№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13апреля 2018 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующей судьи Денисовой Н.А., при секретаре Бальжинимаевой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мальцева П.А. к АО "Читаэнергосбыт" об обязании произвести перерасчет и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, истец Мальцев П.А. просит признать недействительным расчет задолженности за общедомовые нужды, взыскать компенсацию морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что Мальцев является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> В ДД.ММ.ГГГГ года ему был начислен тариф за ОДН в размере 4199,14 руб., на что он подал заявление о перерасчете, поскольку полагал начисление такого тарифа ошибочным. Ответ на указанное обращение получен ДД.ММ.ГГГГ. (спустя год), подтверждающий, что начисление произведено ошибочно. В ДД.ММ.ГГГГ года ему вновь был начислен указанный тариф, на жалобу поданную истцом ответчик не отреагировал.
Полагает, что ответчик нарушил его права, как потребителя и просит произвести перерасчет и взыскать компенсацию морального вреда в размере 51000 руб.
В судебном заседании истец Мальцев П.А. исковые требования поддержал. Дал пояснения так, как они указаны в иске. Дополнительно пояснил, что сами собственники прибор учета не устанавливали, электроэнергией на общедомовые нужды практически не пользуются.
Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» Федорова Т.А. возражала против заявленных требований. Пояснила, что в связи с переходом на новый программный комплекс, имела место техническая ошибка, которая по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. устранена. Также считает, что на заявленные требования не распространяет свое действие Закон РФ «О защите прав потребителей», поскольку оспариваются расчеты, а не качество предоставляемой услуги, в связи с чем, при рассмотрении заявленных требований компенсация морального вреда законом не предусмотрена.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Мальцев П.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу г<адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ года.
Между Мальцевым П.А. и ОАО «Читаэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения №
Согласно положениям ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно ст. 154, 156 Жилищного кодекса РФ, собственники и наниматели жилых помещений обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе нести расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011г. установлено, что объем коммунальной услуги на электроснабжение, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается в соответствии с формулой 12 в приложении N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства N 344 от 16.04.2013 N 344 в указанный пункт Правил N 354 были внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.06.2013 г., согласно принятым изменением распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Однако абз. 4 п. 44 Правил N 354 в новой редакции от 01.06.2013 г. указанный порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
В указанном случае объем коммунальной услуги на электроснабжение предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в полном объеме в соответствии с формулой 12 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с приказом Минэнерго России от 08.05.2014 № 252, АО «Читаэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика по Республике Бурятия с 01 июня 2014 года.
Основной деятельностью АО «Читаэнергосбыт» является оптовая торговля электрической энергией. Зоной обслуживания являются потребители электрической энергии, подключенные к электрическим сетям сетевых организаций в территориальной границе Республики Бурятия.
В силу части 1 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Исходя из положений указанной статьи Закона, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, на основании данных такого учета производятся расчеты за энергетические ресурсы.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Из совокупности указанных положений следует, что общедомовые приборы учета должны быть установлены по инициативе собственников многоквартирных домов, на основании соответствующих договоров, регулирующих условия их установки, замены и (или) эксплуатации, составленных в простой письменной форм, с учетом предложений об оснащении многоквартирного дома приборами учета, направляемых организациями, которые осуществляют снабжение или передачу соответствующих энергетических ресурсов. Принудительная установка коллективных приборов учета такой организацией возможна только по истечению срока добровольного исполнения собственниками обязанности по установке и введению в эксплуатацию приборов учета, то есть после 01.07.2012, согласно ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении.
В нарушении требования Закона об энергосбережении собственниками помещений многоквартирного дома, в котором проживает истец, обязанность по оснащению дома ОДПУ в установленные законом сроки не исполнена, что также подтверждается пояснениями истца.
В силу ст. 13 ФЗ N 261 производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. В соответствии с пп. "г" п. 34 Правил на потребителя возложена обязанность в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать, в том числе, коллективные (общедомовые) приборы учета.
Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что при наличии в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета, расчет потребленной на общедомовые нужды электроэнергии производится исходя из показаний ОДПУ.
Таким образом, ответчик обоснованно в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг принимает показания ОДПУ для расчета ОДН по электроэнергии, применяя при этом формулу № 12 до внесения изменений в указанные Правила.
С учетом вышеперечисленных обстоятельств, принимая во внимание, что расчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды производился АО «Читаэнергосбыт» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 на основании передаваемых АО «Улан-Удэ Энерго» показаниях общедомового прибора учета, нарушений в эксплуатации которого судом не установлено, оснований для перерасчета платы за ОДН не имеется.
Также у суда отсутствуют основания для взыскания морального ущерба на сумму 51 000 рублей.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", к отношениям с участием потребителей, которые регулируются специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" применяется в части, не урегулированной специальными законами, в частности, речь идет о применении в таких отношениях положений Закона о защите прав потребителей о компенсации морального вреда потребителю.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, установленная ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" обязанность компенсации причиненного потребителю морального вреда, возлагается на исполнителя услуги либо уполномоченное исполнителем лицо при наличии вины последних в нарушении прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации.
Наступление ответственности исполнителя либо уполномоченного исполнителем лица за причиненный потребителю моральный вред при отсутствии вины возможно лишь в предусмотренных законом случаях.
Материалы гражданского дела не содержат доказательств, подтверждающих, что именно в результате виновных действий либо бездействия ответчика оказались нарушенными права истца, что причинило потребителю подлежащий денежной компенсации моральный вред.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мальцева П.А. к АО "Читаэнергосбыт" об обязании произвести перерасчет и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья подписано Денисова Н.А.
Судья Денисова Н.А.
Секретарь Бальжинимаева С.Б.
Подлинник решения (определения) находится в Октябрьском районном суде г. Улан-Удэ и подшит в деле №2-1640/2018.