УИД 76RS0022-01-2020-001582-14
Дело № 30-2-96\21
Р Е Ш Е Н И Е
11 марта 2021г. гор. Ярославль
Судья Ярославского областного суда ФИО4, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника главного врача ГБУЗ Ярославской области «Клиническая больница №» ФИО1 по доверенности ФИО3 на постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГг. №-ОБ\12-3095-И\17-286 и решение судьи Заволжского районного суда города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГг., принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении главного врача ГБУЗ Ярославской области «Клиническая больница №» ФИО1,
Установил:
постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГг. №-ОБ\12-3095-И\17-286, оставленным без изменения решением судьи Заволжского районного суда города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГг., главный врач ГБУЗ Ярославской области «Клиническая больница №» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
В жалобе, поданной в областной суд, защитник просит отменить постановление о назначении административного наказания и решение судьи Заволжского районного суда города Ярославля, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании областного суда ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела. участия не принимал,
Защитник главного врача ГБУЗ Ярославской области «Клиническая больница №» ФИО1 по доверенности ФИО3 жалобу поддержал, дополнив доводы жалобы о нарушениях процессуальных требованиях КоАП РФ, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела должностным лицом Государственной инспекции труда в Ярославской области.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Являются обоснованными доводы защитника о том, что дело рассмотрено должностным лицом Государственной инспекции труда в Ярославской области с нарушением требований КоАП РФ, так как материалами дела подтверждается, что до начала рассмотрения дела копия протокола об административном правонарушении в нарушении ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ не была направлена (вручена) ФИО1
Дело рассмотрено в день составления протокола.
Вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении возможно при соблюдении предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности, участвовать в рассмотрении дела и воспользоваться услугами защитника.
Данная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного Суда РФ за первый квартал 2007г.
В соответствии с ч.1 ст. 25.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2 статьи 25.1 КоАП РФ).
ФИО1 не был извещен о времени и месте составления протокола, копия протокола ему не была направлена, своего волеизъявления на рассмотрение дела в день составление протокола он не выражал.
При таких данных согласие защитника на рассмотрение дела в день составления протокола не давало право должностному лицу на рассмотрение дела в день составления протокола, так как ФИО1 был лишен возможности реализовать процессуальные права.
Указанное нарушение является основанием для отмены принятых по делу актов с направлениеv дела на новое рассмотрение в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Вместе с тем по делу допущены иные существенные нарушения, которые являются основанием для прекращения производства по делу. В связи этим оснований для возвращения дела на новое рассмотрение не имеется.
В силу ч. 4 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст.28.2 КоАП РФ).
Из вышеприведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. Названные нормы призваны обеспечить право на защиту лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что ФИО1 привлечен к административной ответственности как должностное лицо, протокол об административном правонарушении составлен в его отсутствие.
Согласно ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В нарушение указанной нормы извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении ФИО1 по месту его жительства не направлялось, направлено по месту нахождения ГБУЗ Ярославской области «Клиническая больница №», что подтверждается реестром почтовых отправлений, представленным Государственной инспекцией труда в Ярославской области.
Таким образом, доказательств получения ФИО1 извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении материалы дела не содержат.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлен должностным лицом Государственной инспекции труда в Ярославской области с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Нарушение процессуальных требований КоАП РФ, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. То есть протокол об административном правонарушении согласно ст. 26.2 КоАП РФ является основным доказательством по делу, так как в нем содержатся фактические данные, которые позволяют установить наличие события административного правонарушения.
Поэтому недопустимость протокола об административном правонарушении влечет прекращение производства по делу, так как такой протокол не имеет юридической силы, не может служить процессуальной основой для рассмотрения дела и быть взят в основу постановления о назначении административного наказания.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также на законность принятых по делу актов.
Составление протокола с участием защитника ФИО1 по доверенности ФИО3 не свидетельствует о соблюдении требований закона об обязательном извещении лица, в отношении которого ставится вопрос о привлечении к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что ФИО3 действовал на основании доверенности, выданной ему ФИО1 ДД.ММ.ГГГГг., доверенностью ФИО3 предоставлено право представлять интересы ФИО1 по всем делам об административных правонарушениях. В связи с этим наличие у ФИО3 доверенности само по себе не свидетельствует об осведомленности ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В судебном заседании областного суда защитник заявил, что ФИО1 не был извещен о времени и месте составления протокола, защитник прибыл в инспекцию для участия в производстве по делам в отношении больницы и в отношении главного врача.
При таких данных оснований для вывода о том, что ФИО1 был извещен о времени и месте составления протокола, не имеется.
Допущенное нарушение процессуальных требований является неустранимым, в связи с чем принятые по делу акты подлежат отмене, производство по делу прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░░. № ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 5.27.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №» ░░░1 ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 3 ░. 1 ░░. 30.7 ░░░░ ░░ – ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░: ░.░. ░░░░░░░.