РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 26 октября 2023 года.
19 октября 2023 года Пресненский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Карповой А.И., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-584/2023 по административному иску ИФНС России № 4 по адрес к Пеньковой Елене Викторовне, ГБУ адрес интернат № 33 адрес Москвы о взыскании недоимки и пени по налогам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России № 4 по адрес обратилось в суд с административным иском к Пеньковой Е.В. о взыскании недоимки и пени по налогам. Административный истец просит взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере сумма, пени за нарушение срока уплаты транспортного налога сумма; недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере сумма, пени за нарушение срока уплаты налога на имущество физических лиц сумма, а также, государственную пошлину.
Требования ИФНС России № 4 по адрес мотивированы тем, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц. Согласно налоговому уведомлению № 69085294 от 22 августа 2019 года фио за 2018 года начислен транспортный налог в размере сумма, налог на имущество физических лиц в размере сумма. Административному ответчику было предложено уплатить налоги до 02 декабря 2019 года. Обязанность по уплате налогов административным ответчиком в установленный законом срок не исполнена. В связи с этим, административному ответчику было направлено требование № 9376 от 30 января 2020 года. Налоговое требование административным ответчиком не исполнено. Судебный приказ о взыскании задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2018 год отменён в связи с возражениями.
Определением суда от 21 августа 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГБУ адрес интернат № 33 адрес Москвы.
Административный истец в судебное заседание представителя не направил, извещён надлежащим образом.
Административный ответчик Пенькова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Административный ответчик ГБУ адрес интернат № 33 адрес Москвы в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом.
На основании части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их явка не признана обязательной.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (пункт 1); налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (пункт 3); все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7).
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока.
В силу п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с абзацем 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса.
Согласно абзацу 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, сообщают в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на адрес.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
По смыслу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что Пенькова Е.В. с 18 августа 2004 года является собственником транспортного средства – автомобиль легковой марки марка автомобиля, регистрационный знак ТС, VIN VIN-код, 2004 года выпуска.
Статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Согласно ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из материалов административного дела следует, что Пенькова Е.В. с 27 декабря 2007 года является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:01:0001062:2680, площадью 75,1 кв.м.
Порядок исчисления налога установлен статьей 408 Налогового кодекса Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Налоговым органом Пеньковой Е.В. направлено налоговое уведомление № 69085294 от 22 августа 2019 года об уплате транспортного налога за 2018 год в размере сумма и налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере сумма.
В соответствии со ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику было направлено требование № 9376 от 30 января 2020 года, оплата по которым произведена не была.
Поскольку задолженность по налогам и пени административным ответчиком не была уплачена в установленный срок, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
25 сентября 2020 года мировым судьей судебного участка № 417 адрес
адрес вынесен судебный приказ о взыскании с Пеньковой Е.В. задолженности.
05 декабря 2022 года к мировому судье с заявлением об отмене судебного приказа обратилось ГБУ Социальный дом «Богородский», исполняющее обязанности опекуна Пеньковой Е.В.
06 декабря 2022 года определением мирового судьи судебного участка № 417 адрес судебный приказ отменён.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Симоновского районного суда адрес от 22 декабря 2017 года Пенькова Е.В. была признана недееспособной.
Распоряжением ОСЗН адрес № сумма от 11.02.2021 года, на ГБУ Социальный дом «Богородский» возложена обязанность опекуна Пеньковой Е.В.
Административный ответчик находится на постоянном социальном обслуживании в ГБУ Социальный дом «Богородский» на основании путёвки № 18/3584 от 20.03.2018 года. Административный ответчик повторно признана инвалидом 2 группы бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2016 № 2024042 от 03.09.2018 года. Ранее Пенькова Е.В. признавалась инвалидом 2 группы 31 августа 2017 года.
Льготы для налогоплательщиков - физических лиц, проживающих на территории
адрес, установлены статьей 4 Закона адрес от 09.07.2008 N 33 «О транспортном налоге», вступившего в силу с 01.01.2009.
Инвалиды I и II групп согласно норме подпункта 6 пункта 1 статьи 4 Закона адрес от 09.07.2008 N 33 освобождаются от уплаты транспортного налога за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий.
В соответствии с нормой пункта 2 статьи 4 Закона адрес от 09.07.2008 N 33 налогоплательщикам, являющимся физическими лицами, льготы предоставляются по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтверждающего право на льготу. В данном случае таким документом является справка медицинского учреждения установленного образца, подтверждающая факт установления налогоплательщику I или II группы инвалидности.
Вместе с тем данные льготы не распространяются на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) (часть 5 статьи 4 Закона адрес от 09 июля 2008 года N 33).
Учитывая, что мощность двигателя автомобиля, принадлежащего Пеньковой Е.В. менее 200 л.с., она имела право на получение вышеуказанной льготы.
В соответствии со статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговую льготу имеют инвалиды I и II групп инвалидности (подпункт 2 пункт 1).
Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая льгота предоставляется в отношении видов объектов налогообложения, среди которых квартира, часть квартиры или комната.
В силу пункта 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.
Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных граждан (пункт 1 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации). Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (пункт 2 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации).Согласно пункту 2 статьи 32 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2012 года N 15-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1, 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки фио" указано, что признание гражданина недееспособным вследствие психического расстройства означает существенное изменение его правового статуса: с момента вынесения судебного решения он на формально не определенный период считается утратившим возможность совершать гражданско-правовые сделки, а также исполнять обязанности и нести ответственность за свои действия.
Пенькова Е.В. признана недееспособной 22 декабря 2017 года, начиная с 05 апреля 2018 года административный ответчик находилась в стационарном учреждении социального обслуживания. На тот момент Пенькова Е.В. уже была признана инвалидом 2 группы. Однако, опекун был назначен распоряжением от 11 февраля 2021 года. До этого момента Пенькова Е.В. не могла самостоятельно совершать какие-либо юридически значимые действия, в частности не могла обратиться в налоговый орган с целью получения соответствующих налоговых льгот.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун физического лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы. При этом, лица, на которых в соответствии с настоящей статьей возлагаются обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных недееспособными, пользуются всеми правами, исполняют все обязанности в порядке, предусмотренном указанным Кодексом для налогоплательщиков и плательщиков сборов, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные лица при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящей статьей, привлекаемые в связи с этим к ответственности за виновное совершение налоговых правонарушений, не вправе уплачивать штрафы, предусмотренные данным Кодексом, за счет имущества лица, признанного соответственно безвестно отсутствующим или недееспособным.
Содержание указанных норм свидетельствует об исключении из общего принципа обязанности начисления на недоимку пени с момента признания налогоплательщика недееспособным в целях соблюдения прав такого недееспособного лица, лишенного возможности обеспечить себя материально и находящегося под опекой другого лица - опекуна. В связи с этим действующее налоговое законодательство содержит запрет на уплату штрафа опекуном за счет имущества лица, признанного судом недееспособным.
Cогласно расчету недоимки по налогам и пени, представленному налоговым органом при предъявлении административного иска, пеня начислена за период с 03.12.2019 года по 29.01.2020 год, то есть в период когда Пенькова Е.В. уже была признана решением суда недееспособной.
Учитывая установленные обстоятельства, основания для взыскания задолженности по налогам и пени за 2018 год, не имеется.
В силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с тем, что административный иск оставлен без удовлетворения, оснований для взыскания государственной пошлины не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ИФНС России № 4 по адрес к Пеньковой Елене Викторовне, ГБУ адрес интернат № 33 адрес Москвы о взыскании недоимки и пени по налогам, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья А.И. Карпова