№ 2-1800/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2014 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Хапиловой М.А.
с участием заявителя Дубищева А.С.
лица, действия которого обжалуются,
представителя Избирательной комиссии ГО г. Воронеж по доверенности Епифанова А.Н,
представителя УФМС России по Воронежской области по доверенности Мелякова В.С.
секретаря участковой избирательной комиссии № 14/01 Меркуловой <данные изъяты>
члена участковой избирательной комиссии № 14/01 Дадакина В.Э.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Дубищева <данные изъяты> на действия Избирательной комиссии Воронежской области, Избирательной комиссии ГО г. Воронеж, УФМС России по Воронежской области, члена участковой избирательной комиссии № № Дадакина В.Э., секретаря участковой избирательной комиссии № № Меркуловой С.Л.,
УСТАНОВИЛ:
Дубищев А.С. обратился в суд с заявлением на действия:
- члена участковой избирательной комиссии № Дадакина <данные изъяты>, установившего отсутствие у заявителя при себе паспорта гражданина России, по неисполнению возложенной на участковые избирательные комиссии обязанности по содействию гражданам в реализации последними своих избирательных прав посредством предоставленного участковым избирательным комиссиям права обращения в органы власти и иные организации и к их должностным лицам по связанным с избирательными правами граждан вопросами, в конкретном случае, посредством права требовать предоставления паспорта заявителя в избирательную комиссию для предъявления его во время рассмотрения вопроса о выдаче бюллетеней для голосования),
- секретаря участковой избирательной комиссии № Меркуловой <данные изъяты> по неисполнению обязанности в принятии от обратившихся в избирательную комиссию избирателей обращений по связанным с избирательным правом вопросам, выразившееся в отказе принять и зарегистрировать жалобу на неоказание членом избирательной комиссии заявителю содействия в осуществлении избирательных прав, подлежащую немедленному рассмотрению комиссией в части оказания содействия заявителю в предоставлении в избирательную комиссию паспорта,
- избирательной комиссии городского округа г. Воронеж, выразившиеся в отказе в признании действий Дадакина В.Э. и Меркуловой С.Л. незаконными,
- избирательной комиссией городского округа г. Воронеж по рассмотрению жалобы заявителя на незаконность действий должностных лиц нижестоящей избирательной комиссии в отсутствие заявителя
- избирательной комиссии Воронежской области об отказе в признании действий избирательной комиссии городского округа и должностных лиц участковой избирательной комиссии, выразившихся в отказе признать действия Дадакина В.Э., Меркуловой С.Л., комиссии городского округа г. Воронеж незаконными,
- избирательной комиссией Воронежской области по рассмотрению жалоб заявителя на действия избирательной комиссии городского округа и должностных лиц участковой избирательной комиссии в отсутствие заявителя,
- УФМС России по Воронежской области, требующего изъятия у граждан паспортов на время оформления регистрации по месту проживания и временного пребывания, мер для обеспечения нижестоящими ее подразделениями в день выборов ДД.ММ.ГГГГ. возможности избирательным комиссиям, в частности участковой избирательной комиссии №, исполнить свою обязанность в оказании содействия гражданам, в т.ч., заявителю, в осуществлении избирательных прав, что выразилось в не организации работы указанных подразделений в день выборов,
указав, что по вине указанных лиц он был лишен права приять участие в выборах главы городского округа г. Воронеж ДД.ММ.ГГГГ года. Просит признать указанные действия незаконными и принять меры по восстановлению нарушенных избирательных прав заявителя в максимально возможном объеме.
В судебном заседании Дубищев А.С. пояснил изложенное, заявленные требования поддержал.
Представитель Избирательной комиссии Воронежской области по доверенности Баркалова И.Ю. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, заявление не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Избирательной комиссии городского округа г. Воронеж по доверенности Епифанов А.Н. заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Меркулова С.Л. в судебном заседании поддержала позицию представителя Избирательной комиссии городского округа г. Воронеж.
Дадакин В.Э. в судебном заседании заявление не признал.
Представитель УФМС России по Воронежской области по доверенности Меляков В.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в возражениях.
Суд, изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, приходит к следующим выводам.
Решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы главы городского округа <адрес>.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти Воронежской области и в органы местного самоуправления на территории Воронежской области устанавливает Закон Воронежской области от 27.06.2007 года №87-03 «Избирательный кодекс Воронежской области».
В соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является избирательной комиссией муниципального образования.
В соответствии со статьей 113 Закона Воронежской области «Избирательный кодекс Воронежской области» подготовку и проведение выборов главы муниципального образования осуществляют следующие избирательные комиссии: избирательная комиссия муниципального образования (далее - Избирательная комиссия городского округа город Воронеж), территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.
Вместе с этим, Избирательная комиссия Воронежской области (далее -ИКВО) принимает участие в организации и проведении выборов органов местного самоуправления в порядке, установленном статьей 37 Закона Воронежской области «Избирательный кодекс Воронежской области».
ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию ГО г. Воронеж поступила жалоба Дубищева А.С. на действия Меркуловой С.Л. и Дадакина В.Э., на которую в тот же день заявителю был дан ответ. В ИКВО ДД.ММ.ГГГГ от Заявителя поступило заявление с изложением обстоятельств, содержащихся в поданном в суд Заявлении. Заявление поступило спустя более двух недель со дня голосования на выборах в Единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно, ДД.ММ.ГГГГ в ИКВО поступило заявление Дубищева А.С. из прокуратуры <адрес> с подобным содержанием. ДД.ММ.ГГГГ на поданное заявление Дубищеву А.С. был дан ответ.
В соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», регулирующим правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установленным порядком рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ИКВО было рассмотрено обращение Заявителя.
В связи с тем, что Заявитель в участковую избирательную комиссию избирательного участка № не представил документов как удостоверяющих его личность, гражданство Российской Федерации, так и подтверждающих его проживание на территории данного избирательного участка, а также подачей Заявителем обращения в ИКВО спустя более чем две недели со дня голосования, Заявителю были разъяснены нормы действующего законодательства, подтверждающие законность требований членов участковой избирательной комиссии при выдаче избирателям избирательных бюллетеней для голосования на выборах.
Ввиду того, что Заявитель в своих обращениях не отрицает факта отсутствия у него в день голосования ДД.ММ.ГГГГ документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, а также документов, подтверждающих его регистрацию по месту жительства или по месту пребывания на территории данного избирательного участка, установление иных обстоятельств для рассмотрения обращения Заявителя в Избирательной комиссии Воронежской области не требовалось.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Закон о гражданстве) гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 10 Закона о гражданстве документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Документом, заменяющим паспорт гражданина, согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон об основных гарантиях) является документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются: военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу); временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации); справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Закона об основных гарантиях избиратель -гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
Указание именно на наличие гражданства РФ, как обязательное условие приобретения статуса избирателя, не случайно, поскольку право избирать и быть избранным относится к числу политических прав человека, которые по общему правилу предоставляются только гражданину, т.е. лицу, имеющему устойчивую правовую связь с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Таким образом, в соответствии Конституцией Российской Федерации и федеральными законами только лица, являющиеся гражданами России, вправе избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Сложившаяся судебная практика (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 4, пунктом 2 статьи 16, пунктами 4 и 17 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктами 1 и 2 статьи 5, пунктами 2 и 6 статьи 16 Уставного закона <адрес> «О выборах депутатов <адрес> Думы», пунктами 1 и 4 статьи 5, пунктами 1, 2 и 6 статьи <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>»; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Решение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца третьего пункта 1.6 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утв. Постановлением Центризбиркома РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №»), применительно к вопросам избирательного права, также использует исключительно термин «гражданин Российской Федерации». В соответствии с Определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N №, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими абзацев 1, 2, 3 и 5 пункта 7, абзацев 1 и 2 пункта 12 и пункта 15 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 828» наличие у гражданина действующего паспорта необходимо для удостоверения личности, а также гражданства.
Согласно заявлению Дубищева А.С., паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом, при обращении в участковую избирательную комиссию им не предъявлялся. Следовательно, у членов участковой избирательной комиссии отсутствовала возможность удостоверить личность заявителя и наличие у него гражданства Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 64 Закона об основных гарантиях бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона об основных гарантиях активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Согласно ч. 10 ст. 17 Закона об основных гарантиях гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке.
Конституционным Судом РФ в п. 3 Определения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 4, пунктом 2 статьи 16, пунктами 4 и 17 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктами 1 и 2 статьи 5, пунктами 2 и 6 статьи 16 Уставного закона <адрес> «О выборах депутатов <адрес> Думы», пунктами 1 и 4 статьи 5, пунктами 1, 2 и 6 статьи <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» указано, что каждый гражданин, проживающий на территории, где проводятся выборы, признается избирателем и имеет право проголосовать на них в том избирательном округе, где расположено место его жительства, и только на одном из избирательных участков, образованных в данном округе. Такое законодательное регулирование активного избирательного права обусловлено необходимостью обеспечения устойчивой взаимосвязи избираемых органов государственной и муниципальной власти с населением соответствующего публично-правового образования и способствует ответственному волеизъявлению избирателей на выборах.
В решении от 27.02.2007 № ГКПИ06-1627 Верховный Суд РФ указал, что в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Закона об основных гарантиях основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных данным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Из содержания вышеприведенных норм следует, что наличие у гражданина Российской Федерации регистрации по месту его жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации как необходимое условие включения этого гражданина в список избирателей для участия в выборах установлено непосредственно Законом.
В пунктах 14, 19 Постановления от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ ориентирует суды при рассмотрении данной категории дел на то, что наличие у гражданина активного избирательного права обусловлено в числе прочих обстоятельств и нахождением места жительства гражданина в пределах избирательного округа, и лишь в предусмотренных законом случаях таким правом могут обладать граждане, место жительства которых находится за пределами избирательного округа. Длительное проживание гражданина в пределах избирательного округа не влечет возникновение у этого гражданина активного избирательного права на участие в выборах по данному округу, за исключением случая, когда активное избирательное право предоставлено таким гражданам законом, в том числе законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828, органами регистрационного учета в паспорте производится отметка о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета.
Заявитель на отрицает того, что документы, подтверждающие его регистрацию по месту жительства или по месту пребывания, при обращении в участковую избирательную комиссию им не предъявлялись.
Таким образом, отсутствие у заявителя паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, а также отсутствие документов, подтверждающих его проживание на территории городского округа город Воронеж, не позволили установить личность гражданина Дубищева А.С. и сделать вывод о наличии у него активного избирательного права при проведении выборов главы городского округа город Воронеж ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, отсутствие документа, удостоверяющего личность заявителя, исключило возможность сделать запрос в органы, осуществляющие государственную регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, с целью установления факта нахождения места жительства заявителя на территории городского округа город Воронеж и включения его в списки избирателей на выборах главы городского округа город Воронеж.
Круг лиц, имеющих право обжаловать решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, четко определен ч. 10 ст. 75 Закона об основных гарантия, а именно избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. В силу этого, обжалование нарушений избирательных прав граждан иными субъектами законом не предусмотрено.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-П «По делу о проверке конституционности статей 3, 4, пункта 1 части первой статьи 134, статьи 220, части первой статьи 259, части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобами граждан ФИО11, ФИО12, ФИО13 и других, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регионального отделения политической партии <данные изъяты> в <адрес>» - само по себе ограничение круга лиц, имеющих право на обращение в суд с заявлениями об обжаловании нарушающих избирательные права граждан решений и действий (бездействия) избирательных комиссий не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя. Таким образом, отсутствие у заявителя документа, удостоверяющего его личность, принадлежность к гражданству РФ, а также нахождение его места жительства на территории городского округа город Воронеж, свидетельствует о неисполнении им требований законодательства о выборах при реализации предоставленных ему избирательных прав, отсутствии у избирательных комиссий объективной возможности установления наличия у заявителя активного избирательного права по выборам главы городского округа город Воронеж, а также о возможности обжалования действий избирательных комиссий.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что участковая избирательная комиссия № №, Избирательная комиссия городского округа город Воронеж, Избирательная комиссия Воронежской области, а также секретарь участковой избирательной комиссии № № Меркулова С.Л. и член участковой избирательной комиссии № Дадакин В.Э. действовали в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации о выборах и в пределах предоставленных им полномочий, в связи с чем оснований для признания их действий незаконными суд не усматривает.
В связи с чем жалоба заявителя на действия: - члена участковой избирательной комиссии № Дадакина <данные изъяты>, установившего отсутствие у заявителя при себе паспорта гражданина России, по неисполнению возложенной на участковые избирательные комиссии обязанности по содействию гражданам в реализации последними своих избирательных прав посредством предоставленного участковым избирательным комиссиям права обращения в органы власти и иные организации и к их должностным лицам по связанным с избирательными правами граждан вопросами, в конкретном случае, посредством права требовать предоставления паспорта заявителя в избирательную комиссию для предъявления его во время рассмотрения вопроса о выдаче бюллетеней для голосования), - секретаря участковой избирательной комиссии № Меркуловой <данные изъяты> по неисполнению обязанности в принятии от обратившихся в избирательную комиссию избирателей обращений по связанным с избирательным правом вопросам, выразившееся в отказе принять и зарегистрировать жалобу на неоказание членом избирательной комиссии заявителю содействия в осуществлении избирательных прав, подлежащую немедленному рассмотрению комиссией в части оказания содействия заявителю в предоставлении в избирательную комиссию паспорта, - избирательной комиссии городского округа г. Воронеж, выразившиеся в отказе в признании действий Дадакина В.Э. и Меркуловой С.Л. незаконными, - избирательной комиссии Воронежской области об отказе в признании действий избирательной комиссии городского округа и должностных лиц участковой избирательной комиссии, выразившихся в отказе признать действия Дадакина В.Э., Меркуловой С.Л., комиссии городского округа г. Воронеж незаконными, удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 75 Закона об основных гарантиях решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие). Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. При рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.
Само по себе рассмотрение избирательной комиссией городского округа г. Воронеж и избирательной комиссией Воронежской области жалоб заявителя на действия избирательной комиссии городского округа и должностных лиц участковой избирательной комиссии в отсутствие заявителя в данном случае не нарушает прав и законных интересов заявителя, так как на его обращения, поданные после проведения выборов, были даны ответы.
ДД.ММ.ГГГГ Дубищев А.С. обратился к должностному лицу ООО «<данные изъяты>» с заявлением о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, в котором просил зарегистрировать его с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Пунктом 9 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предусмотрено, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
В соответствии с п. 11 Правил должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.
ДД.ММ.ГГГГ в ОУФМС ФИО3 по <адрес> в <адрес> от должностного лица отдела по работе с населением ООО «<данные изъяты>» поступило заявление Дубищева А.С. о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно п. 12 Правил органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Порядок предоставления государственной услуги и последовательность действий территориальных органов ФМС ФИО3 определены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Согласно пунктам 58-60 Административного регламента, уполномоченные должностные лица органа регистрационного учета, при поступлении документов от лиц, ответственных за регистрацию, в трехдневный срок производят регистрацию по месту пребывания, оформляют свидетельство о регистрации по месту пребывания по форме N° 3 с присвоением ему учетного номера, соответствующего номеру заявления по форме № 1. Свидетельство о регистрации по месту пребывания и документ удостоверяющий личность, не позднее дня, следующего за днем оформления, предаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующей их передачи зарегистрированным гражданам, либо непосредственно выдаются данным гражданам.
ДД.ММ.ГГГГ отделом ФИО3 по <адрес> в <адрес> Дубищев А.С. зарегистрирован по месту пребывания по указанному адресу. Свидетельство о регистрации по месту пребывания № и документ удостоверяющий личность Дубищева А.С. возвращены должностному лицу ООО «<данные изъяты>», для последующей передачи их Дубищеву А.С.
ОУФМС ФИО3 по <адрес> в <адрес> были в полном объеме соблюдены требования закона при осуществлении регистрации по месту пребывания Дубищева А.С.
Доводы заявителя об «изъятии» у него документа удостоверяющего личность не свидетельствую о незаконности действий должностных лиц органа регистрационного учета.
Требование о предоставлении в орган регистрационного учета паспорта гражданина Российской Федерации закреплено вышеуказанными нормативными актами.
Кроме того, как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №№ предусмотренное нормативными актами кратковременное изъятие у гражданина, обязанного быть зарегистрированным, документа, удостоверяющего личность, расценено судом как необходимое, разумное и не влекущее существенное нарушение каких-либо прав и свобод гражданина.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что согласно распоряжению ФИО3 по <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ являлся рабочим днем (с 08 до 22 часов).
Кроме того, Дубищев А.С., зная о проводимых выборах ДД.ММ.ГГГГ и имея намерение участвовать в них, мог обратиться с заявлением о регистрации по месту пребывания ранее ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании изложенного, заявление Дубищева А.С. на действия ФИО3 по <адрес>, требующего изъятия у граждан паспортов на время оформления регистрации по месту проживания и временного пребывания, мер для обеспечения нижестоящими ее подразделениями в день выборов ДД.ММ.ГГГГг. возможности избирательным комиссиям, в частности участковой избирательной комиссии №, исполнить свою обязанность в оказании содействия гражданам, в т.ч., заявителю, в осуществлении избирательных прав, что выразилось в не организации работы указанных подразделений в день выборов, удовлетворению не подлежит.
Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд (ст. 259 ГПК РФ). Из положений ст. 260 ГПК РФ следует, что заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме. Согласно ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
На основании изложенного, заявление Дубищева А.С. на действия вышеуказанных лиц и принятии мер по восстановлению нарушенных избирательных прав заявителя в максимально возможном объеме удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Дубищева <данные изъяты> на действия:
- члена участковой избирательной комиссии № Дадакина <данные изъяты>, установившего отсутствие у заявителя при себе паспорта гражданина России, по неисполнению возложенной на участковые избирательные комиссии обязанности по содействию гражданам в реализации последними своих избирательных прав посредством предоставленного участковым избирательным комиссиям права обращения в органы власти и иные организации и к их должностным лицам по связанным с избирательными правами граждан вопросами, в конкретном случае, посредством права требовать предоставления паспорта заявителя в избирательную комиссию для предъявления его во время рассмотрения вопроса о выдаче бюллетеней для голосования),
- секретаря участковой избирательной комиссии № Меркуловой <данные изъяты> по неисполнению обязанности в принятии от обратившихся в избирательную комиссию избирателей обращений по связанным с избирательным правом вопросам, выразившееся в отказе принять и зарегистрировать жалобу на неоказание членом избирательной комиссии заявителю содействия в осуществлении избирательных прав, подлежащую немедленному рассмотрению комиссией в части оказания содействия заявителю в предоставлении в избирательную комиссию паспорта,
- избирательной комиссии городского округа г. Воронеж, выразившиеся в отказе в признании действий Дадакина В.Э. и Меркуловой С.Л. незаконными,
- избирательной комиссией городского округа г. Воронеж по рассмотрению жалобы заявителя на незаконность действий должностных лиц нижестоящей избирательной комиссии в отсутствие заявителя
- избирательной комиссии Воронежской области об отказе в признании действий избирательной комиссии городского округа и должностных лиц участковой избирательной комиссии, выразившихся в отказе признать действия Дадакина В.Э., Меркуловой С.Л., комиссии городского округа г. Воронеж незаконными,
- избирательной комиссией Воронежской области по рассмотрению жалоб заявителя на действия избирательной комиссии городского округа и должностных лиц участковой избирательной комиссии в отсутствие заявителя,
- ФИО3 по <адрес>, требующего изъятия у граждан паспортов на время оформления регистрации по месту проживания и временного пребывания, мер для обеспечения нижестоящими ее подразделениями в день выборов ДД.ММ.ГГГГг. возможности избирательным комиссиям, в частности участковой избирательной комиссии №, исполнить свою обязанность в оказании содействия гражданам, в т.ч., заявителю, в осуществлении избирательных прав, что выразилось в не организации работы указанных подразделений в день выборов,
признании действий незаконными и принятии мер по восстановлению нарушенных избирательных прав заявителя в максимально возможном объеме, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года.
№ 2-1800/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2014 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Хапиловой М.А.
с участием заявителя Дубищева А.С.
лица, действия которого обжалуются,
представителя Избирательной комиссии ГО г. Воронеж по доверенности Епифанова А.Н,
представителя УФМС России по Воронежской области по доверенности Мелякова В.С.
секретаря участковой избирательной комиссии № 14/01 Меркуловой <данные изъяты>
члена участковой избирательной комиссии № 14/01 Дадакина В.Э.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Дубищева <данные изъяты> на действия Избирательной комиссии Воронежской области, Избирательной комиссии ГО г. Воронеж, УФМС России по Воронежской области, члена участковой избирательной комиссии № № Дадакина В.Э., секретаря участковой избирательной комиссии № № Меркуловой С.Л.,
УСТАНОВИЛ:
Дубищев А.С. обратился в суд с заявлением на действия:
- члена участковой избирательной комиссии № Дадакина <данные изъяты>, установившего отсутствие у заявителя при себе паспорта гражданина России, по неисполнению возложенной на участковые избирательные комиссии обязанности по содействию гражданам в реализации последними своих избирательных прав посредством предоставленного участковым избирательным комиссиям права обращения в органы власти и иные организации и к их должностным лицам по связанным с избирательными правами граждан вопросами, в конкретном случае, посредством права требовать предоставления паспорта заявителя в избирательную комиссию для предъявления его во время рассмотрения вопроса о выдаче бюллетеней для голосования),
- секретаря участковой избирательной комиссии № Меркуловой <данные изъяты> по неисполнению обязанности в принятии от обратившихся в избирательную комиссию избирателей обращений по связанным с избирательным правом вопросам, выразившееся в отказе принять и зарегистрировать жалобу на неоказание членом избирательной комиссии заявителю содействия в осуществлении избирательных прав, подлежащую немедленному рассмотрению комиссией в части оказания содействия заявителю в предоставлении в избирательную комиссию паспорта,
- избирательной комиссии городского округа г. Воронеж, выразившиеся в отказе в признании действий Дадакина В.Э. и Меркуловой С.Л. незаконными,
- избирательной комиссией городского округа г. Воронеж по рассмотрению жалобы заявителя на незаконность действий должностных лиц нижестоящей избирательной комиссии в отсутствие заявителя
- избирательной комиссии Воронежской области об отказе в признании действий избирательной комиссии городского округа и должностных лиц участковой избирательной комиссии, выразившихся в отказе признать действия Дадакина В.Э., Меркуловой С.Л., комиссии городского округа г. Воронеж незаконными,
- избирательной комиссией Воронежской области по рассмотрению жалоб заявителя на действия избирательной комиссии городского округа и должностных лиц участковой избирательной комиссии в отсутствие заявителя,
- УФМС России по Воронежской области, требующего изъятия у граждан паспортов на время оформления регистрации по месту проживания и временного пребывания, мер для обеспечения нижестоящими ее подразделениями в день выборов ДД.ММ.ГГГГ. возможности избирательным комиссиям, в частности участковой избирательной комиссии №, исполнить свою обязанность в оказании содействия гражданам, в т.ч., заявителю, в осуществлении избирательных прав, что выразилось в не организации работы указанных подразделений в день выборов,
указав, что по вине указанных лиц он был лишен права приять участие в выборах главы городского округа г. Воронеж ДД.ММ.ГГГГ года. Просит признать указанные действия незаконными и принять меры по восстановлению нарушенных избирательных прав заявителя в максимально возможном объеме.
В судебном заседании Дубищев А.С. пояснил изложенное, заявленные требования поддержал.
Представитель Избирательной комиссии Воронежской области по доверенности Баркалова И.Ю. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, заявление не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Избирательной комиссии городского округа г. Воронеж по доверенности Епифанов А.Н. заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Меркулова С.Л. в судебном заседании поддержала позицию представителя Избирательной комиссии городского округа г. Воронеж.
Дадакин В.Э. в судебном заседании заявление не признал.
Представитель УФМС России по Воронежской области по доверенности Меляков В.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в возражениях.
Суд, изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, приходит к следующим выводам.
Решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы главы городского округа <адрес>.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти Воронежской области и в органы местного самоуправления на территории Воронежской области устанавливает Закон Воронежской области от 27.06.2007 года №87-03 «Избирательный кодекс Воронежской области».
В соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является избирательной комиссией муниципального образования.
В соответствии со статьей 113 Закона Воронежской области «Избирательный кодекс Воронежской области» подготовку и проведение выборов главы муниципального образования осуществляют следующие избирательные комиссии: избирательная комиссия муниципального образования (далее - Избирательная комиссия городского округа город Воронеж), территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.
Вместе с этим, Избирательная комиссия Воронежской области (далее -ИКВО) принимает участие в организации и проведении выборов органов местного самоуправления в порядке, установленном статьей 37 Закона Воронежской области «Избирательный кодекс Воронежской области».
ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию ГО г. Воронеж поступила жалоба Дубищева А.С. на действия Меркуловой С.Л. и Дадакина В.Э., на которую в тот же день заявителю был дан ответ. В ИКВО ДД.ММ.ГГГГ от Заявителя поступило заявление с изложением обстоятельств, содержащихся в поданном в суд Заявлении. Заявление поступило спустя более двух недель со дня голосования на выборах в Единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно, ДД.ММ.ГГГГ в ИКВО поступило заявление Дубищева А.С. из прокуратуры <адрес> с подобным содержанием. ДД.ММ.ГГГГ на поданное заявление Дубищеву А.С. был дан ответ.
В соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», регулирующим правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установленным порядком рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ИКВО было рассмотрено обращение Заявителя.
В связи с тем, что Заявитель в участковую избирательную комиссию избирательного участка № не представил документов как удостоверяющих его личность, гражданство Российской Федерации, так и подтверждающих его проживание на территории данного избирательного участка, а также подачей Заявителем обращения в ИКВО спустя более чем две недели со дня голосования, Заявителю были разъяснены нормы действующего законодательства, подтверждающие законность требований членов участковой избирательной комиссии при выдаче избирателям избирательных бюллетеней для голосования на выборах.
Ввиду того, что Заявитель в своих обращениях не отрицает факта отсутствия у него в день голосования ДД.ММ.ГГГГ документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, а также документов, подтверждающих его регистрацию по месту жительства или по месту пребывания на территории данного избирательного участка, установление иных обстоятельств для рассмотрения обращения Заявителя в Избирательной комиссии Воронежской области не требовалось.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Закон о гражданстве) гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 10 Закона о гражданстве документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Документом, заменяющим паспорт гражданина, согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон об основных гарантиях) является документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются: военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу); временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации); справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Закона об основных гарантиях избиратель -гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
Указание именно на наличие гражданства РФ, как обязательное условие приобретения статуса избирателя, не случайно, поскольку право избирать и быть избранным относится к числу политических прав человека, которые по общему правилу предоставляются только гражданину, т.е. лицу, имеющему устойчивую правовую связь с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Таким образом, в соответствии Конституцией Российской Федерации и федеральными законами только лица, являющиеся гражданами России, вправе избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Сложившаяся судебная практика (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 4, пунктом 2 статьи 16, пунктами 4 и 17 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктами 1 и 2 статьи 5, пунктами 2 и 6 статьи 16 Уставного закона <адрес> «О выборах депутатов <адрес> Думы», пунктами 1 и 4 статьи 5, пунктами 1, 2 и 6 статьи <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>»; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Решение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца третьего пункта 1.6 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утв. Постановлением Центризбиркома РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №»), применительно к вопросам избирательного права, также использует исключительно термин «гражданин Российской Федерации». В соответствии с Определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N №, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими абзацев 1, 2, 3 и 5 пункта 7, абзацев 1 и 2 пункта 12 и пункта 15 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 828» наличие у гражданина действующего паспорта необходимо для удостоверения личности, а также гражданства.
Согласно заявлению Дубищева А.С., паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом, при обращении в участковую избирательную комиссию им не предъявлялся. Следовательно, у членов участковой избирательной комиссии отсутствовала возможность удостоверить личность заявителя и наличие у него гражданства Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 64 Закона об основных гарантиях бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона об основных гарантиях активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Согласно ч. 10 ст. 17 Закона об основных гарантиях гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке.
Конституционным Судом РФ в п. 3 Определения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 4, пунктом 2 статьи 16, пунктами 4 и 17 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктами 1 и 2 статьи 5, пунктами 2 и 6 статьи 16 Уставного закона <адрес> «О выборах депутатов <адрес> Думы», пунктами 1 и 4 статьи 5, пунктами 1, 2 и 6 статьи <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» указано, что каждый гражданин, проживающий на территории, где проводятся выборы, признается избирателем и имеет право проголосовать на них в том избирательном округе, где расположено место его жительства, и только на одном из избирательных участков, образованных в данном округе. Такое законодательное регулирование активного избирательного права обусловлено необходимостью обеспечения устойчивой взаимосвязи избираемых органов государственной и муниципальной власти с населением соответствующего публично-правового образования и способствует ответственному волеизъявлению избирателей на выборах.
В решении от 27.02.2007 № ГКПИ06-1627 Верховный Суд РФ указал, что в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Закона об основных гарантиях основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных данным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Из содержания вышеприведенных норм следует, что наличие у гражданина Российской Федерации регистрации по месту его жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации как необходимое условие включения этого гражданина в список избирателей для участия в выборах установлено непосредственно Законом.
В пунктах 14, 19 Постановления от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ ориентирует суды при рассмотрении данной категории дел на то, что наличие у гражданина активного избирательного права обусловлено в числе прочих обстоятельств и нахождением места жительства гражданина в пределах избирательного округа, и лишь в предусмотренных законом случаях таким правом могут обладать граждане, место жительства которых находится за пределами избирательного округа. Длительное проживание гражданина в пределах избирательного округа не влечет возникновение у этого гражданина активного избирательного права на участие в выборах по данному округу, за исключением случая, когда активное избирательное право предоставлено таким гражданам законом, в том числе законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828, органами регистрационного учета в паспорте производится отметка о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета.
Заявитель на отрицает того, что документы, подтверждающие его регистрацию по месту жительства или по месту пребывания, при обращении в участковую избирательную комиссию им не предъявлялись.
Таким образом, отсутствие у заявителя паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, а также отсутствие документов, подтверждающих его проживание на территории городского округа город Воронеж, не позволили установить личность гражданина Дубищева А.С. и сделать вывод о наличии у него активного избирательного права при проведении выборов главы городского округа город Воронеж ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, отсутствие документа, удостоверяющего личность заявителя, исключило возможность сделать запрос в органы, осуществляющие государственную регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, с целью установления факта нахождения места жительства заявителя на территории городского округа город Воронеж и включения его в списки избирателей на выборах главы городского округа город Воронеж.
Круг лиц, имеющих право обжаловать решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, четко определен ч. 10 ст. 75 Закона об основных гарантия, а именно избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. В силу этого, обжалование нарушений избирательных прав граждан иными субъектами законом не предусмотрено.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-П «По делу о проверке конституционности статей 3, 4, пункта 1 части первой статьи 134, статьи 220, части первой статьи 259, части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобами граждан ФИО11, ФИО12, ФИО13 и других, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регионального отделения политической партии <данные изъяты> в <адрес>» - само по себе ограничение круга лиц, имеющих право на обращение в суд с заявлениями об обжаловании нарушающих избирательные права граждан решений и действий (бездействия) избирательных комиссий не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя. Таким образом, отсутствие у заявителя документа, удостоверяющего его личность, принадлежность к гражданству РФ, а также нахождение его места жительства на территории городского округа город Воронеж, свидетельствует о неисполнении им требований законодательства о выборах при реализации предоставленных ему избирательных прав, отсутствии у избирательных комиссий объективной возможности установления наличия у заявителя активного избирательного права по выборам главы городского округа город Воронеж, а также о возможности обжалования действий избирательных комиссий.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что участковая избирательная комиссия № №, Избирательная комиссия городского округа город Воронеж, Избирательная комиссия Воронежской области, а также секретарь участковой избирательной комиссии № № Меркулова С.Л. и член участковой избирательной комиссии № Дадакин В.Э. действовали в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации о выборах и в пределах предоставленных им полномочий, в связи с чем оснований для признания их действий незаконными суд не усматривает.
В связи с чем жалоба заявителя на действия: - члена участковой избирательной комиссии № Дадакина <данные изъяты>, установившего отсутствие у заявителя при себе паспорта гражданина России, по неисполнению возложенной на участковые избирательные комиссии обязанности по содействию гражданам в реализации последними своих избирательных прав посредством предоставленного участковым избирательным комиссиям права обращения в органы власти и иные организации и к их должностным лицам по связанным с избирательными правами граждан вопросами, в конкретном случае, посредством права требовать предоставления паспорта заявителя в избирательную комиссию для предъявления его во время рассмотрения вопроса о выдаче бюллетеней для голосования), - секретаря участковой избирательной комиссии № Меркуловой <данные изъяты> по неисполнению обязанности в принятии от обратившихся в избирательную комиссию избирателей обращений по связанным с избирательным правом вопросам, выразившееся в отказе принять и зарегистрировать жалобу на неоказание членом избирательной комиссии заявителю содействия в осуществлении избирательных прав, подлежащую немедленному рассмотрению комиссией в части оказания содействия заявителю в предоставлении в избирательную комиссию паспорта, - избирательной комиссии городского округа г. Воронеж, выразившиеся в отказе в признании действий Дадакина В.Э. и Меркуловой С.Л. незаконными, - избирательной комиссии Воронежской области об отказе в признании действий избирательной комиссии городского округа и должностных лиц участковой избирательной комиссии, выразившихся в отказе признать действия Дадакина В.Э., Меркуловой С.Л., комиссии городского округа г. Воронеж незаконными, удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 75 Закона об основных гарантиях решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие). Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. При рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.
Само по себе рассмотрение избирательной комиссией городского округа г. Воронеж и избирательной комиссией Воронежской области жалоб заявителя на действия избирательной комиссии городского округа и должностных лиц участковой избирательной комиссии в отсутствие заявителя в данном случае не нарушает прав и законных интересов заявителя, так как на его обращения, поданные после проведения выборов, были даны ответы.
ДД.ММ.ГГГГ Дубищев А.С. обратился к должностному лицу ООО «<данные изъяты>» с заявлением о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, в котором просил зарегистрировать его с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Пунктом 9 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предусмотрено, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
В соответствии с п. 11 Правил должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.
ДД.ММ.ГГГГ в ОУФМС ФИО3 по <адрес> в <адрес> от должностного лица отдела по работе с населением ООО «<данные изъяты>» поступило заявление Дубищева А.С. о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно п. 12 Правил органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Порядок предоставления государственной услуги и последовательность действий территориальных органов ФМС ФИО3 определены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Согласно пунктам 58-60 Административного регламента, уполномоченные должностные лица органа регистрационного учета, при поступлении документов от лиц, ответственных за регистрацию, в трехдневный срок производят регистрацию по месту пребывания, оформляют свидетельство о регистрации по месту пребывания по форме N° 3 с присвоением ему учетного номера, соответствующего номеру заявления по форме № 1. Свидетельство о регистрации по месту пребывания и документ удостоверяющий личность, не позднее дня, следующего за днем оформления, предаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующей их передачи зарегистрированным гражданам, либо непосредственно выдаются данным гражданам.
ДД.ММ.ГГГГ отделом ФИО3 по <адрес> в <адрес> Дубищев А.С. зарегистрирован по месту пребывания по указанному адресу. Свидетельство о регистрации по месту пребывания № и документ удостоверяющий личность Дубищева А.С. возвращены должностному лицу ООО «<данные изъяты>», для последующей передачи их Дубищеву А.С.
ОУФМС ФИО3 по <адрес> в <адрес> были в полном объеме соблюдены требования закона при осуществлении регистрации по месту пребывания Дубищева А.С.
Доводы заявителя об «изъятии» у него документа удостоверяющего личность не свидетельствую о незаконности действий должностных лиц органа регистрационного учета.
Требование о предоставлении в орган регистрационного учета паспорта гражданина Российской Федерации закреплено вышеуказанными нормативными актами.
Кроме того, как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №№ предусмотренное нормативными актами кратковременное изъятие у гражданина, обязанного быть зарегистрированным, документа, удостоверяющего личность, расценено судом как необходимое, разумное и не влекущее существенное нарушение каких-либо прав и свобод гражданина.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что согласно распоряжению ФИО3 по <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ являлся рабочим днем (с 08 до 22 часов).
Кроме того, Дубищев А.С., зная о проводимых выборах ДД.ММ.ГГГГ и имея намерение участвовать в них, мог обратиться с заявлением о регистрации по месту пребывания ранее ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании изложенного, заявление Дубищева А.С. на действия ФИО3 по <адрес>, требующего изъятия у граждан паспортов на время оформления регистрации по месту проживания и временного пребывания, мер для обеспечения нижестоящими ее подразделениями в день выборов ДД.ММ.ГГГГг. возможности избирательным комиссиям, в частности участковой избирательной комиссии №, исполнить свою обязанность в оказании содействия гражданам, в т.ч., заявителю, в осуществлении избирательных прав, что выразилось в не организации работы указанных подразделений в день выборов, удовлетворению не подлежит.
Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд (ст. 259 ГПК РФ). Из положений ст. 260 ГПК РФ следует, что заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме. Согласно ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
На основании изложенного, заявление Дубищева А.С. на действия вышеуказанных лиц и принятии мер по восстановлению нарушенных избирательных прав заявителя в максимально возможном объеме удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Дубищева <данные изъяты> на действия:
- члена участковой избирательной комиссии № Дадакина <данные изъяты>, установившего отсутствие у заявителя при себе паспорта гражданина России, по неисполнению возложенной на участковые избирательные комиссии обязанности по содействию гражданам в реализации последними своих избирательных прав посредством предоставленного участковым избирательным комиссиям права обращения в органы власти и иные организации и к их должностным лицам по связанным с избирательными правами граждан вопросами, в конкретном случае, посредством права требовать предоставления паспорта заявителя в избирательную комиссию для предъявления его во время рассмотрения вопроса о выдаче бюллетеней для голосования),
- секретаря участковой избирательной комиссии № Меркуловой <данные изъяты> по неисполнению обязанности в принятии от обратившихся в избирательную комиссию избирателей обращений по связанным с избирательным правом вопросам, выразившееся в отказе принять и зарегистрировать жалобу на неоказание членом избирательной комиссии заявителю содействия в осуществлении избирательных прав, подлежащую немедленному рассмотрению комиссией в части оказания содействия заявителю в предоставлении в избирательную комиссию паспорта,
- избирательной комиссии городского округа г. Воронеж, выразившиеся в отказе в признании действий Дадакина В.Э. и Меркуловой С.Л. незаконными,
- избирательной комиссией городского округа г. Воронеж по рассмотрению жалобы заявителя на незаконность действий должностных лиц нижестоящей избирательной комиссии в отсутствие заявителя
- избирательной комиссии Воронежской области об отказе в признании действий избирательной комиссии городского округа и должностных лиц участковой избирательной комиссии, выразившихся в отказе признать действия Дадакина В.Э., Меркуловой С.Л., комиссии городского округа г. Воронеж незаконными,
- избирательной комиссией Воронежской области по рассмотрению жалоб заявителя на действия избирательной комиссии городского округа и должностных лиц участковой избирательной комиссии в отсутствие заявителя,
- ФИО3 по <адрес>, требующего изъятия у граждан паспортов на время оформления регистрации по месту проживания и временного пребывания, мер для обеспечения нижестоящими ее подразделениями в день выборов ДД.ММ.ГГГГг. возможности избирательным комиссиям, в частности участковой избирательной комиссии №, исполнить свою обязанность в оказании содействия гражданам, в т.ч., заявителю, в осуществлении избирательных прав, что выразилось в не организации работы указанных подразделений в день выборов,
признании действий незаконными и принятии мер по восстановлению нарушенных избирательных прав заявителя в максимально возможном объеме, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года.