Решение по делу № 33а-1324/2019 от 07.05.2019

Судья Венек И.В. Дело № 2а-107/2019

Докладчик Неволина Е.В. Дело № 33а-1324/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 мая 2019 года г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Крылова Н.А.,

судей Лихачевой С.А. и Неволиной Е.В.,

при секретаре Новоселовой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т.В. о признании права на постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности поставить на такой учет,

по апелляционной жалобе администрации Поронайского городского округа на решение Поронайского городского суда от 06 марта 2019 года, которым административный иск удовлетворен:

за Т.В. и Т.Е. признано право на постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма; на администрацию Поронайского городского округа возложена обязанность по постановке Т.В. и Т.Е. на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., судебная коллегия

установила:

31 января 2019 года Т.В., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Т.Е., обратилась в суд с административным иском к администрации Поронайского городского округа, в котором просила признать за ней и ее дочерью право на постановку на учет граждан, в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, и обязать административного ответчика поставить их на такой учет.

В обоснование заявленных требований Т.В. указала, что постановлением администрации Поронайского городского округа от 05 декабря 2018 года ее семья, состоящая из двух человек, признана малоимущей. В связи с отсутствием у нее жилого помещения, 15 января 2019 года она обратилась в администрацию Поронайского городского округа с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В постановке на данный учет ей отказано по мотиву непредставления документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, в котором она зарегистрирована, а именно о номере комнаты в <адрес> в <адрес>. Указывая, что она не имеет документов, подтверждающих право вселения в какую-либо квартиру в названном доме, и фактически в нем не проживает, полагала незаконным отказ в постановке ее на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Поронайского городского округа просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Т.В. требований. Полагают, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и дал им неверную оценку, а вывод суда основан на неправильном применении норм закона. Обосновывая доводы жалобы, ссылаются на невозможность в отсутствие документа о номере квартиры, в которой зарегистрирована Т.В., определить обеспеченность заявителя и членов ее семьи жилой площадью в соответствии с установленной в муниципальном образовании учетной нормой. Считают недоказанным изложенный в решении суда вывод о проживании административного истца в <адрес>, что суд не выяснил причины непринятия Т.В. мер к приведению регистрации в соответствие с фактическим местом жительства, а также не установил действительно ли она является малоимущей.

В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об отложении рассмотрения дела не просили.

Поскольку явка сторон по данному делу не является обязательной и не признана судом обязательной, руководствуясь статьей 150, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно частям 1 - 3 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

В силу пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Положениями части 2 статьи 2 Закона Сахалинской области от 01 декабря 2005 года № 87-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон Сахалинской области от 01 декабря 2005 года № 87-ЗО) определен перечень документов для принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Согласно пункту 4 части 2 названной статьи такими документами являются, в числе прочих, документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения).

В соответствии с разделом 2.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением администрации Поронайского городского округа от 31 октября 2017 года № 1159, для получения муниципальной услуги заявитель представляет в жилищно-имущественный отдел администрации Поронайского городского округа документы, согласно перечню, в том числе документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения) (подпункт 4 пункта 2.6.1 регламента).

Пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона Сахалинской области от 01 декабря 2005 года № 87-ЗО предусмотрено, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимается органом, осуществляющим принятие на учет, в случае, если к заявлению о принятии на учет заявителем не представлены документы, предусмотренные частями 2 и 4 статьи 2 настоящего Закона, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Т.В. с 21 июня 2006 года зарегистрирована в общежитии по адресу: <адрес> (л.д. 34); по этому же адресу зарегистрирована ее несовершеннолетняя дочь Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 43).

Административный истец в судебном заседании пояснила, что она и ее дочь только состоят на регистрационном учете в общежитии по <адрес>, однако проживают по другому адресу - в комнате, расположенной в <адрес> доме по <адрес> в <адрес>, которую арендуют. Вышеназванное общежитие предоставлялось ее отцу А.В. в 1993 году в связи с работой на Поронайском целлюлозно-бумажном заводе. Спустя несколько лет ее родители расторгли брак, отец создал другую семью и стал проживать по другому адресу. Ее мать - Д. в 2001 году уехала жить в Приморский край, где создала новую семью, а она и ее сестра с 2001 года проживали у бабушки, из общежития выехали и больше туда не возвращались. Комната № 48, где как она помнит, она проживала с родителями, распределена иным лицам. Документов о праве на данную комнату у нее не имеется.

Согласно постановлению мэра города и <адрес> от 04 ноября 1998 года № 440 «О передаче в муниципальную собственность ведомственного жилого фонда и объектов коммунально-бытового назначения ОАО «Поронайского ЦБЗ» общежитие по <адрес> принято в муниципальную собственность с 01 ноября 1998 года (л.д. 100-101).

Здание указанного общежития включено в специализированный жилищный фонд Поронайского городского округа и отнесено к маневренному фонду (постановление от 09 октября 2017 года № 1062) (л.д. 102-105).

Постановлением администрации Поронайского городского округа от 05 декабря 2018 года № 1379 семья Т.В. (2 человека) признана малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Поронайском городском округе (л.д. 45).

16 января 2019 года Т.В. обратилась в администрацию Поронайского городского округа с заявлением о постановке на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с отсутствием жилой площади и наличием только регистрации в общежитии, расположенном по адресу <адрес>, в <адрес> (л.д. 32).

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Поронайского городского округа № 01 от 21 января 2019 года комиссия рекомендовала администрации Поронайского городского округа отказать Т.В. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ввиду того, что в представленных ею документах о регистрации в общежитии, расположенном по адресу <адрес>, отсутствует номер жилого помещения, что делает невозможным установить обеспеченность общей площадью жилого помещения каждого члена семьи заявителя в соответствии с установленной в муниципальном образовании Поронайского городского округа учетной нормой в размере 12 кв. м на одного человека (л.д. 26).

Постановлением администрации Поронайского городского округа от 22 января 2019 года № 36 Т.В. отказано в принятии на учет качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 5 Закона Сахалинской области № 87-ЗО от 01 декабря 2005 года, в связи с непредставлением заявителем документов, подтверждающих право состоять на таком учете (л.д. 13).

Удовлетворяя требования административного истца и признавая за Т.В. и ее дочерью Т.Е. право на постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, суд, ссылаясь на статьи 49, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также на часть 2 статьи 2 Закона Сахалинской области от 01 декабря 2005 года № 87-ЗО, исходил из того, что административный истец не является ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя, ни собственником, ни членом семьи собственника жилого помещения, что в силу части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации свидетельствует о ее нуждаемости в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, принимая во внимание также следующее.

Согласно частям 1 и 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (пункты 1 - 3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 10 Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 11 августа 1988 года № 328 (в редакции на момент нахождения общежития в ведении ОАО Поронайский целлюлозно-бумажный завод), жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (Приложение). При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития.

Согласно установленной форме ордера в нем должны быть указаны, помимо прочего, номер и размер комнаты, на которую он выдан.

Однако в материалах дела не имеется решения, свидетельствующего о предоставлении Т.В. либо членам ее семьи в установленном порядке жилого помещения в общежитии по <адрес>.

Как следует из информации Управления по делам и организационной работе администрации Поронайского городского округа от 01 марта 2019 года, сведения, являющиеся основанием для предоставления А.В. жилого помещения в общежитии по <адрес> архиве не обнаружены (л.д. 94).

В силу приведенных выше норм Примерного положения об общежитиях сохранность ордеров обеспечивала администрации общежития, которой ордер сдавался.

Согласно пункту 13 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года № 114-рп по объектам, переданным в государственную, муниципальную собственность и внесенным в реестр, соответствующие комитеты по управлению имуществом обязаны переоформить договоры аренды, найма, пользования объектов государственной и муниципальной собственности.

Между тем, доказательств о том, что после принятия в 1998 году общежития по <адрес> муниципальную собственность комитет по управлению муниципальным имуществом в соответствии с требованиями приведенного выше Положения предпринимал меры для переоформления договора аренды, найма или пользования жилым помещением с членами семьи административного истца не имеется и суду не представлено.

Имеющаяся в деле выписка из финансово-лицевого счета, в который включены наниматель Д., ее дочери – Т.В. и А.Е., а также внучка Т.Е., свидетельствует, что данный счет открыт по разрешению администрации ЦБЗ (л.д. 15). При этом из информации МУП РКЦ, представленной суду апелляционной инстанции, следует, что лицевой счет на оплату жилищно-коммунальных услуг на гр. Д., зарегистрированную по адресу <адрес>, никогда не открывался.

При таких обстоятельствах, когда у административного истца не имеется законных прав на объект жилищных прав (жилое помещение) в общежитии, в котором она зарегистрирована, она лишена возможности представить документы, предусмотренные пунктом 4 части 2 статьи 2 Закона Сахалинской области от 01 декабря 2005 года № 87-ЗО.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, само по себе отсутствие у заявителя документов, подтверждающих право пользования жилым помещением в общежитии, без учета причин отсутствия таких документов, не может являться основанием для ограничений в реализации права на жилище.

Довод апелляционной жалобы о непринятии административным истцом мер к приведению регистрации в соответствие с фактическим местом жительства, не влияет на правильность выводов суда, поскольку доказательств того, что Т.В. является правообладателем какого-либо жилого помещения, в котором имеет возможность зарегистрироваться, в материалах дела не имеется и суду таких доказательств не представлено.

Ссылка апеллянта на не выяснение судом малоимущности Т.В. является несостоятельной, так как согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации решение вопроса о признании граждан малоимущими в целях предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления и в полномочия судебных органов не входит.

Как указано выше, Т.В. признана малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки этих доказательств.

Поскольку постановленное судом решение соответствует закону и установленным обстоятельствам, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Поронайского городского суда от 06 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Поронайского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий Н.А. Крылов

Судьи С.А. Лихачева

Е.В. Неволина

33а-1324/2019

Категория:
Административные
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тарасова Виктория Владимировна
Ответчики
Администрация Поронайского ГО
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Неволина Елена Владимировна
30.05.2019[Адм.] Судебное заседание
06.06.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее