Дело № 2а-879/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 июня 2023 года адрес
Лефортовский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Федюниной С.В., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-879/2023 (УИД 77RS0014-02-2023-008123-91) по административному иску Майорова Ильи Алексеевича к Объединенному военному комиссариату адрес, призывной комиссии адрес о приостановлении действия решения призывной комиссии о призыве на военную службу и запрете отправки к месту прохождения военной службы,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Майоров И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Объединенному военному комиссариату адрес, призывной комиссии адрес о приостановлении действия решения призывной комиссии о призыве на военную службу и запрете отправки к месту прохождения военной службы, обосновывая свои требования тем, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате адрес. 31.05.2023 он явился по повестке в ОВК адрес, где в отношении него провели медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии и вынесли решение о призыве на военную службу. Затем ему выдали повестку на отправку к месту прохождения военной службы по призыву на 31.05.2023. Медицинское освидетельствование было проведено без результатов диагностических исследований, медицинское освидетельствование не в полном объеме.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явился представитель административного истца по доверенности фио, требования поддержал.
Представитель административных ответчиков в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представил возражения на административное исковое заявление.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ЗФ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан РФ предусматривает призыв на военную службу.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно п. п. 1 и 5 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 названного Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу ст. 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В Приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе установлены требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту и т.д. В Расписании болезней предусмотрены вышеуказанные категории годности к военной службе.
В соответствии с пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663 (в редакции от 20.05.2014 № 465) призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности к военной службе на месте, призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинские организации, после которого призывнику назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.
Пунктом 14 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации предусмотрено, что у каждого прибывшего гражданина начальник 2 отделения военного комиссариата проверяет наличие необходимых документов и их соответствие установленным требованиям, сверяет их данные с содержанием личного дела призывника. В ходе беседы и из содержания представленных документов выявляются изменения в семейном положении гражданина, а также связанные с состоянием его здоровья, образованием, профессиональной подготовкой и др. В случае отсутствия у гражданина документов, позволяющих призывной комиссии вынести в отношении него соответствующее решение, он направляется начальником 2 отделения за недостающими документами.
Пунктом 22 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (ред. от 19.07.2016) «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» предусмотрено что граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан.
Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Как следует из материала дела и установлено судом, Майоров И.А., паспортные данные, состоит на воинском учете в военном комиссариате адрес.
31.05.2023 решением призывной комиссии адрес Майоров И.А. был призван на военную службу.
Как следует из материалов дела, 08.06.2023 призывной комиссией адрес решение районной призывной комиссии было отменено и в отношении фио было вынесено решение, а именно: освободить фио от призыва на военную службу и зачислить в запас с категорий годности «В».
В отзыве на административный иск представитель административных ответчиков указывает, что указанное решение было принято в соответствии с наличием у призывника определенных диагнозов, которые указаны в п. Б ст.19 постановления Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». В ст.19 Положения указаны заболевания: психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ. Пункт Б ст.19 Положения регламентирует следующие отклонения: острые алкогольные психозы, хронический алкоголизм, наркомания и токсикомания с незначительно выраженными изменениями личности, злоупотребление наркотическими и токсическими веществами (случаи повторного приема психоактивных веществ, сопровождающиеся отчетливыми вредными последствиями при отсутствии синдрома зависимости). Причины применения указанной статьи в отношении фио стали возможны после проведения обследования в стационаре по направлению военного комиссариата. В соответствии с заключением, в анализах фио МИ.А. выявлено наличие наркотических веществ и как следует из заключения, скорее всего употребление запрещенных препаратов истцом носит не единичный характер.
Таким образом, учитывая, что Майоров И.А. просит приостановить действия решения призывной комиссии о призыве на военную службу и запретить отправку к месту прохождения военной службы, решение призывной комиссии адрес от 31.05.2023 о призыве фио на военную службу отменено 08.06.2023 призывной комиссией адрес, вынесено новое решение об освобождении фио от призыва на военную службу и зачислении в запас с категорией годности «В», при таких обстоятельствах, заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Майорова Ильи Алексеевича к Объединенному военному комиссариату адрес, призывной комиссии адрес о приостановлении действия решения призывной комиссии о призыве на военную службу и запрете отправки к месту прохождения военной службы - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Лефортовский районный суд адрес в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 16 июня 2023 года.
Судья С.В. Федюнина