Решение по делу № 2-842/2014 ~ М-534/2014 от 31.03.2014

Дело №2-842/2014          

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ишимбай                                    17 июля 2014 года

Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Совиной О.А.

при секретаре     Самсоновой А.В.

с участием помощника прокурора Сагитовой Г.Р.

истца      Каплина А.А.

представителей ответчика Бабкиной Л.М., Ганиева И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ишимбайского межрайонного прокурора в интересах Ф.И.О. 01 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан «Ишимбайская центральная районная больница», Министерству финансов Республики Башкортостан о понуждении обеспечения лекарственными средствами и возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Ишимбайский межрайонный прокурор в интересах Ф.И.О. 01 обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ишимбайская центральная районная больница» (далее по тексту - ИЦРБ), Министерству финансов Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, понуждении к обеспечению лекарственными препаратами и возмещении вреда в размере <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований указал, что Ф.И.О. 01 является <данные изъяты>, в связи с чем нуждается в медикаментозном лечении, в том числе <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ Ишимбайской ЦРБ Ф.И.О. 01 отказано в выписке рецептов на необходимые ему лекарственные препараты из-за несвоевременной закупки лекарственных средств лечебным учреждением на ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с необеспечением лекарственными средствами Ф.И.О. 01 был вынужден приобрести <данные изъяты> за собственный счет, затратив <данные изъяты>, что подтверждается товарным и кассовым чеками.

Неисполнение ответчиками своих обязанностей, нарушило право <данные изъяты> Ф.И.О. 01 на бесплатную медицинскую помощь.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по инициативе суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Республики Башкортостан. В судебном заседании истец уточнил, что надлежащим ответчиком является Министерство здравоохранения РБ, таким образом, произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства финансов РБ на Министерство здравоохранения РБ.

С учетом вышеназванных обстоятельств истец просит признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и ГБУЗ «Ишимбайская центральная районная больница», выразившееся в необеспечении Ф.И.О. 01 жизненно необходимыми лекарственными препаратами ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ГБУЗ «Ишимбайская ЦРБ» обеспечить Ф.И.О. 01 <данные изъяты> в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями. Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан как распорядителя бюджетных средств в пользу Ф.И.О. 01 ущерб в размере <данные изъяты>.

Помощник Ишимбайского межрайонного прокурора Сагитова Г.Р., действующая в судебном заседании по поручению прокурора, исковые требования поддержала, просила удовлетворить их по основаниям, указанным в иске.

Истец Ф.И.О. 01 требования прокурора поддержал, пояснил, что вынужден был приобрести лекарственный препарат за счет собственных и заемных средств, поскольку вышеназванные препараты для него жизненно необходимы. Врачи отказывают ему в выписке рецептов, ссылаясь на отсутствие лекарственных препаратов в аптеке.

Представители ответчика Ишимбайской ЦРБ Бабкина Л.М., Ганиев И.А. не отрицали право Ф.И.О. 01 на льготное лекарственное обеспечение <данные изъяты>. Пояснили, что на ДД.ММ.ГГГГ ИЦРБ было запланировано для закупа через <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По сообщению федерального казначейства ДД.ММ.ГГГГ имело место многократное превышение регламентированных пиков нагрузки на официальный сайт zakupki.gov.ru, что привело к ограничению функциональности сайта. С учетом изложенных обстоятельств возможности проведения открытых аукционов в электронной форме ДД.ММ.ГГГГ не имелось. Осуществление процедуры закупки вышеназванного лекарственного препарата смещено на ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в деле почтовое уведомление.

Представитель ответчика - Министерства финансов Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, представил возражение на исковое заявление, в котором указал о несогласии с заявленными исковыми требованиями, поскольку Министерство финансов РБ не может отвечать по обязательствам ГБУЗ «Ишимбаяская ЦРБ», не являющегося государственным органом Республики Башкортостан. Кроме того, ответчиком указано, что истцом не представлено доказательств обращения Ф.И.О. 01 в лечебно-профилактические учреждения и отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Учитывая мнения сторон и положения ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.     

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Согласно п. ж ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства; отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В Приложении № 1 к этому постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категории заболеваний.

Так в Разделах «Группы населения» и «категории населения» указаны «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» соответственно, а в графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» - все лекарственные средства.

Таким образом, лицо, признанное в установленном порядке <данные изъяты> и страдающее <данные изъяты>, вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости.

Согласно ст. 13 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Из п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Пункт 3 ч. 1 ст. 16 этого же Закона устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1074 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, из которой следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Судом установлено, что Ф.И.О. 01 является <данные изъяты> и <данные изъяты>, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со справкой ГБУЗ РБ «Ишимбайская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. 01 по основному заболеванию нуждается в лекарственных препаратах <данные изъяты>.

В течение ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. 01 получал препарат <данные изъяты> в необходимом количестве, однако после ДД.ММ.ГГГГ указанный препарат ему не предоставлялся, рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата ГБУЗ «Ишимбайская центральная районная больница» Ф.И.О. 01 не выписывались.

Согласно вышеназванной справке и показаниям представителей ответчика ИЦРБ на ДД.ММ.ГГГГ ИЦРБ было запланировано для закупа через <данные изъяты>. По сообщению федерального казначейства ДД.ММ.ГГГГ имело место многократное превышение регламентированных пиков нагрузки на официальный сайт zakupki.gov.ru, что привело к ограничению функциональности сайта, в связи с чем отсутствовала возможность проведения открытых аукционов в электронной форме в 2013 году. Осуществление процедуры закупки вышеназванного лекарственного препарата смещено на март 2014 года.

С учетом вышеназванных обстоятельств суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку бездействие Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и ГБУЗ «Ишимбайская ЦРБ» в обеспечении Ф.И.О. 01 бесплатным жизненно необходимым лекарственным препаратом противоречит действующему законодательству, что повлекло существенное нарушение прав <данные изъяты> Ф.И.О. 01 на бесплатную медицинскую помощь.

Доводы представителей ответчика ГБУЗ ИЦРБ об отсутствии технической возможности размещения госзаказа, проведения аукциона на поставку лекарственных препаратов и отсутствие достаточного финансирования не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: 1) осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; 2) организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Таким образом, обязанность по обеспечению Ф.И.О. 01 бесплатно на период лечения <данные изъяты> за счет средств республиканского бюджета, поступающих на выполнение государственных гарантий в виде субвенций, лежит на Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан.

Выполнение возложенных законом на орган государственной власти обязанностей не ставится в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.

Доводы Министерства финансов Республики Башкортостан в возражениях на исковое заявление об отсутствии доказательств обращения Ф.И.О. 01 в лечебно-профилактическое учреждение и отказа в предоставлении мер социальной поддержки суд находит несостоятельными, поскольку в судебном заседании представители ответчика ГБУЗ ИЦРБ подтвердили факты нуждаемости Ф.И.О. 01 в вышеназванных препаратах, отсутствие их в аптеке, отказ в выдаче рецепта и отсутствие возможности своевременного размещения госзаказа.

Действия ГБУЗ «Ишимбайская ЦРБ» по не выписке рецептов на указанные лекарственные средства являются незаконными.

Статьей 12ГК РФ определены способы защиты нарушенного права.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В связи с необеспечением Министерством здравоохранения РБ и ГБУЗ «Ишимбайская ЦРБ» лекарственными средствами Ф.И.О. 01 для поддержания жизни и здоровья был вынужден приобрести лекарственный <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> за счет собственных средств, что подтверждается товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ, кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом объяснения Ф.И.О. 02 от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования истца о взыскании в пользу Ф.И.О. 01 денежных средств в размере <данные изъяты>, затраченных на покупку <данные изъяты> суд находит подлежащими удовлетворению, поскольку бездействием ответчика Ф.И.О. 01 причинен материальный ущерб, из-за <данные изъяты> он находится в тяжелом материальном и физическом положении, зависим от жизненно важных лекарственных препаратов.

Поскольку государственными источниками финансирования ГБУЗ «Ишимбайская ЦРБ» являются средства бюджета Республики Башкортостан, ущерб в размере <данные изъяты> подлежит взысканию с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.

В соответствии со ст. 103ГПК РФ с ответчика ГБУЗ «Ишимбайская ЦРБ» подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального бюджета в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Ишимбайского межрайонного прокурора в интересах Ф.И.О. 01 удовлетворить.

Признать бездействие Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан «Ишимбайская центральная районная больница», выразившееся в несвоевременном обеспечении лекарственными средствами Ф.И.О. 01, незаконным.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан «Ишимбайская центральная районная больница» обеспечить Ф.И.О. 01 <данные изъяты>.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Ф.И.О. 01 <данные изъяты>.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Ишимбайская центральная районная больница государственную пошлину в доход муниципального бюджета в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 21 июля 2014 года.

Судья             Совина О.А.

2-842/2014 ~ М-534/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ИМРП
Каплин Анатолий Алексеевич
Ответчики
ГБУЗ Ишимбайская центральная районная больница
Министерство финансов
Суд
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Совина О.А.
Дело на странице суда
ishimbaisky--bkr.sudrf.ru
31.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2014Передача материалов судье
03.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2014Подготовка дела (собеседование)
18.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2014Судебное заседание
23.06.2014Судебное заседание
17.07.2014Судебное заседание
22.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2014Дело оформлено
21.04.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее