УИД 65RS0011-01-2021-000514-18
Дело № 2-655/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2021 года г. Поронайск
Поронайский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Поповой Т.В., при секретаре судебного заседания Коробовой В.В., с участием истца Кулай Л.А., представителя истца Кулай Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулай Любови Анатольевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Сахалинской области о включении в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти супруга, социального налогового вычета на доходы физического лица за * год, признании права на его получение, возложении обязанности произвести возврат суммы налога в порядке налогового вычета за Кулай В.А.,
у с т а н о в и л:
Кулай Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Сахалинской области (далее Межрайонная ИФНС России № 3 по Сахалинской области, Инспекция) о взыскании из бюджета денежных средств в размере 4921 рубля, как излишне уплаченный *4 налог на доходы физических лиц. В обоснование заявленных требований указала, что ее супругом *4 дата в Инспекцию предоставлена декларация по форме 3-НДФЛ за дата год, в которой был заявлен налоговый вычет, и одновременно подано заявление на возврат налогового вычета в размере 4921 рубль. Однако в связи со смертью *4 не успел получить налоговый вычет. При этом ответчиком не сообщалось об отсутствии такого права у *4 при жизни. Учитывая, что денежные средства являются имуществом гражданина, то они включаются в наследственную массу и право собственности на них переходит в порядке универсального правопреемства на основании норм гражданского законодательства к его наследникам. Считает, что право по возврату денежных средств перешло от *4 к ней, как единственной наследнице вступившей в наследство. В связи с чем, дата обратилась в Межрайонную ИФНС № 3 по Сахалинской области с заявлением о возврате НДФЛ, причитающегося ее супругу, с приложением всех необходимых подтверждающих документов. Письмом от дата Инспекция сообщила о невозможности вернуть указанную сумму, поскольку законодательство о налогах и сборах не предоставляет передачу прав на вычет по наследству. Не согласившись с полученным ответом, она обратилась с жалобой в Управление ФНС *3 по *, которое решением от дата в удовлетворении жалобы отказало.
На основании изложенного, с учетом последующего уточнения исковых требований, истец просит суд включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ее супруга Кулай В.А., социальный налоговый вычет на доходы физического лица за дата , признании за ней права на его получение и возложении на ответчика обязанности произвести возврат суммы налога в размере 4921 рубль в порядке налогового вычета за *4
Истец Кулай Л.А. и ее представитель Кулай Е.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении по указанным в иске и в заявлении об уточнении требований основаниям, пояснив, что Кулай Л.А. единственная вступила в права наследования после смерти своего супруга, между тем, сумма налогового вычета, за которой *4 обратился в налоговый орган при жизни, не была им получена по независящим от него обстоятельствам, и до настоящего времени в наследственную массу не включена. Поскольку данные денежные средства являются имуществом гражданина, то право собственности на них переходят в порядке универсального правопреемства на основании норм гражданского законодательства к его наследникам.
Представитель ответчика Межрайоной ИФНС России № 3 по Сахалинской области, надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, Инспекция представила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие в связи с невозможностью обеспечения участия их специалиста, указав в нем одновременно, что не возражает против включения в состав наследственного имущества социального налогового вычета в соответствии с уточненным исковым заявлением Кулай Л.А. Ранее из предоставленного ответчиком отзыва на иск, следует, что Кулай В.А. 13 февраля 2020 года предоставил в Межрайонную ИФНС России № 3 по Сахалинской области налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за дата год с заявленным в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 129 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) социальным налоговым вычетом за свое лечение в размере * рублей, сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составила 4921 рубль. дата в Инспекцию поступили сведения о регистрации акта гражданского состояния о смерти *4, в связи с чем, с дата налогоплательщик снят с учета. Инспекция на момент смерти *4 камеральную налоговую проверку не завершила, установленный статьей 88 НК РФ срок для завершения которой не истек, соответственно, решение о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на доходы физических лиц принято не было. Налоговый орган не исполнил свою обязанность по возврату излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в связи со смертью налогоплательщика, иных оснований для отказа не имелось. Факт, что *4 при жизни реализовал свое право на получение социального налогового вычета, в установленном порядке, предоставив в налоговый орган необходимые документы для принятия решения, который по не зависящим от него причинам, а именно, в связи со смертью, получен им не был, Инспекцией не оспаривается.
В порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, дата *4 обратился в Межрайонную ИФНС России № 3 по Сахалинской области с заявлением о предоставлении социального налогового вычета за дата год за лечение в размере * рублей, предоставив в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ за 2019 года, которую Инспекция приняла.
Следовательно, *4 воспользовался своим правом на получение налогового вычета, подав в налоговый орган декларацию.
дата *4 умер. К имуществу умершего заведено наследственное дело. Истица является единственным наследником, принявшим наследство, открывшееся после смерти *4, являвшегося ее супругом.
Имущественный вычет *4 не смог получить в связи со своей смертью. Причина, по которой последний не получил указанный в декларации налоговый вычет в размере 4921 рубль, и отсутствие других оснований для отказа в принятии решения о возврате уплаченного налога ответчиком не оспаривалось.
Кулай Л.А. как наследник обратилась в Инспекцию по вопросу выплаты ей за *4, полагающегося ему налогового вычета, неполученного им по независящим от него обстоятельствам, в удовлетворении которого отказано.
Указанный налоговый вычет в состав наследственного имущество после смерти *4, на которое нотариусом наследнику последнего – Кулай Л.А. выданы свидетельства о праве на наследство по закону, не вошел.
Статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусмотрено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.
В силу пункта 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя: это право на алименты, на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным Кодексом или другими законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ, при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 данного Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему, супругу (супруге), своим родителям и (или) своим детям в возрасте до 18 лет, медицинскими учреждениями Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.
В силу пункта 2 статьи 219 НК РФ социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налогоплательщиком по окончании налогового периода налоговой декларации в соответствующий налоговый орган.
На основании статьи 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны в течение трех месяцев со дня предоставления налоговой декларации провести ее камеральную проверку для подтверждения правомерности предоставления имущественного налогового вычета.
При этом налоговое законодательство не содержит ограничений для получения налогового вычета наследниками после смерти налогоплательщика, если при жизни наследодатель воспользовался своим правом на получение налогового вычета
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 5.4 Письма ФНС России от 2 апреля 2020 года № БВ-4-7/5648 «О направлении обзора судебной практики по спорам, возникающим при налогообложении физических лиц», сумма денежных средств, причитающихся в результате реализации права умершим на налоговый вычет, подлежит включению в состав наследства и выплате наследнику. Указанная правовая позиция согласуется с судебной практикой, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 6 марта 2019 года № 44-КФ19-24.
Таким образом, при установленных по делу обстоятельствах, принимая во внимание приведенные положения закона, учитывая отсутствие иных оснований для отказа *4 в праве на получение социального налогового вычета в указанном в иске размере, кроме его смерти, то есть по независящим от него причинам, суд находит уточненные требования истца законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. Кроме того, учитывает, что размер требуемой истцом суммы социального налогового вычета ответчиком не оспорен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Кулай Любови Анатольевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Сахалинской области о включении в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти супруга, социального налогового вычета на доходы физического лица за 2019 год, признании права на его получение, возложении обязанности произвести возврат суммы налога в порядке налогового вычета за *4, удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти супруга Кулай Любови Анатольевны – *4, дата года рождения, умершего дата , социальный налоговый вычет на доходы физического лица за дата год в сумме 4921 рубль.
Признать за Кулай Любовью Анатольевной в порядке наследования право на получение социального налогового вычета на доходы физического лица за * год в сумме 4921 рубль, не выплаченного *4, дата года рождения, умершему дата .
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Сахалинской области произвести Кулай Любовь Анатольевне возврат суммы социального налогового вычета на доходы физического лица за дата год в сумме 4921 рубль за *4, дата года рождения, умершего дата .
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательном виде.
Мотивированное решение суда постановлено 3 августа 2021 года.
Судья Т.В. Попова