Дело № 2-561/2019
УИД: 28RS0019-01-2019-000814-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2018 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кулагиной И.В.,
при секретаре Наймушиной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аргинского сельсовета Серышевского района Амурской области о возложении обязанности оборудовать муниципальную котельную прибором учета тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Серышевского района обратился в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) с иском в суд к Администрации Аргинского сельсовета, в обоснование заявленных требований указав, что Прокуратурой Серышевского района во исполнение поручения прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке объектов топливно-энергетического комплекса к предстоящему отопительному периоду 2019-2020 г.г., установлено следующее. Согласно постановлению главы Серышевского района «Об итогах прохождения отопительного сезона 2018-2019 гг. и задачах по подготовке предприятий ЖКХ Серышевского района к отопительному периоду 2019-2020 годов» теплоснабжающим организациям рекомендовано представить акты и паспорта готовности котельных в срок до ДД.ММ.ГГГГ; руководителям управляющих компаний рекомендовано представить паспорта готовности домов к эксплуатации в зимних условиях в срок до ДД.ММ.ГГГГ; главам поселений рекомендовано представить паспорта готовности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Положения Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» свидетельствуют о том, что оснащение муниципальных зданий приборами учета энергоресурсов, способное обеспечить контролирование использования этих ресурсов, приведет к оптимизации выполнения функций органа местного самоуправления. На основании п. 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190) под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами. В силу п. п. 1, 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 190 к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится в т. ч. обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 190 владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Котельная, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Аргинский сельсовет. На основании договора аренды вышеуказанная котельная передана администрацией Аргинского сельсовета для осуществления деятельности по теплоснабжению ООО «Амуртеплосервис». В октябре 2018 года Дальневосточным управлением Ростехнадзора проведена проверка готовности к отопительному периоду 2018 - 2019 г.г. муниципального образования Аргинский сельсовет, в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие коммерческого учета потребляемой и реализованной тепловой энергии. Таким образом, в 2018 году основанием для отказа в выдаче муниципальному образованию <адрес> паспорта готовности явилось отсутствие на котельных муниципального образования организованного коммерческого учета потребляемой теплоэнергии - отсутствие приборов учета на котельных. Паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку к отопительному периоду и гарантией надежного, безопасного и бесперебойного предоставления услуг по теплоснабжению надлежащего качества. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ финансирование мероприятий по установке приборов учета тепловой энергии не предусмотрено, конкурсы не объявлены и контракты не заключены, что препятствует получению паспорта готовности муниципального образования. Отсутствие приборов учета тепловой энергии в нарушение части 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» препятствует реализации целей, как коммерческого учета тепловой энергии, так и энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, необходимо обратить к немедленному исполнению решение суда. Невыполнение исполнительным органом муниципального образования возложенных на него обязанностей по организации теплоснабжения населения в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего порядок ремонта котельного оборудования, затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, поскольку способно привести к нарушению бесперебойного и качественного теплоснабжения, как необходимого условия жизнедеятельности населения. В связи с изложенным, на основании пункта 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 45 ГПК РФ, просит обязать администрацию Аргинского сельсовета Серышевского района оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу: <адрес>, прибором учета тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании старший помощник прокурора Серышевского района Сивоздрав Е.В., исковые требования поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика – администрации Аргинского сельсовета, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в суд поступило заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представитель третьего лица – ООО «Амуртеплосервис», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в собственности муниципального образования Аргинский сельсовет находится здание котельной, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан-потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, а также обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Амурской области от 03.10.2014 года № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Судом установлено, что в ходе проведения прокуратурой Серышевского района проверки соблюдения администрацией Аргинского сельсовета Серышевского района Амурской области законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке объектов топливно-энергетического комплекса к отопительному периоду 2019-2020 г. г., установлено, что в нарушение требований законодательства, на котельной, расположенной по адресу: <адрес>, находящейся в муниципальной собственности администрации Аргинского сельсовета, отсутствуют приборы учета тепловой энергии.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», начиная с 01.01.2010 государственные (муниципальные) учреждения обязаны обеспечить снижение объема потребленных им энергоресурсов.
В ходе рассмотрения дела никем не оспаривалось, что именно на администрацию Аргинского сельсовета действующим законодательством возложена обязанность по установке прибора учета тепловой энергии на котельной.
Из ч. ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона «О теплоснабжении» следует, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету, который осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона «О теплоснабжении», владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора к Администрации Аргинского сельсовета подлежат удовлетворению.
На основании ст.206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает срок для устранения недостатков, указанный прокурором Серышевского района в исковом заявлении - оборудовать муниципальную котельную прибором учета тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ, достаточным для устранения выявленных нарушений действующего законодательства.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу статей 26, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданине федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральным» органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из представленных доказательств следует, что заявленные прокурором требования обусловлены особым общественным значением поставленного вопроса, разрешение которого затрагивает права значительного числа граждан, в связи с непринятием надлежащих мер по обеспечению снижения энергозатратности объектов теплоснабжения, учету энергии, которые препятствуют предоставлению услуг по теплоснабжению надлежащего качества в многоквартирные жилые дома и социальные объекты и, как следствие, нарушают права граждан, проживающих на территории поселения. В связи с чем, обращение с настоящим исковым заявлением в суд прокурора Серышевского района является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Серышевского района, - удовлетворить.
Обязать администрацию Аргинского сельсовета Серышевского района оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу: <адрес>, прибором учета тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690090, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.
Председательствующий И.В. Кулагина
Решение в окончательной форме принято 26 ноября 2019 года.