Дело № 12-58/2020
РЕШЕНИЕ
26 февраля 2020 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Степановой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника организационно-правового Управления Департамента здравоохранения города Севастополя Богорадновой Г.В. на постановление Территориального органа Росздравнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю от 14.11.2019г. по делу № о привлечении юридического лица Департамента здравоохранения города Севастополя к административной ответственности по ч. 21 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Территориального органа Росздравнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю от 14.11.2019г. по делу № Департамент здравоохранения города Севастополя признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 21 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, начальник организационно-правового Управления Департамента здравоохранения города Севастополя Богораднова Г.В. подала жалобу, в которой просит постановление изменить, путём исключения из его содержания нарушений, которые на момент вынесения постановления были выполнены.
В судебном заседании представитель Территориального органа Росздравнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю – Егорьева Ю.А., просила в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.21 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Росздравнадзора от 24.05.2019 № «о проведении внеплановой выездной проверки Департамента здравоохранения горда Севастополя» Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в период с 28.05.2019 по 24ю01.2019 в Департаменте здравоохранения города Севастополя по адресу осуществления деятельности <данные изъяты> была проведена внеплановая проверка по результатам которой составлен акт от 24.06.2019, и выдано предписание от 24.06.2019, содержащее требование устранения выявленных в процессе проверки нарушений федерального законодательства и срок их устранения (до 24.09.2019г). Для проверки выполнения мер, предпринятых Департаментом здравоохранения города Севастополя, для исполнения, выданного Росздравнадзором предписания от 24.06.2019 была проведена внеплановая выездная проверка (согласно приказа Росздравнадзора от 17.10.2019 №№ В ходе проверки комиссией Росздравнадзора установлено не исполнение предписания в части ряда нарушений. Таким образом, Департаментом здравоохранения города Севастополя совершено административное правонарушение предусмотренное ч.21 ст.19.5 КоАП РФ, выразившееся в неисполнении законного предписания Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, в срок, установлении в предписании Росздравнадзора от 24.06.2019.
14.11.2019 Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 34-2019, Департамент здравоохранения города Севастополя признан виновным в совершении правонарушения предусмотренного ч. 21 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>
Действие (бездействие) Департамента здравоохранения города Севастополя выразившееся в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения, квалифицировано по ч. 21 ст. 19.5 КоАП РФ.
Из буквального толкования диспозиции ч. 21 ст. 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона обозначенного состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью. Субъектами правонарушений являются должностные и юридические лица.
Факт совершения правонарушения и вина Департамента здравоохранения города Севастополя подтверждаются материалами дела, а именно:
- приказом Росздравнадзора от 24.05.2019 №
-актом проверки Росздравнадзора б\н от 24.04.2019
-предписанием от 24.06.2019г.
-приказом № от 17.10.2019г. «О проведении внеплановой выездной проверки Департамента здравоохранения г.ф.з. Севастополя.
-актом проверки № от 31.10.2019г.
-протоколом № об административном правонарушении от 01.11.2019г.
-постановлением по делу об АП № от 14.11.2019 г.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений у суда не вызывают.
Судом установлено, что Департамент здравоохранения города Севастополя(далее –Департамент) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, в частности осуществляющим в пределах своей компетенции государственное учреждение и нормативно-правовое регулирование в сфере охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования на территории города Севастополя, включая вопросы развития здравоохранения, профилактики заболеваний, лекарственного обеспечения, фармацевтической деятельности, санитарно-гигиенического просвещения населения города Севастополя, обеспечения его санитарно-эпидемиологического благополучия, а также отдельные полномочия Российской Федерации в сфере охраны здоровья, переданные для осуществления органом государственной власти города Севастополя.
Судом установлено, что предписание вынесено в адрес юридического лица в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, содержит характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства с указанием срока исполнения, то есть является законным. Указанное предписание Департаментом обжаловано не было, и является обязательным к его исполнению.
Действия Департамента правильно квалифицированы по части 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену судебного постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении допущено не было.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Учитывая то, что Департамента здравоохранения города Севастополя был предупреждён об ответственности за неисполнение предписания государственного органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения, срок исполнения предписания являлся разумным и достаточным для принятия мер, направленных на исполнение требований предписания, суд приходит к выводу, что у Департамента имелась возможность для соблюдения законодательства в сфере здравоохранения.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности исполнения Департаментом в установленный срок требований предписания в материалах дела не имеется, и заявителем не представлено.
Доводы жалобы заявителя об указании в предписании формулировки о принятии действенных мер содержащиеся в п.1 предписания, суд принимает во внимание, и считает обоснованными, поскольку формулировка выданного предписания должна быть корректна и точна, содержать какие конкретно действия необходимо произвести.
Предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно быть законным, конкретным и исполнимым. Между тем, пункт 1 предписания данным требованиям не отвечает.
Относительно возражений заявителя по отсутствию нарушения по ведению мониторинга состояния беременных в информационных системах, а также проведения контроля правильности ведения беременных на всех этапах оказания медицинской помощи, доказательств заявителем не представлено, требование по данному пункту требования предписания регламентировано Приказом Департамента здравоохранения города Севастополя № 647 от 23.07.2018 г. «Об организации мониторинга беременных женщин высокого акушерского и перинатального риска»
Согласно приказу Минздрава России от 20.06.2013 №388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» подпунктом е, пункта 11 установлено, что поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, в том числе: травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющими угрозу жизни, или повреждением внутренних органов), таким образом доводы заявителя о неясности исполнения требования предписания в данной части регламентировано данным приказом, и должны быть в соответствии с ним исполнены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что возражения Департамента не являются основаниями к отмене законного и обоснованного постановления Территориального органа Росздравнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю от 14.11.2019г., однако подлежит изменению в части исключения из нарушений пункта 1, а именно: «Департаментом не приняты действенные меры для исключения нарушений по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья, предусмотренных Федеральным законом от 21.11.2011 №323 – ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», поскольку формулировка выданного пункта вменяемого нарушения указанного в постановлении должна быть корректна и точна, содержать какие конкретно действия необходимо произвести.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление Территориального органа Росздравнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю от 14.11.2019г. по делу № в отношении Департамента здравоохранения города Севастополя о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 21 ст. 19.5 КоАП РФ, изменить, исключить указание на нарушение пункта 1, а именно: «Департаментом не приняты действенные меры для исключения нарушений по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья, предусмотренных Федеральным законом от 21.11.2011 №323 – ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», в остальной части оставить без изменения, жалобу законного представителя Департамента здравоохранения города Севастополя - начальника организационно-правового Управления Департамента здравоохранения города Севастополя Богорадновой Г.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.
Судья Ю.С. Степанова