Дело №/
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> "27" февраля 2018 года
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Барабаш М.В.,
при секретаре И.А.В.,
с участием представителя истца К.М.А.,
представителя ответчика Р.С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Королинского сельсовета <адрес> к Ч.Е.В. о признании не приобретшей право пользования жилым помещением, снятии ее с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Королинского сельсовета <адрес> обратилась в суд с иском к Ч.Е.В. о признании не приобретшей право пользования жилым помещением, ссылаясь, что ответчик в жилое помещение, расположенное по <адрес>, не вселялась и не проживала в нем, а была зарегистрирована по указанному адресу в 2005 году. Препятствия в пользовании жилым помещением ответчику не чинились. Просит снять ответчика с регистрационного учета по указанному адресу.
В судебном заседании представитель истца К.М.А. поддержала исковые требования в полном объеме, пояснила, что в жилом доме по <адрес> ранее проживала семья Д.И.В. на основании договора социального найма. В 2005 году с согласия нанимателя в указанный договор была включена Ч.Е.В., хотя в родственных отношениях с данной семьей не состояла и фактически в жилое помещение не вселялась, вещи свои не ввозила в дом. В <адрес> на тот момент и в последующем ответчик не проживала. Семья Довгаль проживала в доме до 2016 года, после чего в связи с признанием дома непригодным для проживания и подлежащим сносу им было предоставлено другое жилое помещение для проживания. Дом в 2016 году был снесен. Сведения о принадлежности земельного участка, на котором располагался дом, отсутствуют. Ч.Е.В. на протяжении всего периода времени с 2005 года не приезжала, претензий по поводу вселения и проживания в доме не заявляла. В настоящее время земельный участок не огорожен, дом на нем отсутствует, земля не обрабатывается.
Представитель ответчика Ч.Е.В., место жительства которой не известно, адвокат Р.С.А., назначенный судом в порядке ст.50 ГПК РФ, с исковыми требованиями не согласился, ссылаясь на отсутствие полномочий на признание иска.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, администрации <адрес> и отдела по вопросам миграции МО МВД России «Октябрьский» по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, путем направления судебных извещений, о чем в материалах дела имеются сведения. Согласно письменного заявления <адрес> ХХХ просит рассмотреть иск в отсутствие представителя администрации, возражений против исковых требований не имеет. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных органов.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика Р.С.А., допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.288 ГК РФ и ст.30 ЖК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст.1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных правоотношений обязанности, не должны нарушать права и свободы и законные интересы других граждан.
Согласно ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется в том числе путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Правоотношения по социальному найму жилого помещения муниципального жилищного фонда регламентируются главой 8 ЖК РФ.
Так, согласно ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Порядок вселения нанимателем граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи определен ст. 70 ЖК РФ, согласно которой наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
Согласно п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Аналогичная норма права предусмотрена ст.677 ГК РФ, согласно которой граждане, постоянно проживающие совместно с нанимателем, имеют равные с ним права по пользованию жилым помещением. Отношения между нанимателем и такими гражданами определяются законом.
В соответствии со статьей 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма. Согласно ст.83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
Исходя из равенства прав и обязанностей нанимателя и членов его семьи (бывших членов семьи) это предписание распространяется на каждого участника договора социального найма жилого помещения.
В силу п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно выписки из Устава Королинского сельсовета <адрес> к полномочиям администрации относятся, в том числе: управление муниципальной собственностью поселения, предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.
Выпиской из реестра муниципальной собственности Королинского сельсовета <адрес> подтверждается, что жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> <адрес>.
Актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что по <адрес> был расположен деревянный, одноквартирный жилой дом, 1969 года постройки, который на основании заключения комиссии по жилищным вопросам о признании непригодным для проживания и подлежащим сносу, в августе 2016 года был снесен. По данному адресу никто не проживает, вещей домашнего обихода не имеется.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером 28:19:010405:19, расположенный в <адрес> отсутствуют.
Согласно договора социального найма жилого помещения, администрацией Королинского сельсовета предоставлено в пользование Д.И.В. и членам ее семьи жилое помещение, расположенное по <адрес>, в качестве члена семьи нанимателя указана Ч.Е.В.
Согласно сведений отдела по вопросам миграции МО МВД России «Октябрьский» по <адрес>, адресной справки, а также поквартирной карточки администрации Королинского сельсовета по <адрес> Ч.Е.В. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ.
Данными похозяйственной книги администрации Королинского сельсовета за 2015-2018 гг. подтверждается, что Ч.Е.В. указана в списке членов хозяйства по адресу: <адрес>.
Свидетель Т.О.В. показала, что в период с 2001 года по 2013 год являлась главой Королинского сельсовета. В доме по <адрес> проживала ранее семья Довгаль, с которой был заключен договор социального найма. Ч.Е.В. в 2005 году с согласия Д.И.В. была зарегистрирована по указанному адресу и включена в договор социального найма, хотя в родственных отношениях с данной семьей не состояла. Фактически ответчик в данный дом не вселялась, вещи свои не завозила, на территории сельсовета не проживала. Никто ей препятствий в проживании в данном доме не чинил, как и она сама не предъявляла требований по поводу вселения и проживания в указанном доме. Семье Д.И.В. в 2016 году предоставили другое жилье для проживания, так как дом был признан непригодным для проживания и снесен. На участке сейчас ничего нет, земля не обрабатывается.
Свидетель К.С.В. показала, что Ч.Е.В. в <адрес> не проживает. Знает со слов односельчан, что она была зарегистрирована по <адрес> в доме, в котором проживала до 2016 года семья Д.И.В.. Однако Ч.Е.В. в этот дом не вселялась, вещи свои не ввозила. Дом в 2016 году разобрали, а семье Довгаль предоставили другое жилье. О том, чтобы Ч.Е.В. чинили препятствия в проживании в указанном доме или она сама предъявляла претензии по поводу вселения и проживания в доме, ничего не слышала. Сейчас дома на участке нет, участок не огорожен, земля не обрабатывается.
Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что ответчик Ч.Е.В., будучи зарегистрированной в марте 2005 года в спорном жилом помещении и включенной в договор социального найма жилого помещения в качестве члена семьи нанимателя, фактически в указанное жилое помещение не вселялась, предметы домашнего обихода и личные вещи в дом не ввозила, обязанности по содержанию дома и поддержанию его в надлежащем состоянии не исполняла. Следовательно, ответчик не приобрела право пользования спорным жилым помещением при отсутствии факта вселения в него и выполнения обязанностей по договору социального найма. При этом, факт регистрации ответчика в спорном жилом помещении и включения в договор социального найма жилья, при отсутствии фактического вселения и проживания в нем, не порождает возникновения права пользования на данную жилую площадь. Препятствия в проживании и пользовании данным жилым помещением со стороны истца и семьи нанимателя ответчику не чинились. Сама Ч.Е.В. также не совершала действий, которые бы свидетельствовали о намерении осуществлять право пользования спорным жилым помещением.
Данные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении ответчиком своими правами. Так согласно п.1 ч.1 ст.10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Между тем сам по себе факт регистрации Ч.Е.В. в указанной квартире является административным актом, и не может служить согласно ст.2 Закона РФ « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» основанием или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ, поскольку регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В связи с чем тот факт, что в настоящее время жилое помещение, в котором ответчик сохраняет регистрацию, было снесено ввиду его разрушения, не свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Кроме того из материалов дела следует, что Ч.Е.В. на учете в администрации Королинского сельсовета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит, участником подпрограмм по обеспечению жильем граждан на территории <адрес> не является.
Следовательно, оснований полагать, что права ответчика при признании ее не приобретшей право пользования жилым помещением нарушатся, не имеется. Сохранение за ответчиком права пользования спорным жилым помещением препятствует в реализации права администрации Королинского сельсовета как собственника по распоряжению данным жилым помещением.
На основании изложенного исковые требования администрации Королинского сельсовета подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. «е» ст.31 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями), снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением, - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации Королинского сельсовета <адрес> к Ч.Е.В. удовлетворить.
Признать Ч.Е.В. не приобретшей право пользования жилым помещением, расположенным в <адрес>.
Обязать отдел по вопросам миграции МО МВД России «Октябрьский» по <адрес> снять по данному адресу с регистрационного учета сведения в отношении Ч.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца через Октябрьский районный суд, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ