Дело № 2-363/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 29 марта 2019 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе председательствующего - судьи Гуглевой Н.Б.,
при секретаре Тороповой Е.Ю.,
с участием:
прокурора Калашниковой М.А.,
представителя департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области Сукмановой Л.И.,
ответчиков ИП Попова Е.М., ИП Поповой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области, действующего в интересах Воронежской области в лице Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, к ИП Попову Евгению Михайловичу, ИП Поповой Светлане Григорьевне, о взыскании материального ущерба, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах,
УСТАНОВИЛ:
Борисоглебский межрайпрокурор Воронежской области, действующий в интересах Воронежской области в лице Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, обратился в суд с иском к ИП Попову Евгению Михайловичу, ИП Поповой Светлане Григорьевне, в котором указывает, что на основании поступившей из ОМВД России по г. Борисоглебску Воронежской области информации о фактах незаконной добычи песка в районе <адрес> от 08.08.2018 проведена проверка соблюдения законодательства РФ о недрах индивидуальными предпринимателями Поповым Евгением Михайловичем и Поповой Светланой Григорьевной.
Из иска следует, что в ходе проверки установлено, что в северо-западной части <адрес> находится земельный участок площадью 43 236 кв.м, принадлежащий на праве собственности Поповой С.Г., с разрешенным видом деятельности - эксплуатация карьера. На данном земельном участке расположено месторождение песка строительного.
В иске указано, что в ходе проведения осмотра места происшествия сотрудниками ОМВД России по городу Борисоглебску 21.06.2018 из карьера, расположенного в <адрес>, изъят песок, который согласно заключению №9/18 от 05.12.2018 является песком мелким.
Между являющимися супругами Поповой С.Г. и Поповым Е.М. заключен договор землепользования, согласно которому Попова С.Г. передает в пользование последнего земельный участок площадью 43 236 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, для предпринимательской деятельности сроком на одиннадцать месяцев.
На данном месторождении ИП Поповым Е.М. осуществляется добыча и реализация песка строительного в предпринимательских целях с использованием специализированной погрузочной техники - гусеничного экскаватора марки HITACHI без государственного регистрационного знака. 10.01.2017 между ИП Поповым Е.М. и ИП Поповой С.Г. заключен договор поставки песка, по условиям которого ИП Попов Е.М., как поставщик, обязуется передать ИП Поповой С.Г., как покупателю, в собственность песок строительный в количестве 50 000 куб.м по цене 10 рублей за 1 куб.м. В соответствии с п. 5.3 договора срок его действия устанавливается с момента подписания и действует в течение 3 лет.
По утверждению истца, указанный договор сторонами исполнен, что подтверждается копиями квитанций ИП Попова Е.М. о принятых денежных средствах от ИП Поповой С.Г. № от 05.01.2018 об оплате 30000 куб.м песка и № от 25.08.2018 об оплате 20000 куб.м песка, соответственно.
В последствии указанный песок был продан ИП Поповой С.Г. ООО «Автодор-Тамбов» по цене 440 рублей за 1 куб.м, включая доставку, ООО «Грандцорстрой» по цене 150 рублей за 1 куб.м, что подтверждается договорами поставки №№ 001, 002, 003. По информации департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области у Попова Е.М. и Поповой С.Г. лицензии на добычу общераспространенного полезного ископаемого (песка) отсутствуют.
По мнению истца, ИП Попов Е.М. и ИП Попова С.Г. в отсутствие лицензии на право добычи полезных ископаемых (песка), не имея права осуществлять добычу данного общераспространенного полезного ископаемого, осуществили незаконную добычу полезного ископаемого (песка), являющегося общераспространенным полезным ископаемым в объеме 50 000 куб.м, что повлекло утрату запасов полезных ископаемых в отсутствие лицензии на право пользования недрами, то есть самовольное пользование недрами.
Истец также указывает в иске, что действия Попова Е.М. и Поповой С.Г. носили совместный, скоординированный характер, были направлены на достижение общего для всех действующих лиц намерения, что подтверждается тем, что Попов Е.М. и Попова С.Г. являются супругами, ранее участок Поповым Е.М. был подарен дочери ФИО1, которая подарила участок Поповой С.Г. Стоимость реализации песка Поповым Е.М. Поповой С.Г. в 13,5 раз меньше стоимости реализации песка Поповым Е.М. иным организациям.
Согласно расчету размера вреда, произведенного Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области № 6 от 29.10.2018, размер вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах ответчиками, составляет 11078000 рублей.
Ссылаясь на положения ст. 1064 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», истец просит: взыскать солидарно с индивидуального предпринимателя Попова Евгения Михайловича, ОГРНИП 304360432800115, ИНН 360400772897, зарегистрированного и проживающего по <адрес>, и индивидуального предпринимателя Поповой Светланы Григорьевны, ОГРНИП 316366800149878, ИНН 360405816266, зарегистрированной и проживающей по <адрес>, в пользу бюджета Борисоглебского городского округа материальный ущерб, причиненный недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах, в размере 11 078 000 руб. 00 коп.
Прокурор Калашникова М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области Сукманова Л.И., действующая на основании доверенности от 14.12.2018, исковые требования поддержала.
Ответчики ИП Попов Е.М., ИП Попова С.Г., признавая факт добычи песка в предпринимательских целях на принадлежащем Поповой С.Г. земельном участке, объем добытого песка – 50 000 куб.м, его реализацию третьим лицам, не оспаривая расчет размера ущерба, причиненного пользованием недрами, против удовлетворения требований возражали, ссылаясь на то, что ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусмотрено лицензирование деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых. Также полагают, что ст. 19 Закона РФ "О недрах" собственникам земельных участков предоставлено право по своему усмотрению в границах принадлежащего земельного участка осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых. Кроме того, ответчики указывают на то, что принадлежащий Поповой С.Г. земельный участок не включен в перечень участков недр местного значения, а в паспорте месторождения в стр. 3 графы 4 пункта 2 указана ведомственная принадлежность месторождения – ИП Попов Е.М., следовательно, получение лицензии на добычу песка не требуется.
Представители третьих лиц - отдела по финансам администрации БГО ВО Ульянова О.В., администрации БГО в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчик Попова С.Г. является собственником земельного участка с кадастровым №, площадью 43236+/-1819 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для эксплуатации карьера, местоположением: <адрес>. ( т.1 л.д.26-27)
Указанный земельный участок ею на основании договора землепользования от 10.01.2018 был передан ИП Попову Е.М. в пользование для предпринимательской деятельности сроком на 11 месяцев. (т.1 л.д.29)
В пределах названного земельного участка расположен участок добычи общераспространенных полезных ископаемых – месторождение «<данные изъяты>» в Борисоглебском районе Воронежской области, участок недр расположен по адресу: <адрес>.
31.05.2007 ИП Поповым Е.М. была получена лицензия на право пользования недрами серия ВРН, номер 8000,6 вид лицензии – ТОД, с целевым назначением и видами работ – добыча строительных песков на месторождении «<данные изъяты>» в Борисоглебском районе Воронежской области, срок окончания лицензии – срок отработки месторождения. (т.2 л.д.73)
10.07.2012 Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области было принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами, лицензия на право пользования недрами была аннулирована.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.05.2013 решение Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 10.07.2012 о досрочном прекращении права пользования недрами признано незаконным, на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Попова Е.М. (т.2 л.д.18-22)
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013, решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.05.2013 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области – без удовлетворения. (т.2 л.д.57-58)
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18.10.2013, решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.05.2013, постановление Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 оставлены без изменения. (т.2 л.д.59-60)
Решением Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 05.11.2015 было досрочно прекращено право пользования участком недр местного значения «<данные изъяты>» в Борисоглебском районе Воронежской области, предоставленное ИП Попову Е.М. для добычи строительных песков на основании лицензии на пользование недрами ВРН 80006 ТОД. (т.2 л.д.39об. - 41)
Указанное решение Департамента оспорено не было, получено ИП Поповым Е.М. 28.01.2016 (т.2 л.д.43-44), что последним признается.
Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 05.11.2015 №300 было утверждено решение о досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения, расположенным на территории Воронежской области, предоставленное на основании лицензии ВРН 80006 ТОД. (т.2 л.д.42)
10.01.2017 между ИП Поповым Е.М. и ИП Поповой С.Г. был заключен договор поставки песка, согласно которому ИП Попов Е.М. обязался передать ИП Поповой С.Г. в собственность песок строительный в количестве 50000 куб.м, стоимостью 10 рублей 1 куб.м. (т.1 л.д.30)
Денежная сумма в размере 500 000 рублей была выплачена ИП Поповой С.Г. в счет исполнения договора ИП Попову Е.М., что следует из квитанций от 25.08.2018 и 05.01.2018. (т.1 л.д.32-33)
В последующем между ИП Поповой С.Г. и ООО «Автодор-Тамбов» (л.д.38-39) был заключен договор поставки песка №001 от 15.01.2018, на основании которого было реализовано 22000 куб.м песка для строительных работ по цене 440 рублей за 1 куб.м. (т.1 л.д.40-51)
24.01.2018 между ИП Поповой С.Г. и ООО «АСК-Групп» был заключен договор поставки песка №2, согласно которому ИП Попова С.Г. обязалась передать в собственность ООО «АСК-Групп» песок строительный, в соответствии с которым было отгружено обществу 2000 куб.м песка для строительных работ по цене 150 рублей за 1 куб.м. (т.1 л.д.68-72)
04.05.2018 между ИП Поповой С.Г. и ООО «ГРАНДДОРСТРОЙ» был заключен договор поставки песка №003, согласно которому ИП Попова С.Г. обязалась передать в собственность ООО «ГРАНДДОРСТРОЙ» песок строительный в количестве 3000 куб.м, на основании котрого обществу было отгружено 2460 куб.м.(т.1 л.д.73-77)
03.10.2018 между ИП Поповой С.Г. и ООО «БДРСУ №2» был заключен договор, по условиям которого ИП Попова С.Г. обязалась передать обществу песок за плату, согласно спецификации № от 03.12.2018, количество песка составило 833 куб.м по цене 120 рублей куб.м, обществом было перечислено по договору 99960 рублей. (т.1 л.д.168-174)
Из заключения №8 экспертной комиссии государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых на «Отчет по поисково-оценочным работам на строительные пески на участке <данные изъяты> в Борисоглебском районе Воронежской области, проведенным в 2006 году, с подсчетом запасов по состоянию на 01.10.2006г.», основанием для выполнения которого явилось техническое задание, выданное ИП Поповым Е.М. от 12.05.2006, следует, что по состоянию на 01.10.2006 запасы строительных песков участка «<данные изъяты>» по категории С1: отвечающих требованиям ГОСТ 8736-93 «Песок для строительных работ. Технические условия» составляет 67023 куб.м, удовлетворяющих требованиям ГОСТ 25100-95 и пригодных для отсыпки дорожного полотна - 446433 куб.м. (т.2 л.д.76-77)
Согласно заключению №9/18 от 05.12.2018, грунт, отобранный на земельном участке, принадлежащем Поповой С.Г., находящемся в пользовании ИП Попова Е.М., является песком мелким. (т.1 л.д.34-35)
Постановлением №52-ВН о назначении административного наказания от 06.12.2018, вступившим в законную силу 22.12.2018, ИП Попов Е.М. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, за осуществление в период времени с 05.06.2018 по 21.06.2018 на участке местности, расположенном на расстоянии 200 метров в юго-восточном направлении от <адрес> БГО, добычи песка без соответствующей лицензии. (т.2 л.д.23-27)
Таким образом, в судебном заседании установлен факт добычи песка ИП Поповым Е.М в отсутствие лицензии на пользование недрами, в границах принадлежащего Поповой С.Г. земельного участка с кадастровым №, площадью 43236+/-1819 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для эксплуатации карьера, местоположением: <адрес>, переданного в пользование ИП Попову Е.М. в предпринимательских целях, а также реализации добытого песка третьим лицам ИП Поповой С.Г.
Установленные обстоятельства ответчиками признаются, кроме того, подтверждаются фототаблицей, выполненной отделом муниципального контроля администрации БГО Воронежской области (т.1 л.д. 87-90), названными выше договорами поставок песка, спецификациями, платежными поручениями, товарными накладными (т.1 л.д.40-51, 70-72, 75-77).
Согласно преамбуле Закона РФ "О недрах", недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В соответствии со ст.1.2 Закона Российской Федерации "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В статье 9 Закона о недрах установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу ст. 4 Закона о недрах установление порядка пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
В ст. 18 Закона о недрах определено, что порядок пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 16 Закона о недрах).
Основанием возникновения права пользования недрами местного значения является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе, о предоставлении участка недр в пользование по результатам аукциона (п. 6 ст. 10.1 Закона о недрах).
Из изложенного следует, что установление порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, а также порядка оформления государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Воронежской области такой порядок предусмотрен Законом Воронежской области от 20.12.2006 N 115-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Воронежской области».
Регулирование отношений в сфере недропользования на территории Воронежской области осуществляют в соответствии с действующим законодательством Воронежская областная Дума, правительство Воронежской области, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области, осуществляющий государственное регулирование в сфере отношений недропользования на территории Воронежской области (далее - уполномоченный орган), органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.(ст.5)
К полномочиям уполномоченного органа в сфере регулирования отношений недропользования в соответствии с действующим законодательством относятся, в том числе: принятие решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения; участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых; установление порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения; обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения; установление порядка пользования участками недр местного значения.
Ст. 10 Закона предусмотрено, что право пользования участками недр местного значения возникает на основании принятого в соответствии с законодательством Воронежской области решения уполномоченного органа о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Без проведения аукциона право пользования участками недр местного значения возникает на основании принятого в соответствии с законодательством Воронежской области решения уполномоченного органа о: 1) предоставлении права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; 2) предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом; 3) предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено; 4) предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых; 5) предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи; 6) предоставлении права пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Без проведения конкурса или аукциона право пользования участком недр местного значения возникает на основании принятого в соответствии с законодательством Воронежской области решения уполномоченного органа о предоставлении права пользования участком недр местного значения, который указан в пункте 1 части первой статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном правительством Воронежской области.
Из содержания ст.14 Закона следует, что оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр местного значения осуществляет уполномоченный орган в порядке, установленном уполномоченным органом.
Согласно ст.3.1 названного Закона к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Аналогичная норма права предусмотрена ст.2.3 Закона «О недрах».
Согласно Распоряжению МПР России № 19-р, Администрации Воронежской области № 163-р от 21.04.2006 "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Воронежской области", песок (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях) относится к общераспространенным полезным ископаемым.
Постановлением Правительства Воронежской обл. от 10.05.2012 № 382 "Об утверждении Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области" предусмотрено, что Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Воронежской области.
Основными задачами Департамента является, в том числе реализация полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на территории Воронежской области (п.2.6).
В числе прочих Департаментом предоставляются государственные услуги по оформлению, государственной регистрации и выдаче лицензий на пользование участками недр местного значения (п.3.2.3).
Таким образом, для пользования недрами ИП Попову Е.М. в силу названных норм необходимо было получить разрешение (лицензию) Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу положений п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно п. 1 ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Аналогичная норма предусмотрена ст. 51 Закона РФ "О недрах".
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно представленному расчету от 29.10.2018 (т.1 л.д.20-24), размер ущерба, причиненного недрами вследствие пользования без соответствующего разрешения, составил 11078000 рублей.
Расчет ущерба произведен компетентным органом в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 N 564, является правильным, ответчиками не оспорен.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно абзацу первому статьи 1080 ГК РФ, лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно.
О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Так, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший. Заказчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде").
В судебном заседании установлено, что ответчики являются супругами (т.2 л.д.4), ведут совместное хозяйство, имеют общий бюджет. Все доходы, полученные супругами, в том числе от предпринимательской деятельности обоих, являются общим совместным имуществом супругов. Брачный договор между ними не заключался.
Таким образом, учитывая, что деятельность ИП Попова Е.М. по добыче песка в отсутствие разрешительной документации, осуществлялась с целью его последующей реализации ИП Поповой С.Г. третьим лицам, осуществлялась ответчиками согласовано, была направлена на пополнение семейного бюджета, ответчики несут солидарную ответственность за причинение вреда окружающей среде.
Довод ответчиков о том, что законом не предусмотрено получение лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых в силу ст. 19 Закона о недрах, поскольку полезные ископаемые были добыты в границах земельного участка находящегося в собственности Поповой С.Г., является необоснованным.
Согласно статье 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Ввиду того, что общераспространенное полезное ископаемое – песок строительный, использовался ответчиками в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, в целях получения прибыли от его реализации, то исключение, предусмотренное ст. 19 Закона о недрах, в данном случае не применимо.
Доводы ответчиков о том, что участок недр, где производилась добыча песка, не включен в перечень участков недр местного значения, а потому получение лицензии на добычу песка не требуется, основаны на неверном толковании закона.
Закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр (преамбула Закона о недрах).
При этом законодателем не установлены в качестве оснований для возникновения права пользования участками недр отсутствие фиксации земельного участка в перечне недр местного значения.
Доводы ответчиков о том, что ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусмотрено лицензирование деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также ссылка на положение п.12 ст.20 названного Закона, которым предусмотрено, что лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку названным законом правоотношения, связанные с недропользованием не регламентируются.
Законом РФ "О недрах", а также Законом Воронежской области от 20.12.2006 № 115-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Воронежской области», регулирующими спорные правоотношения, предусмотрено получение разрешения (лицензии) на право пользования недрами местного значения.
При этом решение о прекращении, ограничении и приостановлении права пользования участками недр местного значения принимается уполномоченным органом (ст. 16 Закона Воронежской области «О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Воронежской области»), которым, как указывалось выше, на территории Воронежской области является Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области.
В соответствии с п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ, суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области, действующего в интересах Воронежской области в лице Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, к ИП Попову Евгению Михайловичу, ИП Поповой Светлане Григорьевне, о взыскании материального ущерба, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах, - удовлетворить.
Взыскать солидарно с индивидуального предпринимателя Попова Евгения Михайловича, ОГРНИП 304360432800115, ИНН 360400772897, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, и индивидуального предпринимателя Поповой Светланы Григорьевны, ОГРНИП 316366800149878, ИНН 360405816266, зарегистрированной и проживающей по <адрес>, в доход бюджета Борисоглебского городского округа материальный ущерб, причиненный недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах, в размере 11 078 000 рублей.
Взыскать солидарно с индивидуального предпринимателя Попова Евгения Михайловича, ОГРНИП 304360432800115, ИНН 360400772897, зарегистрированного и проживающего по <адрес>, и индивидуального предпринимателя Поповой Светланы Григорьевны, ОГРНИП 316366800149878, ИНН 360405816266, зарегистрированной и проживающей <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 60 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Н.Б. Гуглева
Дело № 2-363/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 29 марта 2019 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе председательствующего - судьи Гуглевой Н.Б.,
при секретаре Тороповой Е.Ю.,
с участием:
прокурора Калашниковой М.А.,
представителя департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области Сукмановой Л.И.,
ответчиков ИП Попова Е.М., ИП Поповой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области, действующего в интересах Воронежской области в лице Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, к ИП Попову Евгению Михайловичу, ИП Поповой Светлане Григорьевне, о взыскании материального ущерба, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах,
УСТАНОВИЛ:
Борисоглебский межрайпрокурор Воронежской области, действующий в интересах Воронежской области в лице Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, обратился в суд с иском к ИП Попову Евгению Михайловичу, ИП Поповой Светлане Григорьевне, в котором указывает, что на основании поступившей из ОМВД России по г. Борисоглебску Воронежской области информации о фактах незаконной добычи песка в районе <адрес> от 08.08.2018 проведена проверка соблюдения законодательства РФ о недрах индивидуальными предпринимателями Поповым Евгением Михайловичем и Поповой Светланой Григорьевной.
Из иска следует, что в ходе проверки установлено, что в северо-западной части <адрес> находится земельный участок площадью 43 236 кв.м, принадлежащий на праве собственности Поповой С.Г., с разрешенным видом деятельности - эксплуатация карьера. На данном земельном участке расположено месторождение песка строительного.
В иске указано, что в ходе проведения осмотра места происшествия сотрудниками ОМВД России по городу Борисоглебску 21.06.2018 из карьера, расположенного в <адрес>, изъят песок, который согласно заключению №9/18 от 05.12.2018 является песком мелким.
Между являющимися супругами Поповой С.Г. и Поповым Е.М. заключен договор землепользования, согласно которому Попова С.Г. передает в пользование последнего земельный участок площадью 43 236 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, для предпринимательской деятельности сроком на одиннадцать месяцев.
На данном месторождении ИП Поповым Е.М. осуществляется добыча и реализация песка строительного в предпринимательских целях с использованием специализированной погрузочной техники - гусеничного экскаватора марки HITACHI без государственного регистрационного знака. 10.01.2017 между ИП Поповым Е.М. и ИП Поповой С.Г. заключен договор поставки песка, по условиям которого ИП Попов Е.М., как поставщик, обязуется передать ИП Поповой С.Г., как покупателю, в собственность песок строительный в количестве 50 000 куб.м по цене 10 рублей за 1 куб.м. В соответствии с п. 5.3 договора срок его действия устанавливается с момента подписания и действует в течение 3 лет.
По утверждению истца, указанный договор сторонами исполнен, что подтверждается копиями квитанций ИП Попова Е.М. о принятых денежных средствах от ИП Поповой С.Г. № от 05.01.2018 об оплате 30000 куб.м песка и № от 25.08.2018 об оплате 20000 куб.м песка, соответственно.
В последствии указанный песок был продан ИП Поповой С.Г. ООО «Автодор-Тамбов» по цене 440 рублей за 1 куб.м, включая доставку, ООО «Грандцорстрой» по цене 150 рублей за 1 куб.м, что подтверждается договорами поставки №№ 001, 002, 003. По информации департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области у Попова Е.М. и Поповой С.Г. лицензии на добычу общераспространенного полезного ископаемого (песка) отсутствуют.
По мнению истца, ИП Попов Е.М. и ИП Попова С.Г. в отсутствие лицензии на право добычи полезных ископаемых (песка), не имея права осуществлять добычу данного общераспространенного полезного ископаемого, осуществили незаконную добычу полезного ископаемого (песка), являющегося общераспространенным полезным ископаемым в объеме 50 000 куб.м, что повлекло утрату запасов полезных ископаемых в отсутствие лицензии на право пользования недрами, то есть самовольное пользование недрами.
Истец также указывает в иске, что действия Попова Е.М. и Поповой С.Г. носили совместный, скоординированный характер, были направлены на достижение общего для всех действующих лиц намерения, что подтверждается тем, что Попов Е.М. и Попова С.Г. являются супругами, ранее участок Поповым Е.М. был подарен дочери ФИО1, которая подарила участок Поповой С.Г. Стоимость реализации песка Поповым Е.М. Поповой С.Г. в 13,5 раз меньше стоимости реализации песка Поповым Е.М. иным организациям.
Согласно расчету размера вреда, произведенного Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области № 6 от 29.10.2018, размер вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах ответчиками, составляет 11078000 рублей.
Ссылаясь на положения ст. 1064 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», истец просит: взыскать солидарно с индивидуального предпринимателя Попова Евгения Михайловича, ОГРНИП 304360432800115, ИНН 360400772897, зарегистрированного и проживающего по <адрес>, и индивидуального предпринимателя Поповой Светланы Григорьевны, ОГРНИП 316366800149878, ИНН 360405816266, зарегистрированной и проживающей по <адрес>, в пользу бюджета Борисоглебского городского округа материальный ущерб, причиненный недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах, в размере 11 078 000 руб. 00 коп.
Прокурор Калашникова М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области Сукманова Л.И., действующая на основании доверенности от 14.12.2018, исковые требования поддержала.
Ответчики ИП Попов Е.М., ИП Попова С.Г., признавая факт добычи песка в предпринимательских целях на принадлежащем Поповой С.Г. земельном участке, объем добытого песка – 50 000 куб.м, его реализацию третьим лицам, не оспаривая расчет размера ущерба, причиненного пользованием недрами, против удовлетворения требований возражали, ссылаясь на то, что ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусмотрено лицензирование деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых. Также полагают, что ст. 19 Закона РФ "О недрах" собственникам земельных участков предоставлено право по своему усмотрению в границах принадлежащего земельного участка осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых. Кроме того, ответчики указывают на то, что принадлежащий Поповой С.Г. земельный участок не включен в перечень участков недр местного значения, а в паспорте месторождения в стр. 3 графы 4 пункта 2 указана ведомственная принадлежность месторождения – ИП Попов Е.М., следовательно, получение лицензии на добычу песка не требуется.
Представители третьих лиц - отдела по финансам администрации БГО ВО Ульянова О.В., администрации БГО в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчик Попова С.Г. является собственником земельного участка с кадастровым №, площадью 43236+/-1819 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для эксплуатации карьера, местоположением: <адрес>. ( т.1 л.д.26-27)
Указанный земельный участок ею на основании договора землепользования от 10.01.2018 был передан ИП Попову Е.М. в пользование для предпринимательской деятельности сроком на 11 месяцев. (т.1 л.д.29)
В пределах названного земельного участка расположен участок добычи общераспространенных полезных ископаемых – месторождение «<данные изъяты>» в Борисоглебском районе Воронежской области, участок недр расположен по адресу: <адрес>.
31.05.2007 ИП Поповым Е.М. была получена лицензия на право пользования недрами серия ВРН, номер 8000,6 вид лицензии – ТОД, с целевым назначением и видами работ – добыча строительных песков на месторождении «<данные изъяты>» в Борисоглебском районе Воронежской области, срок окончания лицензии – срок отработки месторождения. (т.2 л.д.73)
10.07.2012 Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области было принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами, лицензия на право пользования недрами была аннулирована.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.05.2013 решение Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 10.07.2012 о досрочном прекращении права пользования недрами признано незаконным, на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Попова Е.М. (т.2 л.д.18-22)
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013, решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.05.2013 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области – без удовлетворения. (т.2 л.д.57-58)
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18.10.2013, решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.05.2013, постановление Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 оставлены без изменения. (т.2 л.д.59-60)
Решением Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 05.11.2015 было досрочно прекращено право пользования участком недр местного значения «<данные изъяты>» в Борисоглебском районе Воронежской области, предоставленное ИП Попову Е.М. для добычи строительных песков на основании лицензии на пользование недрами ВРН 80006 ТОД. (т.2 л.д.39об. - 41)
Указанное решение Департамента оспорено не было, получено ИП Поповым Е.М. 28.01.2016 (т.2 л.д.43-44), что последним признается.
Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 05.11.2015 №300 было утверждено решение о досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения, расположенным на территории Воронежской области, предоставленное на основании лицензии ВРН 80006 ТОД. (т.2 л.д.42)
10.01.2017 между ИП Поповым Е.М. и ИП Поповой С.Г. был заключен договор поставки песка, согласно которому ИП Попов Е.М. обязался передать ИП Поповой С.Г. в собственность песок строительный в количестве 50000 куб.м, стоимостью 10 рублей 1 куб.м. (т.1 л.д.30)
Денежная сумма в размере 500 000 рублей была выплачена ИП Поповой С.Г. в счет исполнения договора ИП Попову Е.М., что следует из квитанций от 25.08.2018 и 05.01.2018. (т.1 л.д.32-33)
В последующем между ИП Поповой С.Г. и ООО «Автодор-Тамбов» (л.д.38-39) был заключен договор поставки песка №001 от 15.01.2018, на основании которого было реализовано 22000 куб.м песка для строительных работ по цене 440 рублей за 1 куб.м. (т.1 л.д.40-51)
24.01.2018 между ИП Поповой С.Г. и ООО «АСК-Групп» был заключен договор поставки песка №2, согласно которому ИП Попова С.Г. обязалась передать в собственность ООО «АСК-Групп» песок строительный, в соответствии с которым было отгружено обществу 2000 куб.м песка для строительных работ по цене 150 рублей за 1 куб.м. (т.1 л.д.68-72)
04.05.2018 между ИП Поповой С.Г. и ООО «ГРАНДДОРСТРОЙ» был заключен договор поставки песка №003, согласно которому ИП Попова С.Г. обязалась передать в собственность ООО «ГРАНДДОРСТРОЙ» песок строительный в количестве 3000 куб.м, на основании котрого обществу было отгружено 2460 куб.м.(т.1 л.д.73-77)
03.10.2018 между ИП Поповой С.Г. и ООО «БДРСУ №2» был заключен договор, по условиям которого ИП Попова С.Г. обязалась передать обществу песок за плату, согласно спецификации № от 03.12.2018, количество песка составило 833 куб.м по цене 120 рублей куб.м, обществом было перечислено по договору 99960 рублей. (т.1 л.д.168-174)
Из заключения №8 экспертной комиссии государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых на «Отчет по поисково-оценочным работам на строительные пески на участке <данные изъяты> в Борисоглебском районе Воронежской области, проведенным в 2006 году, с подсчетом запасов по состоянию на 01.10.2006г.», основанием для выполнения которого явилось техническое задание, выданное ИП Поповым Е.М. от 12.05.2006, следует, что по состоянию на 01.10.2006 запасы строительных песков участка «<данные изъяты>» по категории С1: отвечающих требованиям ГОСТ 8736-93 «Песок для строительных работ. Технические условия» составляет 67023 куб.м, удовлетворяющих требованиям ГОСТ 25100-95 и пригодных для отсыпки дорожного полотна - 446433 куб.м. (т.2 л.д.76-77)
Согласно заключению №9/18 от 05.12.2018, грунт, отобранный на земельном участке, принадлежащем Поповой С.Г., находящемся в пользовании ИП Попова Е.М., является песком мелким. (т.1 л.д.34-35)
Постановлением №52-ВН о назначении административного наказания от 06.12.2018, вступившим в законную силу 22.12.2018, ИП Попов Е.М. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, за осуществление в период времени с 05.06.2018 по 21.06.2018 на участке местности, расположенном на расстоянии 200 метров в юго-восточном направлении от <адрес> БГО, добычи песка без соответствующей лицензии. (т.2 л.д.23-27)
Таким образом, в судебном заседании установлен факт добычи песка ИП Поповым Е.М в отсутствие лицензии на пользование недрами, в границах принадлежащего Поповой С.Г. земельного участка с кадастровым №, площадью 43236+/-1819 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для эксплуатации карьера, местоположением: <адрес>, переданного в пользование ИП Попову Е.М. в предпринимательских целях, а также реализации добытого песка третьим лицам ИП Поповой С.Г.
Установленные обстоятельства ответчиками признаются, кроме того, подтверждаются фототаблицей, выполненной отделом муниципального контроля администрации БГО Воронежской области (т.1 л.д. 87-90), названными выше договорами поставок песка, спецификациями, платежными поручениями, товарными накладными (т.1 л.д.40-51, 70-72, 75-77).
Согласно преамбуле Закона РФ "О недрах", недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В соответствии со ст.1.2 Закона Российской Федерации "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В статье 9 Закона о недрах установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу ст. 4 Закона о недрах установление порядка пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
В ст. 18 Закона о недрах определено, что порядок пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 16 Закона о недрах).
Основанием возникновения права пользования недрами местного значения является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе, о предоставлении участка недр в пользование по результатам аукциона (п. 6 ст. 10.1 Закона о недрах).
Из изложенного следует, что установление порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, а также порядка оформления государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Воронежской области такой порядок предусмотрен Законом Воронежской области от 20.12.2006 N 115-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Воронежской области».
Регулирование отношений в сфере недропользования на территории Воронежской области осуществляют в соответствии с действующим законодательством Воронежская областная Дума, правительство Воронежской области, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области, осуществляющий государственное регулирование в сфере отношений недропользования на территории Воронежской области (далее - уполномоченный орган), органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.(ст.5)
К полномочиям уполномоченного органа в сфере регулирования отношений недропользования в соответствии с действующим законодательством относятся, в том числе: принятие решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения; участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых; установление порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения; обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения; установление порядка пользования участками недр местного значения.
Ст. 10 Закона предусмотрено, что право пользования участками недр местного значения возникает на основании принятого в соответствии с законодательством Воронежской области решения уполномоченного органа о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Без проведения аукциона право пользования участками недр местного значения возникает на основании принятого в соответствии с законодательством Воронежской области решения уполномоченного органа о: 1) предоставлении права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; 2) предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом; 3) предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено; 4) предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых; 5) предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи; 6) предоставлении права пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Без проведения конкурса или аукциона право пользования участком недр местного значения возникает на основании принятого в соответствии с законодательством Воронежской области решения уполномоченного органа о предоставлении права пользования участком недр местного значения, который указан в пункте 1 части первой статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном правительством Воронежской области.
Из содержания ст.14 Закона следует, что оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр местного значения осуществляет уполномоченный орган в порядке, установленном уполномоченным органом.
Согласно ст.3.1 названного Закона к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Аналогичная норма права предусмотрена ст.2.3 Закона «О недрах».
Согласно Распоряжению МПР России № 19-р, Администрации Воронежской области № 163-р от 21.04.2006 "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Воронежской области", песок (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях) относится к общераспространенным полезным ископаемым.
Постановлением Правительства Воронежской обл. от 10.05.2012 № 382 "Об утверждении Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области" предусмотрено, что Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Воронежской области.
Основными задачами Департамента является, в том числе реализация полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на территории Воронежской области (п.2.6).
В числе прочих Департаментом предоставляются государственные услуги по оформлению, государственной регистрации и выдаче лицензий на пользование участками недр местного значения (п.3.2.3).
Таким образом, для пользования недрами ИП Попову Е.М. в силу названных норм необходимо было получить разрешение (лицензию) Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу положений п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно п. 1 ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Аналогичная норма предусмотрена ст. 51 Закона РФ "О недрах".
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно представленному расчету от 29.10.2018 (т.1 л.д.20-24), размер ущерба, причиненного недрами вследствие пользования без соответствующего разрешения, составил 11078000 рублей.
Расчет ущерба произведен компетентным органом в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 N 564, является правильным, ответчиками не оспорен.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно абзацу первому статьи 1080 ГК РФ, лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно.
О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Так, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший. Заказчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде").
В судебном заседании установлено, что ответчики являются супругами (т.2 л.д.4), ведут совместное хозяйство, имеют общий бюджет. Все доходы, полученные супругами, в том числе от предпринимательской деятельности обоих, являются общим совместным имуществом супругов. Брачный договор между ними не заключался.
Таким образом, учитывая, что деятельность ИП Попова Е.М. по добыче песка в отсутствие разрешительной документации, осуществлялась с целью его последующей реализации ИП Поповой С.Г. третьим лицам, осуществлялась ответчиками согласовано, была направлена на пополнение семейного бюджета, ответчики несут солидарную ответственность за причинение вреда окружающей среде.
Довод ответчиков о том, что законом не предусмотрено получение лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых в силу ст. 19 Закона о недрах, поскольку полезные ископаемые были добыты в границах земельного участка находящегося в собственности Поповой С.Г., является необоснованным.
Согласно статье 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Ввиду того, что общераспространенное полезное ископаемое – песок строительный, использовался ответчиками в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, в целях получения прибыли от его реализации, то исключение, предусмотренное ст. 19 Закона о недрах, в данном случае не применимо.
Доводы ответчиков о том, что участок недр, где производилась добыча песка, не включен в перечень участков недр местного значения, а потому получение лицензии на добычу песка не требуется, основаны на неверном толковании закона.
Закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр (преамбула Закона о недрах).
При этом законодателем не установлены в качестве оснований для возникновения права пользования участками недр отсутствие фиксации земельного участка в перечне недр местного значения.
Доводы ответчиков о том, что ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусмотрено лицензирование деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также ссылка на положение п.12 ст.20 названного Закона, которым предусмотрено, что лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку названным законом правоотношения, связанные с недропользованием не регламентируются.
Законом РФ "О недрах", а также Законом Воронежской области от 20.12.2006 № 115-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Воронежской области», регулирующими спорные правоотношения, предусмотрено получение разрешения (лицензии) на право пользования недрами местного значения.
При этом решение о прекращении, ограничении и приостановлении права пользования участками недр местного значения принимается уполномоченным органом (ст. 16 Закона Воронежской области «О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Воронежской области»), которым, как указывалось выше, на территории Воронежской области является Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области.
В соответствии с п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ, суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области, действующего в интересах Воронежской области в лице Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, к ИП Попову Евгению Михайловичу, ИП Поповой Светлане Григорьевне, о взыскании материального ущерба, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах, - удовлетворить.
Взыскать солидарно с индивидуального предпринимателя Попова Евгения Михайловича, ОГРНИП 304360432800115, ИНН 360400772897, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, и индивидуального предпринимателя Поповой Светланы Григорьевны, ОГРНИП 316366800149878, ИНН 360405816266, зарегистрированной и проживающей по <адрес>, в доход бюджета Борисоглебского городского округа материальный ущерб, причиненный недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах, в размере 11 078 000 рублей.
Взыскать солидарно с индивидуального предпринимателя Попова Евгения Михайловича, ОГРНИП 304360432800115, ИНН 360400772897, зарегистрированного и проживающего по <адрес>, и индивидуального предпринимателя Поповой Светланы Григорьевны, ОГРНИП 316366800149878, ИНН 360405816266, зарегистрированной и проживающей <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 60 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Н.Б. Гуглева