Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2151/2015 ~ М-1174/2015 от 04.02.2015

Дело № 2-2151/15



Решение

именем Российской Федерации

«2» марта 2015 года                      город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Емшанова И.С.,

при секретаре Хованец Е.М.,

с участием представителя заявителя Представитель1, представителя Главного управления МЧС России по Амурской области Представитель2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. об оспаривании решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Амурской области от *** года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Г. обратился в суд с данным заявлением к ГУ МЧС России по Амурской области, в обоснование указав, что *** года он обратился в Главное управление МЧС России по Амурской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением жилищной комиссии Главного правления МЧС России по Амурской области от *** года ему в соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369 и приказом МЧС России от 9 сентября 2013 года № 594 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Полагает данное решение незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года, он, как сотрудник федеральной противопожарной службы, имеющий на момент рассмотрения заявления общий стаж службы *** месяца, зарегистрированный и проживающий с *** года по адресу ***, имеет право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Комиссией Главного управления МЧС России по Амурской области в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения было отказано в связи с тем, что заявителем совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, а именно произведено отчуждение принадлежащей ему на праве долевой собственности *** части жилого помещения по адресу ***.

Однако, отчуждение *** (*** кв.м.) в праве общей долевой собственности не повлекло ухудшение жилищных условий, поскольку на заявителя приходилось менее *** кв.м., то есть ниже учетной нормы жилой площади, что давало и дает основания состоять на соответствующем учете и получить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-0-0, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях по таким основаниям должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного само управления в обеспечении их другим жильем.

Таких действий заявитель не совершал. Жилой площадью в *** районе по объективным причинам он не мог пользоваться, так как работает в городе Благовещенске. Отчужденная доля в жилом доме была получена им в несовершеннолетнем возрасте в порядке приватизации. Таким образом, до отчуждения доли он имел право состоять на таком учете.

На основании изложенного просит суд признать незаконным отказ жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Амурской области от *** года в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за Г. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать жилищную комиссию Главного управления МЧС России по Амурской области поставить Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В судебное заседание не явился извещенный о времени и месте судебного заседания заявитель Г., обеспечивший явку своего представителя.

При таких обстоятельствах и на основании статьи 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.

В судебном заседании представитель заявителя Представитель1 настаивал на удовлетворении требований в полном объеме, пояснил об обстоятельствах, изложенных в заявлении.

Представитель ГУ МЧС России по Амурской области, ссылаясь на положения Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369 «Об утверждении Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации», указывает, что Г. были совершены намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, с целью постановки его на учет. В связи с чем считает, что заявитель может быть поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья не менее чем через *** лет со дня совершения этих действий. На основании изложенного, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Положениями части 3 названной статьи предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369.

В силу пункта 3 Правил единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относятся Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная таможенная служба.

Согласно пункту 5 указанных Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника с приложением указанных в данном пункте документов, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.

Из материалов дела следует, что *** года Г. (являясь водителем автокрана ФГКУ СПСЧ) обратился с заявлением на имя начальника ГУ МЧС России по Амурской области с просьбой предоставить ему единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренную статьей 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Заявителем был представлен перечень документов, предусмотренный указанными выше Правилами.

Судом установлено, что Г. проходит службу в Государственной противопожарной службе Благовещенского отряда с *** года, стаж службы в федеральном органе исполнительной власти в календарном исчислении составляет *** месяца.

Единовременная социальная выплата по прежним местам службы Г. не предоставлялась.

На момент подачи заявления заявитель был зарегистрирован и проживал по договору найма по адресу ***, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ТретьеЛицо5

Согласно протоколу № *** заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Амурской области от *** года Г. отказано в постановке на учет в связи с совершением *** года сделки по отчуждению принадлежащей ему *** доли в праве собственности на жилое помещение по адресу ***

В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (приведенной жилищной комиссией в обоснование принятого решения) сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:

с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);

с обменом жилыми помещениями;

с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

с выделением доли собственниками жилых помещений;

с отчуждением жилых помещений или их частей.

Нормы аналогичного содержания закреплены в пункте 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369.

По смыслу приведенных норм отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты по причине ухудшения ранее имевшихся жилищных условий может иметь место только в случае, если действия, связанные с таким ухудшением, совершены умышленно.

При этом такие действия должны быть связаны с намерением создания искусственных условий именно для принятия на учет.

В этой связи суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, исходя из которой по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (Определение от 19 апреля 2007 года № 258-О-О).

В силу схожей правовой природы ограничивающих механизмов, изложенных в статье 53 ЖК РФ и пункте 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в органах и учреждениях федеральной противопожарной службы, суд находит, что приведенная правовая позиция в полной мере применима к сложившимся между сторонами правоотношениям.

При указанных обстоятельствах юридически значимым для настоящего дела обстоятельством (а значит обстоятельством, подлежащим выяснению и доказыванию в рамках судебного разбирательства) является установление того факта, имели ли действия по отчуждению доли в праве собственности на жилое помещение своей целью постановку на учет для получения единовременной выплаты.

Как следует из материалов дела, на основании договора о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность граждан от *** года, жилой дом № ***, общей площадью *** кв.м. (жилой площадью *** кв.м.), был передан в общую совместную собственность ТретьеЛицо1, Г., ТретьеЛицо2, ТретьеЛицо3 и ТретьеЛицо4.

*** года между собственниками указанного жилого помещения в простой письменной форме был заключен договор определения долей, по условиям которого стороны договора определили доли каждого из них в праве собственности на жилой дом, расположенную по адресу ***, равными *** доли, то есть на каждого проживающего, в том числе Г., приходилось по *** кв.м. жилой площади, что ниже учетной нормы.

Таким образом, факт нахождения в собственности жилого помещения (совместно с другими лицами), расположенного по адресу *** сам по себе не повлек бы отказ в принятии на учет, поскольку даже с учетом данного жилого помещения обеспеченность заявителя общей площадью жилого помещения являлось достаточной для принятия на учет.

С учетом приведенных обстоятельств суд приходит к выводу, что отказ в принятии на учет по существу являлся формальным и принятым без учета конкретных обстоятельств, свидетельствующих о намерениях заявителя и причинах отчуждения спорного имущества. Суд находит, что факт реализации заявителем принадлежащего ему жилого помещения может повлиять на размер единовременной социальной выплаты, но с учетом установленных по делу обстоятельств не может стать препятствием к принятию Г. на учет в указанных целях, право на которое имелось независимо от дарения жилого помещения.

Применительно к оценке данных обстоятельств суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой право на судебную защиту является существенно ущемленным в тех случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы (Постановления от 6 июня 1995 года № 7-П, от 13 июня 1996 года № 14-П, от 28 октября 1999 года № 14-П, от 14 июля 2003 года № 12-П).

При указанных обстоятельствах суд находит оспариваемое решение об отказе в принятии на учет для получения единовременной выплаты незаконным.

Согласно части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку оспариваемый отказ в принятии на соответствующий учет был обусловлен исключительно фактом ухудшения жилищных условий, в порядке восстановления нарушенного права суд находит возможным возложить на ГУ МЧС России по Амурской области обязанность принять на учет для получения единовременной социальной выплаты Г., исходя из даты подачи им заявления.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление Г. удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Амурской области от *** года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Признать право Г. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Возложить на Главное управление МЧС России по Амурской области обязанность поставить Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по его заявлению от *** года (вх. № ***).

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено *** года.

Председательствующий                                 Емшанов И.С.

2-2151/2015 ~ М-1174/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Грищенко василий Вячеславович
Ответчики
ГУ МЧС РОссии по Амурской области
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Емшанов И.С.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
04.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2015Передача материалов судье
09.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2015Судебное заседание
10.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее