Дело №2-4736/17
Решение
именем Российской Федерации
«12» мая 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Фурсова В.А.,
при секретаре Тягушевой С.М.,
с участием представителя Веретенниковой К.М. – Мокрых А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Веретенниковой К. М. к государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району о возложении обязанности произвести компенсационную выплату,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с данным иском, в обоснование которого указала, что является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья.
За период с января 2014 года по сентябрь 2015 года ответчик не произвел расчет задолженности, мотивируя тем, что с 01 января 2016 года вступило в законную силу Постановление Правительства Амурской области от 11.12.2015 г. № 593, отменяющее действие п. 2 Постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 г.
На основании изложенного, истец просит суд возложить на государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району обязанность принять документы и произвести истцу выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от 19 декабря 2013 года № *** за период с января 2014 года по сентябрь 2015 года в размере 145 862 рубля 81 копейка.
Будучи уведомленными о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в него не явился истец, обеспечивший явку своего представителя, представитель Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району, просившие о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также представители Правительства Амурской области, министерства финансов Амурской области, министерства социальной защиты населения Амурской области, и не представившие суду сведений о причинах своей неявки и доказательств уважительности таких причин, и не представившие каких-либо возражений относительно заявленных истцом требований. При таких обстоятельствах и на основании правил ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
В отзыве на исковое заявление от представителя ответчика выражено несогласие с заявленными требованиями, указано, что выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья, производятся за счет средств областного бюджета, предусмотренных на текущий год. Выплата компенсаций носит заявительный характер и производится гражданам в порядке очередности подачи заявления. В настоящее время финансирование средств на указанные социальные выплаты отсутствует, поэтому выплата истцу не произведена. Также указано, что Постановлением Правительства Амурской области от 11.12.2015 г. № 593 пункт 2 Постановления Правительства Амурской области Амурской области от 29.12.2014 г. № 784 утратил свою силу с 1 января 2016 года.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований, пояснил по доводам, изложенным в заявлении.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 г. N 28 «Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», в целях развития ипотечного кредитования на территории Амурской области утверждена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы».
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Амурской области от 29 июля 2013 г. № 329 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы» в рамках, которой в целях развития ипотечного жилищного кредитования на территории области, формирования рынка доступного арендного жилья и условий для снижения стоимости жилья действует программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Сроки реализации подпрограммы 2014-2020 гг.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
Как следует из материалов дела, 19 декабря 2013 года между ПАО «Сбербанк России» и Веретенниковой К.М. был заключен кредитный договор № ***, по условиям которого заемщикам был предоставлен ипотечный кредит в размере 1 020 000 рублей для приобретения квартиры.
Истец Веретенникова К.М.. обратилась в государственное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617).
Решением государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району от 08 апреля 2014 года.
С 01 января 2014 г. социальная выплата предоставлялась в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2013 г. № 446. Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет, участником программы – Министерство социальной защиты населения Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков (действовало на момент возникновения спорных правоотношений).Указанное Положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Согласно п. 4 данного Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из п.п. 6, 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.
Согласно п.п. 8.1, 9, 10 Положения предоставление компенсации производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Доводы истца о том, что Веретенникова К.М. является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья в рамках подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы», «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» ответчик не оспаривает.
При этом суд учитывает, что по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной поддержки, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Объявляя меры социальной поддержки, органы государственной власти обязаны обеспечить достаточное финансирование данных мер.
В связи с этим ссылки ответчика на отсутствие надлежащего финансирования из бюджета Амурской области не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Рассматривая требование истца о возложении обязанности на ответчика произвести компенсационную выплату по кредитному договору за период с января 2014 года по сентябрь 2015 года в сумме 145 862 рубля 81 копейка, суд приходит к следующему.
Из совокупного смысла пунктов 5 – 8 вышеприведенного Положения следует, что решение о включении гражданина в программу принимается один раз, в последующем, по заявлению гражданина, на основании указанного решения, производится расчет компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за определенный период.
С 01 января 2015 года вступило в силу постановление Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области», согласно которому признаны утратившими силу постановления Правительства Амурской области от 23 января 2012 г. N 19, от 23 января 2012 г. N 20, от 25 января 2012 г. N 26, от 27 февраля 2012 г. N 81, от 10 апреля 2012 г. N 179, от 23 июля 2012 г. N 396, от 25 июля 2012 г. N 402, от 12 октября 2012 г. N 576, от 22 октября 2012 г. N 591, от 19 ноября 2012 г. N 662, от 26 декабря 2012 г. N 783, от 13 февраля 2013 г. N 46, от 19 марта 2013 г. N 100, от 27 февраля 2014 г. N 108, от 4 апреля 2014 г. N 209, от 23 декабря 2014 г. N 755.
Пунктом 2 данного постановления предусмотрено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, указанными в пункте 1 настоящего постановления, до 01 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.
Как следует из материалов дела, решение о принятии расходов истца Веретенниковой К.М.. к компенсации было принято ответчиком до 01 января 2015 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 11.12.2015 № 593«О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 784» с 01 января 2016 года признан утратившим п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 №784.
В силу ч. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановление Правительства Амурской области от 11.12.2015 № 593 является подзаконным нормативно-правовым актом, в котором отсутствует прямое указание на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку постановление Правительства Амурской области от 11.12.2015 № 593 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 784» вступило в законную силу с 01 января 2016 года, следовательно, оно будет распространяться на отношения, возникшие после введения его в действие.
Решение в отношении истца Веретенникова К.М. о предоставлении ей социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту принято до 1 января 2015 года, а в силу п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784, действовавшего в спорный период, указанные выплаты должны были производиться в установленном постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 порядке.
В этой связи, поскольку именно к полномочиям государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району в силу приведенного Положения отнесена обязанность по приему от граждан заявлений о произведении выплат и определение размера причитающихся компенсаций, суд полагает, что в связи с признанием права истца Веретенниковой К.М.. на получение компенсационных выплат за период с января 2014 года по сентябрь 2015 года нарушенным, принимая во внимание предоставленный ответчиком расчет компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, на ответчика подлежит возложению обязанность осуществить выплату истцу компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № ****** 19 декабря 2013 года за период с января 2014 года по сентябрь 2015 года в сумме 145 862 рубля 81 копейка.
Таким образом, исковое заявление подлежит удовлетворению, на ответчика подлежит возложению обязанность произвести истцу Веретенниковой К.М. выплату в сумме 145 862 рубля 81 копейка.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Веретенниковой К. М. удовлетворить.
Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району обязанность осуществить Веретенниковой К. М. выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № ****** 19 декабря 2013 года за период с января 2014 года по сентябрь 2015 года в сумме 145 862 рубля 81 копейка за счет средств областного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий Фурсов В.А.
Решение в мотивированной форме изготовлено 12 мая 2017 года.