2-6319/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации23 октября 2019 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Цехановича М.К.,
при секретаре Шмуйло Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Софронова А. И. к ИВС УМВД России по г.Петрозаводску, Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия, МВД России по Республике Карелия о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Софронов А.И. обратился в суд с иском к ИВС УМВД России по г.Петрозаводску, Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия о взыскании компенсации морального вреда, по тем основаниям, что он содержится под стражей с 18.11.2018 года, на время проведение следственных действий Софронов А.И. этапировался в ИВС УМВД России по г. Петрозаводску. В период с 26.04.2019 года по 16 июля 2019 года Софронов А.И. находился в ИВС УМВД России по г. Петрозаводску в общей сложности в течении 35 суток. Как указывает истец, при содержании его в ИВС УМВД России по г. Петрозаводску нарушались его права, а именно нарушались нормы питания, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 г., в результате чего Софронов А.И. не в полной мере получал положенное питание, испытывал чувство голода, нравственные страдания. Кроме того, как указывает Софронов А.И., при производстве в отношении него личного обыска в ИВС УМВД России по г. Петрозаводску, сотрудниками указанного учреждения было высказано требование о необходимости раздеться, повернуться для осмотра спиной, а также приседать. Указанными действиями ответчика, Софронову А.И. также были причинены нравственные страдания. Кроме того, находясь в ИВС УМВД России по г. Петрозаводску в период времени с 03.07.2019 года по 16.07.2019 года Софронов А.И. обращался с требованием к начальнику указанного учреждения ААА о необходимости уведомления родственников истца о его убытии из ФКУ СИЗО-2 г. Сегежа в ИВС УМВД России по г. Петрозаводску, в связи с тем, что в указанном учреждении отсутствуют средства телефонной связи, в связи с чем Софронов А.И. были лишен возможности сделать это лично. В удовлетворении указанного требования Софронова А.И. было отказано, в связи с чем последним была объявлена голодовка, в результате отказа от пищи Софронов А.И. испытывал физические страдания, боли в животе, нарушение сна. Таким образом, как указывает истец, в результате описанных действий, были нарушены его права, Софронову А.И. был причинен моральный вред и нравственные страдания. Учитывая изложенное Софронов А.И. просит взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в сумме 115000 рублей.
Определением суда от 28.08.2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МВД России по Республике Карелия, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечено УМВД России по г. Петрозаводску, ААА
Истец в судебном заседании, с использованием системы видеоконференц-связи, заявленные исковые требования поддержал, по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, Управления Федерального казначейства РК Манин П.А., действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, представлены письменные возражения на иск.
Представитель ответчика МВД по РК, Тимеров О.Д., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, представлены письменные возражения на иск.
Третье лицо, представитель третьего лица, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы гражданского дела, материалы надзорного производства №, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Софронов А.И. в периоды времени с 26.04.2019 по 29.04.2019 года, с 17.05.2019 по 28.05.2019 года, с 08.06.2019 года 18.06.2019 года, с 03.07.2019 по 16.07.2019 года был этапирован и содержался в ИВС УМВД России по г. Петрозаводску, в связи с производством следственных действий с участием Софронова А.И. в рамках уголовного дела №.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
На основании ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Как следует из заявления Софронова А.И., в период его нахождения в ИВС УМВД России по г. Петрозаводску администрацией учреждения нарушались нормы питания, предусмотренные действующим законодательством, а именно Сафронов А.И. не получал положенный рацион питания в виде 100 грамм мяса в супах, 100 грамм рыбы на одного человека в сутки, как осужденному лицу, Сафронову А.И. не было предоставлено питание в виде 2 штук куриных яиц в неделю, либо их замена молоком из расчета 100 грамм молока взамен одного яйца.
В силу ст. 1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее ФЗ №103-ФЗ) указанный Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со ст. 4 ФЗ №103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 7 ФЗ №103-ФЗ местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В силу ст. 9 указанного выше Федерального закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных УПК РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
В ИВС в случаях, предусмотренных УИК РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также подозреваемые и обвиняемые, переведенные из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, для выполнения следственных действий, судебного производства за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного производства но не более чем на срок, предусмотренный законодательством РФ.
Минимальные нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время, установлены Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205.
Приложением N 4 к приказу МВД России от 19.10.2012 N 966 установлен рацион питания для лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, если предоставление горячей пищи по нормам, утвержденным настоящим Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205, невозможно.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Софронов А.И. на весь период содержания в ИВС УМВД России по г. Петрозаводску был обеспечен трехразовым питанием, в соответствии с нормами питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205, что подтверждается, в частности, накладными на внутреннее перемещение, передачу товаров от ФКУ «ЦХиСО МВД по РК», содержащимися в материалах надзорного производства Прокуратуры г. Петрозаводска №.
При таких обстоятельствах доводы истца, о наличии нарушений установленного рациона питания в части предоставления 100 грамм мяса в супах, 100 грамм рыбы на одного человека в сутки, в период нахождения в ИВС УМВД России по г. Петрозаводску следует признать несостоятельными.
Изучив нормы действующего законодательства, в сфере установления рациона питания для лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, суд приходит к вывод, что действующим законодательством не предусмотрено обеспечение указанной категории лиц питанием в виде 2 штук куриных яиц в неделю, а также их замена молоком из расчета 100 грамм молока взамен одного яйца.
Доводы истца в указанной части, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, так как Софронов А.И. находился в ИВС в указанный период в связи с проведением следственных действий в рамках уголовного дела № в статусе обвиняемого, следовательно к нему применялись нормы обеспечения питанием, установленные Постановлением Правительства РФ от 11.04.2015 года №205, как к лицу, обвиняемому в совершении преступления, содержащемуся в изоляторе временного содержания, а не как к лицу, осужденному за ранее совершенное преступление, и отбывающему наказание в исправительной колонии.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в действиях сотрудников ИВС УМВД России по г. Петрозаводску в части обеспечения Софронова А.И. необходимым питаниям, отсутствовали нарушения норм действующего законодательства.
В части доводов истца о совершении в отношении него незаконных действий при производстве личного досмотра, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых.
Приказом МВД России от 22.11.2005 года №950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, согласно которым личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр вещей производятся с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу. Подозреваемые и обвиняемые при поступлении в ИВС, перед отправкой за его пределы, при водворении в карцер, а также при наличии оснований полагать, что эти лица имеют предметы или вещества, запрещенные к хранению и использованию, подвергаются личному обыску. При этом тщательно осматривается тело обыскиваемого, его одежда, обувь, а также протезы. Подозреваемым и обвиняемым предлагается полностью раздеться, обнажить соответствующие участки тела. Личный обыск подозреваемых или обвиняемых производится работниками ИВС одного с ними пола.
Учитывая изложенное, проведение личного обыска при поступлении в ИВС, в том числе с личным осмотром, соответствует действующему законодательству, не нарушает права подозреваемых и обвиняемых, направлено на обнаружение и изъятие у лиц предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу. В связи с чем, доводы искового заявления в указанной части, суд находит несостоятельными, нарушений прав Софронова А.И. при проведении обыска, судом не установлено, истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств факта нарушения его прав.
В части требований о денежной компенсации морального вреда по факту событий произошедших в период времени с 03.07.2019 по 16 июля 2019 года нахождения Софронова А.И. в ИВС УМВД России по г. Петрозаводску, суд приходит к следующему.
Из пояснений Софронова А.И. следует, что в указанный период времени его нахождения в ИВС УМВД России по г. Петрозаводску, сотрудниками указанного учреждения не выполнялись обязанности предоставления телефонного соединения, а также администрация учреждения отказывалась выполнить требования Софронова А.И. об уведомлении родственников последнего, о его убытии из ФКУ СИЗО-2 г. Сегежа в ИВС УМВД России по г. Петрозаводску для проведения следственных действий. В связи с указанными фактами Софронов А.И. добровольно отказался от приема пищи, в результате чего испытывал физические страдания, был лишен сна.
Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, согласно п. 83 указанных Правил, подозреваемым и обвиняемым разрешается отправлять и получать телеграммы и письма без ограничения их количества. Вместе с тем, указанные Правила, не содержат указания на право лиц, содержащихся в ИВС, на телефонные переговоры, а также на обязанность администрации ИВС уведомлять родственников лиц, содержащихся в ИВС об их прибытии, убытии из указанных учреждений.
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, в частности письмом Начальника ИВС УМВД России по г. Петрозаводску, ААА, по факту проверки обращения Софронова А.И. от 13.07.2019 года, что дежурным ИВС в служенной документации, от указанного числа, был зафиксирован факт отказа Софронова А.И. от приема пищи, а в связи с тем, что жалоб на здоровье последним не высказывалось, бригада скорой медицинской помощи не вызывалась.
В соответствии с накладными ФКУ «ЦХиСО МВД по РК» на передачу питания от 13.07.2019 года, Софронов А.И. в указанный день был обеспечен трехразовым питанием.
Из пояснений представителя МВД по Республике Карелия, следует, что 13.07.2019 года сотрудниками ИВС УМВД России по г. Петрозаводску, в ведомости на выдачу питания подозреваемым и обвиняемым, был зафиксирован факт отказа от горячего питания Софроновым А.И., о данном факте был уведомлен прокурор, следователь СУ, защитник. Однако в результате проведенной проверки установлен факт употребления Софроновым А.И. продуктов питания, находящихся в его вещах.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, о том, что факт отказа от еды Софронова А.И. 13.07.2019 года при нахождении ИВС УМВД России по г. Петрозаводску, носил добровольный характер, основанный на воле Софронова А.И.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из вышеприведенных приведенных норм права следует, что общими условиями для компенсации морального вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов, являются наличие факта противоправности их действий (бездействия), наличие вреда и его размер, а также наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
Кроме того, обязательным условием для наступления ответственности, за исключением случаев, указанных в законе, является наличие вины причинителя вреда.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств, подтверждающих причинение ему физических и (или) нравственных страданий, наличия причинно-следственной связи между наступлением вреда и нахождением его в условиях, не отвечающих установленным нормам.
На основании изложенного, правовых оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.К. Цеханович
Мотивированное решение
изготовлено 30.10.2019