Дело № 2а-3352/2019 (10RS0011-01-2019-003482-23)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кириленко Александра Евгеньевича к Администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконным ответа №5.3.2-09/63 от 18.03.2019 года, обязании совершить определенные действия,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. 14.03.2019 истец направил в Администрацию Петрозаводского городского округа (далее Администрация) уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС), расположенного на указанном земельном участке. Решением Администрации от 18.03.2019 уведомление оставлено без рассмотрения со ссылкой на ч.17 ст.55 ГрК РФ. Решение мотивировано тем, что истец не направлял в адрес ответчика уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС и разрешение на строительство ему не выдавалось. С таким решением административный истец не согласен, просит суд признать решение Администрации от 18.03.2019 №5.3.2-09/63 об оставлении без рассмотрения его уведомления о соответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности незаконным.
В судебном заседании административный истец, его представитель – адвокат Югансон В.А. заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Даниленко Т.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
14.03.2019 истец обратился в Администрацию с уведомлением о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Решением Администрации от 18.03.2019 №5.3.2-09/63 уведомление оставлено без рассмотрения на основании ч.17 ст.55 ГрК РФ, поскольку ранее административный истец не направлял в Администрацию уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС и разрешение на строительство индивидуального жилого дома на данном участке ему не выдавалось.
С таким решением административного ответчика суд не соглашается в связи со следующим:
Согласно ч.17 ст.55 ГрК РФ в случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абзацем первым части 16 настоящей статьи, или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1 - 3 части 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 настоящего Кодекса), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.
Между тем, как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Петрозаводского городского Совета народных депутатов от 31.08.1988 №398 Петрозаводскому научно-производственному объединению бумагоделательного машиностроения НПО «Петрозаводскбуммаш» разрешено проектирование и строительство 11 индивидуальных жилых домов на земельном участке площадью 0,7 га, расположенном на правом берегу ручья в местечке «Пески» по Соломенскому шоссе. На основании данного решения решением профкома объединения участки для строительства домов выделены в пользование нескольким работникам, в том числе административному истцу.
Постановлением главы самоуправления г. Петрозаводска от 17.02.1997 №470 земельный участок передан истцу бесплатно в частную собственность.
24.03.1997 право собственности истца на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес> зарегистрировано, выдано соответствующее свидетельство.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер №, границы определены геоданными, что отражено в плане участка (Приложение к свидетельству).
Кроме того, административным истцом представлены доказательства начала строительства в 1989-1990 гг., что подтверждается сведениями о получении займа в 1989 году на строительство жилого дома, договором на возведение фундамента и кирпичной кладки от 04.09.1990, товарными чеками и накладными на оплату стройматериалов и строительных работ.
В силу п.1 ст.51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дом.
Согласно пункту 2 ст.16 Федерального закона N 340-ФЗ параметры жилого дома или жилого строения, возводимых на дачном или садовом земельном участке до 1 января 2019 года, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно пункту 39 статьи 1 ГрК РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно пункту 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов ИЖС.
В силу ч. 4 ст. 16 Федерального закона N 340-ФЗ в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, а также в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона) (в случае, если проектная документация не изготавливалась). Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с пп.5 п. 19 ст. 55 ГрК направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
Учитывая, что разрешение на строительство индивидуальных жилых домов было получено 31.08.1988 в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, строительство жилого дома начато административным истцом до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства должно осуществляться по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и результатом такого рассмотрение должно быть направление административному истцу уведомления о соответствии либо о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
При таких обстоятельствах оставление уведомления истца без рассмотрения является незаконным и административный иск подлежит удовлетворению.
В качестве мер по восстановлению нарушенных прав административного истца, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторного рассмотрения обращения административного истца.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на уплату госпошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Кириленко Александра Евгеньевича удовлетворить.
Признать ответ Администрации Петрозаводского городского округа № 5.3.2-09/63 от 18.03.2019 незаконным
Возложить на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанность рассмотреть и принять решение по существу обращения Кириленко Александра Евгеньевича от 14.03.2019 (входящий № 5.3.2-09/63).
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Кириленко Александра Евгеньевича судебные расходы в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 14.05.2019.