Дело № 2а-151/2020УИД: 28RS0006-01-2020-000245-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2020 года <адрес>
Ромненский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Вельдяйкина К.В.,
при секретаре ФИО1,
с участием: представителя административного истца заместителя председателя избирательной комиссии муниципального образования Ромненский муниципальный округ с полномочиями окружной избирательной комиссии избирательного округа № ФИО2,
помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению председателя избирательной комиссии муниципального образования Ромненский муниципальный округ с полномочиями окружной избирательной комиссии избирательного округа № ФИО5, о внесении изменений в сводную таблицу и протокол окружной избирательной комиссии избирательного округа № об итогах голосования,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец председатель избирательной комиссии муниципального образования Ромненский муниципальный округ с полномочиями окружной избирательной комиссии избирательного округа № ФИО5, обратился в суд с требованиями о внесении изменений в сводную таблицу и протокол окружной избирательной комиссии избирательного округа № об итогах голосования.
В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссией избирательного округа № при проведении выборов депутатов Совета народных депутатов Ромненского муниципального округа <адрес> первого созыва в ходе составления сводной таблицы была допущена техническая ошибка: в строке 3 «число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой» в столбце УИК № вместо цифры 104 внесена цифра 17 в столбце УИК № вместо цифры 129 внесена цифра 8; в строке 5 «число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования» в столбце УИК № вместо цифры 169 внесена цифра 48; в строке 6 «число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования» в столбце УИК № вместо цифры 9 внесена цифра 96. Данная техническая ошибка допущена вследствие того, что в результате внесения в сводную таблицу о результатах выборов данных протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий избирательных участков №, 1412, которые были предоставлены в окружную комиссию с техническими ошибками при заполнении. Окружной избирательной комиссией № на основании содержащихся в сводной таблице о результатах выборов ошибочных данных был составлен протокол о результатах выборов по округу №, в котором также были допущены ошибки. При заполнении строки 3 «число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой» вместо цифры 233 внесена цифра 25; в строке 5 «число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования» вместо цифры 155 внесена цифра 276; в строке 6 «число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования» вместо цифры 24 внесена цифра 111. Указанные технические ошибки на результаты выборов депутатов Совета народных депутатов Ромненского муниципального округа <адрес> первого созыва не влияет, так как распределение голосов, поданных за каждого кандидата, остается не низменным.
В данной связи административный истец просит принять решение о внесении изменений в сводную таблицу окружной избирательной комиссии избирательного округа № об итогах голосования по выборам депутатов Ромненского муниципального округа первого созыва, и в протокол окружной избирательной комиссии избирательного округа № результатах выборов депутатов Совета народных депутатов Ромненского муниципального округа <адрес> первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец заместитель председателя избирательной комиссии муниципального образования Ромненский муниципальный округ с полномочиями окружной избирательной комиссии избирательного округа № ФИО2, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что ошибка возникла вследствие неверного распределения участковыми избирательными комиссиями в строке 3 протоколов итогов голосования бюллетеней досрочно проголосовавших избирателей, ими не были учтены бюллетени в переносном ящике для голосования, отражающиеся в 8 строке протоколов. Неверное указание количественных показателей в строке 3 протоколов голосования повлекло соответственно внесение неверных цифр в иные строки протоколов. Протоколы участковых избирательных комиссий с ошибками были предоставлены в окружную избирательную комиссию, которая не заметив ошибки внесла цифровые данные в сводную таблицу и протокол о результатах выборов, что повлекло внесение информации с ошибками об итогах выборов в ГАС Выборы.
Заинтересованное лицо - избирательная комиссия <адрес>, извещенная о месте, времени и дате рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Учитывая требования ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о дате и месте слушания дела.
Выслушав административного истца, прокурора, полагавшего, что требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 5 ст. 239 КАС РФ избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.
В соответствии положениями Закон Амурской области от 26 июня 2009 года № 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления обеспечивают следующие избирательные комиссии: избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии и участковые комиссии.
В судебном заседании установлено, что постановлением избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на территориальную избирательную комиссию <адрес> возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования - Ромненского муниципального округа <адрес>.
Решением избирательной комиссии Ромненского муниципального округа № от ДД.ММ.ГГГГ полномочий окружной избирательных комиссий округов №, 2. 3. 4, 5 по выборам депутатов представительного органа вновь образованного Ромненского муниципального округа на избирательную комиссию Ромненского муниципального округа.
На основании решения избирательной комиссии муниципального образования - Ромненский муниципальный округ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №) на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы Совета народных депутатов Ромненского муниципального округа <адрес>.
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 69 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум.
На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования.
По данным протоколов нижестоящих комиссий вышестоящая комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), в который заносятся данные о количестве нижестоящих комиссий на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий, на основании которых составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования, установленным пунктом 2 статьи 67 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 31 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года № 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» участковая комиссия проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования по выборам депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и передает его соответственно в окружную комиссию, избирательную комиссию муниципального образования.
Административный истец просит внести изменения в сводную таблицу и протокол окружной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с допущенной технической ошибкой при указании числа бюллетеней в строках 3, 5, 6 сводной таблицы и протокола.
В соответствии с п.1 ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей – о признании итогов голосования недействительными.
Пунктом 1.1 данной статьи установлено, что после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: «Повторный» и (или) новую сводную таблицу с отметкой: «Повторная».
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные избирательные комиссии, комиссии референдума: обеспечивают использование и эксплуатацию соответствующих комплексов средств автоматизации, представление в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума информации о ходе и результатах выборов и референдума с использованием ГАС «Выборы» в установленном порядке; обеспечивают безопасность информации в соответствующих комплексах средств автоматизации.
Согласно п. 4 ст. 74 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с момента начала голосования и до момента подписания протокола об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) соответствующей комиссией ГАС «Выборы» используется для наблюдения за ходом и установлением итогов голосования путем передачи данных от нижестоящих комиссий вышестоящим комиссиям, а отдельные ее технические средства - для подсчета голосов избирателей, участников референдума. Данные о ходе и об итогах голосования, полученные через ГАС «Выборы» (отдельные ее технические средства), являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, иным законом.
Ввод в машину числовых данных о количестве полученных бюллетеней, содержащихся в стационарных и переносных ящиках для голосования производится в соответствии с Правилами, установленными Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 15 февраля 2017 года № 74/667-7 «О применении технологии изготовления протоколов участковых комиссий об итогах голосования с машиночитаемым кодом и ускоренного ввода данных протоколов участковых комиссий об итогах голосования в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Выборы» с использованием машиночитаемого кода».
Согласно пояснениям участников процесса ввод в машину числовых данных о количестве полученных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, числе бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования, числе бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования, на уровне участковой избирательной комиссии производится с помощью специального программного обеспечения.
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что при составлении сводной таблицы и протокола окружной избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ по выборам депутатов Совета народных депутатов Ромненского муниципального округа первого созыва в результате неверного указания участковыми избирательными комиссиями количества бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в строке 3, и в последующем в других строках 5 и 6 произошел ввод общих данных в программное обеспечение подсчета результатов выборов ГАС РФ «Выборы», по итогам голосования на территории избирательного округа, что повлекло внесение технической ошибки в результаты голосования по избирательному округу №.
Указанные нарушения повлекли внесение неверных данных в сводную таблицу и протокол окружной избирательной комиссии муниципального образования о результатах голосования по выборам депутатов Совета народных депутатов Ромненского муниципального округа первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, указанная техническая ошибка не повлияла на результаты волеизъявления избирателей и количество голосов, отданных за каждого из кандидатов, поскольку общее количество бюллетеней осталось неизменным.
Составление сводной таблицы и протокола об итогах голосования с допущенными ошибками влечет за собой неверное распределение данных, требуемых для оформления результатов голосования в соответствии с Законом Амурской области от 26 июня 2009 года № 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области», что противоречит вышеуказанным нормам Закона и влечет нарушение публичных и частных интересов.
По указанным основаниям суд считает требования председателя избирательной комиссии муниципального образования Ромненский муниципальный округ с полномочиями окружной избирательной комиссии избирательного округа № ФИО5 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
В соответствии с п. 6 ст. 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ участковая избирательная комиссия проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию; объявляет итоги голосования на избирательном участке, участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования; рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение настоящего Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.
Согласно п. 2 ст. 80 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года № 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» на основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории (определяет результаты выборов). Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования не позднее чем через пять дней со дня голосования. Результаты выборов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, результаты выборов главы муниципального образования определяются не позднее чем через пять дней со дня голосования.
Учитывая, что решение суда о внесении в сводную таблицу и протокол об итогах голосования окружной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ изменений, послужит основанием для изменения протоколов вышестоящих комиссий, что повлечет действительное распределение данных и с целью своевременного объявления достоверных результатов выборов, суд считает возможным обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования председателя избирательной комиссии муниципального образования Ромненский муниципальный округ с полномочиями окружной избирательной комиссии избирательного округа № ФИО5, о внесении изменений в сводную таблицу и протокол окружной избирательной комиссии избирательного округа № об итогах голосования – удовлетворить.
Внести изменения в сводную таблицу окружной избирательной комиссии избирательного округа № об итогах голосования по выборам депутатов Совета народных депутатов Ромненского муниципального округа <адрес> первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ: в строке 3 «число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой» в столбце УИК 1410 цифру 17 заменить на 104; в столбце УИК 1412 цифру 8 заменить на 129.
В строке 5 число бюллетеней выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования в столбце УИК 1412 цифру 169 заменить на 48.
В строке 6 число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в столбце УИК 1410 цифру 96 заменить на 9.
Внести изменения в протокол окружной избирательной комиссии избирательного округа № о результатах выборов депутатов Совета народных депутатов Ромненского муниципального округа <адрес> первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ: в строке 3 «число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой» цифру 25 заменить на 233.
В строке 5 число бюллетеней выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования цифру 276 заменить на 155.
В строке 6 число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования цифру 111 заменить на 135.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Ромненский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда в соответствии с главой 35 КАС РФ может быть обжаловано в суд кассационной инстанции - Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток, ул. Светланская, д.54) в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, путем подачи кассационной жалобы через Ромненский районный суд Амурской области.
Судья Вельдяйкин К.В.
Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2020 года.