УИД 11RS0008-01-2019-001884-04 Дело № 2-928/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2019 года г. Сосногорск Республики Коми
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Груздевой Н.Г., с участием истца Дубашевой Е.А., представителей ответчиков Земсковой Е.В., Лаптевой В.Е., 3 лица Дубашева И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубашевой ЕА к Комитету по управлению имуществом администрации муниципального района «Сосногорск», администрации муниципального района «Сосногорск» о признании незаконным отказа в постановке на учет и включении в список граждан, имеющих прав на получение жилищных субсидий, признании права на включение в список, возложении обязанности поставить на учет и включить в список граждан, имеющих прав на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей,
УСТАНОВИЛ:
Дубашева Е.А. обратилась в Сосногорский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением, с учетом уточнения иска просит признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке истца на учет и включении в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; признать за истцом право на включение истца в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья в <адрес>; обязать указанный орган местного самоуправления поставить истца на учет и включить в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. В обоснование иска указано на несогласие с доводом отказного письма ответчика об отсутствии сведений, подтверждающих проживание истца в районах Крайнего Севера и приравненных местностях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку, по мнению истца, ранее действовавшее законодательство не содержало ограничений в части времени прибытия в районы Крайнего Севера. Полагает, что будучи <данные изъяты> родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> прожившим с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> с августа ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <адрес> истец приобрела право на получение указанных социальных выплат.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление принято к производству для рассмотрения в порядке, предусмотренном ГПК РФ, к участию в деле соответчика привлечена администрация МР «Сосногорск», определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве 3 лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен Дубашев И.В., на стороне ответчика - Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.
В судебном заседании истец Дубашева Е.А., 3 лицо на стороне истца Дубашев И.В. на уточненных исковых требованиях настаивали.
Представители ответчиков администрации МР «Сосногорск» Лаптева В.Е., КУИ АМР «Сосногорск» Земскова Е.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали, полагая, что истец ни по ранее действовавшему законодательству, ни по существующему регулированию не отвечает критериям постановки на учет.
Представитель 3 лица Минстроя РК в судебное заседание не явился, будучи извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве и.о. министра возражал против исковых требований, полагая законным отказ КУИ АМР «Сосногорск» в постановке истца на учет на получение социальной выплаты в связи с прибытием Дубашевой Е.А. в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после 01.01.1992.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя 3 лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, истец Дубашева (Смольская) Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес> проживала на территории <адрес> (ныне <адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>
На территории пгт. <адрес> истец зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается справками отдела по управлению муниципальным жилым фондом КУИ АМР «Сосногорск», данными ОУФМС РФ по РК в г.Сосногорске.
Решением Сосногорского городского суда № от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания Дубашевой Е.А. в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Дубашева Е.А. неоднократно обращалась в администрацию МР «Сосногорск», Комитет по управлению имуществом АМР «Сосногорск» с заявлениями о включении истца в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в т.ч. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № Дубашевой Е.А. отказано в постановке на учет в связи с отсутствием документов, подтверждающих проживание в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ.
Оспариваемым письмом председателя Комитета по управлению имуществом АМР «Сосногорск» Ковалевой В.Г. от ДД.ММ.ГГГГ № Дубашевой Е.А. повторно отказано в включении истца в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей в связи с неполным предоставлением документов, а именно не предоставлением документов, подтверждающих регистрацию и проживание истца в указанных местностях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также отсутствием согласия супруга ФИО12 на обработку персональных данных.
Указанные фактические обстоятельства позволяют суду сделать следующие выводы.
Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон) и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Порядок постановки и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879.
В соответствии с пп. «ж» п.9 указанного Положения, для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 г. до 1 января 2015 г. (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции).
Таким образом, отказ истцу в постановке на учет в связи с непредоставлением документов, подтверждающих факт проживания на территории, приравненной к районам Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, является обоснованным.
Довод Дубашевой Е.А. о том, что она приобрела право на получение указанных жилищных субсидий по ранее действующему законодательству, не основан на законе и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1).
Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет без ограничения датой приезда в районы Крайнего Севера.
Так, указанную норму содержал абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10 декабря 1993 года N 12785.
Согласно абзацу третьему пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 года N 937 (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.08.2001 N 594), предоставляются соответствующие субсидии лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации, а также лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до 31 июля 1998 г., приобрели право на получение жилищных субсидий при наличии стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 года N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан С. и Х." часть первая статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 25 июля 1998 года признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой предусмотренное ею требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.
Из содержания указанного Постановления следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ.
Ссылаясь на указанное постановление Конституционного суда, истец полагает себя приобретшей право на получение жилищной субсидии. Однако, не предъявляя требований к дате прибытия в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, ранее действовавшее законодательство предусматривало иные критерии, при наличии которых граждане имели право на получение жилищной субсидии.
Такими критериями до 31.07.1998 (вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ) являлось наличие стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет. Данный стаж выработан Дубашевой Е.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, поскольку согласно записям в трудовой книжке, с ДД.ММ.ГГГГ истец принята на работу в <данные изъяты> откуда уволена ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ у истца отсутствовал 10-летний стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ необходимым условием для сохранения права на получение жилищной субсидии за гражданином, ранее его приобретшим, является нуждаемость в улучшении жилищных условий, подтвержденная принятием на соответствующий учет.
Как следует из материалов дела, пояснений истца, письменной информации администрации ГП «Войвож», КУИ АМР «Сосногорск» в период ранее действовавшего правового регулирования с заявлениями о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, а также граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Дубашева Е.А. не обращалась, на соответствующих учетах не состояла.
Правомерность данного критерия являлась предметом оценки Конституционного суда РФ, определением которого от 22.12.2015 N 2808-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Биганова Р.А. на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Как указано в данном определении, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что право на жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов. В частности, согласно выводам, содержащимся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, федеральный законодатель, закрепляя право граждан на получение выплат такого характера, как жилищная субсидия, и определяя условия его возникновения, вправе, как следует из статей 37 (часть 3), 40, 55 (часть 3) и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления жилищных субсидий.
Таким образом, оснований полагать Дубашеву Е.А. приобретшей право на получение жилищных субсидий в соответствии с ранее действовавшим законодательством судом не усматривается.
Установление истцу ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> не влияет на спорные правоотношения, поскольку в соответствии со ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, право на получение жилищных субсидий имеют <данные изъяты> Поскольку к указанным категориям <данные изъяты> истец Дубашева Е.А. не относится, приведенные нормы на нее не распространяются.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований Дубашевой Е.А. судом не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Дубашевой ЕА к Комитету по управлению имуществом администрации муниципального района «Сосногорск», администрации муниципального района «Сосногорск» о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет и включении в список граждан, имеющих прав на получение жилищных субсидий; признании права на включение в список; возложении обязанности поставить на учет и включить в список граждан, имеющих прав на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2019 года.
Судья О.Н.Судовская
Верно О.Н.Судовская