расторгнут, признан судом недействительным или если супруг умер, но со дня расторжения брака, признания его недействительным или со дня смерти супруга до дня рождения ребенка прошло не более трехсот дней, сведения о матери ребенка вносятся в запись акта о его рождении в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, сведения об отце ребенка - на основании свидетельства о браке родителей или иного документа, подтверждающего факт государственной регистрации заключения брака, а также документа, подтверждающего факт и время прекращения брака (п. 2 ст. 17 Закона).
Семейное право Российской Федерации (ст. 48 СК РФ) основано на законном предположении, что отцом ребенка, рожденного в браке, является муж матери. Отцовство мужа матери ребенка подтверждается фактом регистрации брака.
Конституционный суд Российской Федерации в своем Определении от 02 июля 2009 года N 1008-0-0 указал, что права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке (статья 47 СК РФ). Таким порядком, согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", является государственная регистрация рождения (глава II), в результате чего происхождение ребенка становится юридическим фактом и порождает правовые последствия; на основании регистрации выдается свидетельство о рождении ребенка (статья 23), которое является доказательством происхождения ребенка от указанных в нем родителей (родителя).
Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения - на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств (пункт 1 статьи 48 СК РФ). В силу пункта 2 статьи 48 СК РФ и пункта 1 статьи 17 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное в соответствии со статьей 52 СК РФ, при этом отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке, и иных документов, подтверждающих отцовство, от отца не требуется.
Таким образом, записи о регистрации брака между матерью ребенка и ее мужем федеральный законодатель придает значение доказательства происхождения ребенка от супруга матери, поэтому запись об отце ребенка в книге регистрации рождений (и в свидетельстве о рождении), если она не соответствует действительности, может быть оспорена лишь в судебном порядке по требованию лиц, перечисленных в пункте 1 статьи 52 СК РФ."
Из материалов дела следует, что фио и Кочуг О. состояли в зарегистрированном браке с 09.10.2015, сведений о расторжении сторонами не представлено.
Согласно свидетельству о рождении родителями фио Сорины, паспортные данные, являются фио и Кочуг О., данные о рождении зарегистрированы 09.01.2018, актовая запись о рождении №12, также в материалы дела представлено повторное свидетельство о рождении с аналогичными данными от 24.09.2021.
Согласно справке о рождении, в Едином государственном реестре ЗАГС имеется запись акта о рождении №12 от 09.01.2018 г. составленная Тушинским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы, согласно которой фио, родилась 22.12.2017 в адрес, ее родителями являются фио и Кочуг О.
28.04.2021 несовершеннолетняя фио была зарегистрирована в квартире по адресу: адрес, что также отражено и в ЕЖД на указанную квартиру, в которой также зарегистрирована мать несовершеннолетней Кочуг О. с 17.10.2019.
Доводы истца сводятся к тому, что несовершеннолетняя фио подлежит исключению из числа наследников, поскольку фио не является ее биологическим отцом.
В силу п. 1 ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что круг наследников по закону установлен статьями 1142 - 1145, 1147, 1148 и 1151 ГК РФ. Отношения, влекущие призвание к наследованию по закону, подтверждаются документами, выданными в установленном порядке.
Согласно ст. 48 СК РФ происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.
Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка.
Статьей 47 СК РФ предусмотрено, что права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 51 СК РФ, отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них.
Согласно п. 1 ст. 52 СК РФ, запись родителей в книге записей рождений, произведенная в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 настоящего Кодекса, может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия, опекуна (попечителя) ребенка, опекуна родителя, признанного судом недееспособным.
Запись об отце ребенка в книге записей рождений, произведенная в соответствии с пунктом 2 статьи 51 настоящего Кодекса, может быть оспорена в судебном порядке также по требованию наследника лица, записанного в качестве отца ребенка. Соответствующее требование может быть удовлетворено в случае нарушения положений указанного пункта, в том числе если такая запись произведена на основании подложных документов либо без свободного волеизъявления лица, отцовство которого было установлено во внесудебном порядке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 16 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей" согласно пункту 1 статьи 52 Семейного кодекса Российской Федерации запись родителей в книге записей рождений, произведенная в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Семейного кодекса Российской Федерации, может быть оспорена в судебном порядке лицом, записанным в качестве отца или матери ребенка, либо лицом, фактически являющимся отцом или матерью ребенка (биологический родитель), а также самим ребенком по достижении им совершеннолетия, опекуном (попечителем) ребенка, опекуном родителя, признанного судом недееспособным. Указанное право принадлежит также ребенку, не достигшему возраста восемнадцати лет, приобретшему полную дееспособность в результате эмансипации или вступления в брак (пункт 2 статьи 21, пункт 1 статьи 27 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ввиду того, что семейное законодательство исходит из недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи (статья 1 СК РФ), указанный перечень лиц является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
При жизни фио не оспаривал в установленном законом порядке свое отцовство в отношении несовершеннолетней фио, 2017 г.р., а истец не входит в круг лиц, наделенных правом оспаривать отцовство наследодателя и записи родителей в книге записей рождений, документы подтверждающие право фио Сорины на наследство подложными не признаны.
Нет у суда оснований и для применения ст. 1117 ГК РФ, на которую истец ссылается в своем исковом заявлении, поскольку доказательств, подтверждающих доводы истца о том, что действия ответчика вызваны целью способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовать увеличению причитающейся им или другим доли наследства, то есть претендовать на часть наследства в том числе фио Сорины, суду не представлено, а в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений если иное не предоставлено федеральным законом.
Оценив собранные по делу доказательства, учитывая все вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований об исключении несовершеннолетней фио Сорины из числа наследников.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лариной Ольги Николаевны, законного представителя несовершеннолетней фио к фио, действующей за себя и как законный представитель несовершеннолетней фио Сорины об исключении из числа наследников – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Уткина О.В.
Решение изготовлено в окончательной форме 23.08.2022.