Дело № 2-5148/2018
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 06 сентября 2018 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.
при секретаре судебного заседания Тонких А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юровой Елены Анатольевны и Юровой Юлии Анатольевны к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов о взыскании ущерба, причиненного заливом квартиры,
Установил:
Истцы Юрова Е.А., Юрова Ю.А. предъявили к ответчику - Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов иск о взыскании ущерба, причиненного заливом квартиры, указывая в обоснование иска о том, что они являются сособственниками жилого помещения - квартиры № <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>. В конце ДД.ММ.ГГГГ года были обнаружены большие подтеки воды, двигающиеся по несущей стене дома со стороны окна, бежали ручьи воды по внешней стене дома на балконе, а также имелись подтеки воды с потолка, в углу малой комнаты. О данном происшествии они незамедлительно сообщили в аварийно-диспетчерскую службу, в которой была оставлена заявка на устранение повреждений кровли дома №<данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ года был составлен акт залива помещения, в заключении которого усматривается главная причина, послужившая заливу квартиры,
а именно - некачественный капитальный ремонт шиферной кровли. Следует отметить, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в доме <адрес> Фондом капитального ремонта многоквартирных домов проводился капитальный ремонт кровли, для чего был заключен договор подряда с ООО «Строй-Стиль». Комиссией, проводившей первое обследование квартиры, проводились 2 дополнительных обследования – ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года, в результате которых было сделано заключение: «В ДД.ММ.ГГГГ году был произведен капитальный ремонт кровли. В зимний период наблюдается обледенение кровли по свесам, что приводит к промерзанию кирпичной кладки фасада со стороны улицы и чердака и в дальнейшем (при наступлении положительных температур) наблюдается намокание фасадной части и как следствие стен в квартирах. При дополнительном обследовании кровли с представителями Администрации г. Сергиев Посад и подрядной организацией выявлено: Оголовок стены под мауэрлатом имеет уклон в сторону дома (внутрь). Не достаточное количество продухов. Свесы отсутствуют. Парапет не закреплен, вследствие чего нет возможности очистить кровлю от наледи и снега. Гарантийный срок капитального ремонта кровли составляет 3 года. Все выявленные недостатки обязана устранить подрядная организация, проводившая капитальный ремонт». Также было написано письмо в Администрацию г.п. Сергиев Посад с требованием провести проверку
по факту залива принадлежащей им квартиры и взять под контроль процесс устранения причины залива квартиры. В ответ на данное обращения они получили письмо из Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в котором сообщалось, «В целях проверки информации о некачественном капитальном ремонте кровли, выполненном подрядной организацией ООО «Строй-Стиль» Фондом совместно с представителями управляющей и эксплуатирующей организацией УН «МосОбЭксплуатация» проведено комиссионное обследование указанной кровли. Информация по поводу ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядной организацией подтвердилась, а именно: Устройство кровли из волнистых асбестоцементных листов выполнено с замечаниями по периметру здания. Имеется застой воды в местах примыкания парапета с кровельным покрытием. Ограждение кровли перилами имеет ненадежное крепление. По результатам обследования составлен рекламационный акт и направлен подрядной организации ООО «Строй-Стиль» для устранения замечаний в срок до ДД.ММ.ГГГГ года». Также к данному ответу было прикреплено письмо от генерального директора ООО «Строй-Стиль» адресованное генеральному директору Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, в котором сообщалось, что «Выявленные дефекты
в ремонте кровли по адресу: <адрес> будут устранены не позднее ДД.ММ.ГГГГ года. Также после проведения ремонтных работ по устранению протечки, будет произведен косметический ремонт в квартире №32 по указанному адресу. В данный момент объекты взяты на контроль и ведутся ремонтные работы по устранению дефекта». Однако на день подачи искового заявления в суд никакие ремонтные работы не были произведены, а также косметический ремонт в квартире проведен не был. За время бездействия подрядчиком по устранению причин залива квартиры, ситуация с протеканием воды с крыши значительно усугубилась, в результате того, что область подтеков распространилась практически на всю квартиру. Для оценки рыночной стоимости восстановительного ремонта квартиры они обратились в ООО «Консалтинговая группа «Альфа», с которой был заключен договор №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с проведенным осмотром квартиры по адресу: <адрес> оценщиком был составлен отчет №<данные изъяты> об оценке рыночной стоимости восстановительного ремонта помещений квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в котором было сделано заключение, что с учетом износа рыночная стоимость восстановительного ремонта составит - 279 904 рубля 31 копейку.
В рамках гражданского дела №2-3185/2017, рассмотренного Сергиево-Посадским городским судом Московской области, была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, которой были определены причины залива квартиры, а именно некачественно выполненный ремонт кровли компанией ООО «Строй Стиль», а также ремонт внутренних инженерных систем, выполненный ООО «СПСК».
На основании изложенного, истцы Юрова Е.А. и Юрова Ю.А. просили
суд обязать ответчика Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Московской области принять меры к устранению дефектов, допущенных при проведении капитального ремонта кровли дома по адресу: <адрес>; взыскать с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Московской области в их пользу солидарно денежные средства в размере 279 904 рубля, в счет материального ущерба, причиненного заливом квартиры; денежные средства в размере 8 000 расходы
за оценку; денежные средства в размере 25000 рублей за услуги представителя; денежные средства в размере 100000 рублей в качестве компенсации морального вреда (л.д. 3-10).
Истцы Юрова Е.А. и Юрова Ю.А. в судебное заседание не явились, извещены.
Представитель истца Юровой Е.А. по доверенности (л.д. 113; 129) - Кочнева А.В. иск поддержала, просила удовлетворить иск по доводам, изложенным в исковом заявлении. Также пояснила, что денежные средства истцы просят взыскать в их пользу в равных долях.
Представитель ответчика – Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по доверенности (л.д. 132) – Макарова Е.А. иск не признала, просила отказать в иске. Пояснила, что Фонд капитального ремонта является ненадлежащим ответчиком по иску, поскольку ответственность должен нести подрядчик, который непосредственно проводил работы по ремонту кровли многоквартирного дома, в котором проживают истцы. Размер причиненного ущерба не оспаривала.
Третьи лица – ООО «Строй-Стиль», ООО «СПСК», ООО «УН«МосОблЭксплуатация» в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
С учетом мнения явившихся сторон, суд определил рассмотреть дело
в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных, и не сообщивших суду о причинах своей неявки.
Выслушав мнение представителя истца, мнение представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.
Согласно статье 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.
Из положений ст.ст. 151, 1099, 1101 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 ГК РФ. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу п. 1 ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества вмногоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 ЖК РФ, в размере, установленном
в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
В силу п. 5 ст. 178 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством".
На основании постановления Правительства Московской области от 20.06.2014 года № 481/20 «Об утверждении плана реализации региональной программы Московской области «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы» на 2014-2016 годы», утвержден план реализации региональной программы Московской области «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы» на 2015 год».
Статья 182 ЖК РФ предусматривает, что Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств. Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 ЖК РФ, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ
по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений