РЕШЕНИЕ
<адрес> «ДД.ММ.ГГГГ
Судья Балашихинского городского суда <адрес> ФИО3, рассмотрев жалобу представителя ФИО6» на постановление № и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны от ДД.ММ.ГГГГ, на решение № от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ
Постановлением № и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Решением № и.о. главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» от ДД.ММ.ГГГГ постановление № от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Представитель ФИО8» в жалобе просит отменить постановление, решение должностного лица, как незаконные и необоснованные, указывая на допущенные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить.
Представитель ФИО9» ФИО4 в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд считает постановление, решение должностного лица подлежащими отмене.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
В силу п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. При этом судья (вышестоящее должностное лицо) не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
Согласно обжалуемого постановления, ДД.ММ.ГГГГ ФИО10» нарушило установленный режим особой охраны национального парка «Лосиный остров», допустив несоблюдение обязательных требований природоохранного законодательства РФ, установленных п. 4 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» №33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ФЗ №33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ), выразившееся в осуществлении ФИО11» социально – экономической деятельности, а именно по производству ремонтных работ по замене водоразборной колонки уличной водопроводной сети в охранной зоне национального парка «Лосиный остров» по адресному ориентиру: <адрес>, без согласования с Федеральными органами исполнительной власти в области окружающей среды – Минприроды России.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территория» вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон согласовываются с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Как следует из обжалуемого постановления и материалов дела (протокол об административном правонарушении) должностным лицом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО12» осуществляло ремонтные работы по замене водоразборной колонки уличной водопроводной сети в охранной зоне национального парка «Лосиный остров» по адресному ориентиру: <адрес> <адрес>, без согласования с Федеральными органами исполнительной власти в области окружающей среды – Минприроды России.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе юридических лиц, за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
По смыслу ст. 8.39 КоАП РФ под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе «Режим» («Режим особой охраны») соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории либо ее охранной зоне.
В силу положений п. 23 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о национальном парке «Лосиный Остров» на территории национального парка государственный надзор в области охраны и использования территории национального парка осуществляется должностными лицами и отдельными работниками надзорного органа, являющимися государственными инспекторами по охране территории национального парка.
Согласно Приказа Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о национальном парке «Лосиный Остров» Федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Лосиный остров» - природоохранное, эколого-просветительское и научно-исследовательское учреждение, территория которого включает природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначена для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальный парк «Лосиный Остров» образован Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров». Границы национального парка и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов <адрес> и Московского городского ФИО5 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров».
Решением исполнительных комитетов Московского городского и <адрес> ФИО5 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 2130-1344 «Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке «Лосиный остров», проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка» границы парка были уточнены. На основании Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 703 "О сохранении и дальнейшем развитии государственного природного национального парка «Лосиный остров» и Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный Остров». Постановлением Правительства Москвы и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный Остров» границы парка расширены.
Земельные участки предоставлены национальному парку «Лосиный остров» в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с правоустанавливающими документами. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О национальном парке «Лосиный Остров» национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк «Лосиный Остров».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ №33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, занимаемая Обществом территория является особо охраняемой природной территорией федерального значения и принадлежит ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» на праве (бессрочного) пользования.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ФЗ № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо виновно в его совершении.
Вместе с тем, согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Государство, предоставляя суду и административному органу право на ведение дел о привлечении к административной ответственности, на установление состава административного правонарушения с одной стороны, с другой стороны возлагает на указанных лиц обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.
В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 15 ФЗ № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Однако данная норма не устанавливает конкретное требование о возможности эксплуатации какого-либо объекта на территории национального парка только при наличии соответствующего согласования, нормой не предусмотрен порядок согласования, в частности, не установлена обязанность хозяйствующих субъектов по инициированию вопросов согласования подобного пользования.
В соответствии с ранее действовавшим Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 258 полномочия по согласованию вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях национальных парков осуществляют управления Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации и главные управления Росприроднадзора по федеральным округам. Из п. 4 этого Приказа следовало, что заявки на согласование подавали сами хозяйствующие субъекты.
Однако, в настоящее время порядок согласования не разработан, ссылки на какую-либо иную установленную правовыми актами процедуру такого согласования обжалуемое постановление не содержит.
Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного суду следует признать, что у надзорного органа отсутствовали основания для привлечения ФИО13» к административной ответственности, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих факт совершенного административного правонарушения, равно как и его события, в связи с чем, вывод должностного лица о доказанности вины общества в совершенном правонарушении обоснованным быть признан не может.
В связи с тем, что выводы о наличии в действиях ФИО14» состава административного правонарушении, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, являются необоснованными, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушения - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного, и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление № и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны от ДД.ММ.ГГГГ, решение № и.о. главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ФИО15» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья ФИО3