Дело № 2-5573/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 26 ноября 2018 года
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Наумовой Е.А.,
при секретаре Агишевой Г.И.,
с участием представителя истца Гигаури С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оглы В.М. к администрации города Оренбурга о включении имущества в состав наследственной массы, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что 21 декабря 2000 года ее муж - ФИО2 купил жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В 2001 г. им был возведен пристрой литер А10 к законному дому.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, не успев оформить права на жилой дом. После его смерти наследство фактически приняла истец, что подтверждено решением суда. Другие наследники – дети на наследственное имущество не претендуют.
Жилой дом литер А3А5А10 соответствует санитарным, строительным нормам и правилам, что подтверждается соответствующими заключениями.
Просит суд включить жилой дом литер А3А5А10 расположенный по адресу: <адрес> состав наследственного имущества после смерти ФИО2; признать за Оглы В.М. право собственности на жилой дом по вышеуказанному адресу.
Истец Оглы В.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в представленном заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель истца Гигаури С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г. Оренбурга извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Третьи лица Петрова О.И., Тарлавина Н.К., Мячин В.К., Гончарова Н.Н., Оглы Р.Р., Оглы Н.Р., Оглы В.Р., Оглы З.Р., Оглы А.Р., Оглы С.Р. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в представленных заявления не возражали против удовлетворения исковых требований, просили о рассмотрении дела в их отсутствии.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по праву наследства к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
По ст. 1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина. На основании ст.1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В силу ч. 1, 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
В соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно абз. 3 п. 26 вышеуказанного постановления, если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно договору купли-продажи от 21.12.2000 г. ФИО2 купил дом литер А3А5 по адресу: <адрес>. Право собственности на указанный дом зарегистрировал в установленном законом порядке, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из технического паспорта следует, что на земельном участке по адресу: <адрес> располагаются три жилых дома:
- литер А3А5А10, который числится за ФИО2, на пристройку литер А10 2001 г. распорядительные документы о вводе в эксплуатацию не предъявлены;
- литер А4А11, который находится в собственности Петровой О.И.
- литер А1А2А8А9, дом записан за Тарлавиной Н.К., распорядительные документы о вводе в эксплуатацию не предъявлены.
<данные изъяты>.
На основании изложенного выше судом установлено, что на день смерти ФИО2 за ним был записан жилой дом литер А3А5А10, расположенный по адресу: <адрес>, имеющий признаки самовольной постройки.
Как следует из заключений санитарно - эпидемиологической экспертизы № от 16 марта 2018 года по результатам исследований дозиметрического и радиометрического контроля, воздуха закрытых помещений, воды питьевой централизованного водоснабжения в жилом доме литер А3А5А10, расположенный по адресу: <адрес> соответствует СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Согласно заключению ФИО20», жилой дом литер А3А5А10, расположенный по адресу: <адрес> соответствует пожарным нормам и правилам.
В соответствии с заключением ФИО21» общее техническое состояние здания литер А3А5А10, расположенный по адресу: <адрес> предварительно оценивается как исправное. В соответствии с «СП 13-102-2003», данная категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности. На основании результатов проведенного визуального обследования здания, расположенного по адресу: <адрес>, литер А3А5А10, эксплуатационная надежность, пригодность строительных конструкций достаточна для условий нормальной эксплуатации, при которой отсутствует угроза жизни и здоровью граждан.
Также материалами дела подтверждено, что Оглы В.М. обращалась по вопросу легализации самовольной постройки в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга.
Ответом от 11 ноября 2016 года № 1-24-2/2639 разъяснено, что по результатам заседания комиссии по регулированию вопросов самовольно возведенной пристройки принято решение о возможности признания права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости. В связи с тем, что административный порядок легализации самовольно возведенного строения законодательством не предусмотрен, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании права собственности в порядке, установленном ст. 222 ГК РФ.
Таким образом, истцом учтены разъяснения, содержащиеся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22.
Поскольку Оглы В.М. предоставлены доказательства, свидетельствующие о возможности сохранения самовольной постройки, записанной за умершим ФИО2, суд приходит к выводу об удовлетворении искового требования о включении жилого дома литер А3А5А10, расположенный по адресу: <адрес> состав наследственного имущества после смерти ФИО2
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
<данные изъяты>
Из мотивировочной части решения суда следует, что наследниками по закону умершего являются его супруга Оглы В.М. и дети – Оглы Р.Р., Оглы Н.Р., Оглы В.Р., Оглы З.Р., Оглы А.Р., Оглы С.Р.
Согласно сообщения нотариуса г. Оренбург ФИО17 наследственное дело после смерти ФИО2 не заводилось.
В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно ч. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Таким образом, истец Оглы В.М. после смерти ФИО2, как наследник по закону, фактически приняла наследство, а именно, жилой дом А3А5А10, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда, другие наследники по закону - Оглы Р.Р., Оглы Н.Р., Оглы В.Р., Оглы З.Р., Оглы А.Р., Оглы С.Р. притязаний на наследственное имущество не имеют, что подтверждается предоставленными в дело письменными заявлениями.
Учитывая, установленные по делу обстоятельства, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования о признании за истцом права собственности на жилой дом А3А5А10, расположенный по адресу: <адрес> порядке наследования после смерти мужа. С учетом собранных по делу доказательств, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Учитывая, что истцу предоставлялась рассрочка уплаты госпошлины, суд взыскивает с Оглы В.М. государственную пошлину в неоплаченной части в доход бюджета МО г. Оренбург в размере 1 700 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Оглы В.М. удовлетворить.
Включить жилой дом литер А3А5А10, расположенный по адресу: <адрес> состав наследственной массы после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Оглы В.М. право собственности в порядке наследования после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на жилой дом литер А3А5А10, расположенный по адресу: <адрес>.
Взыскать с Оглы В.М. госпошлину в доход бюджета МО г. Оренбург в размере 1 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Наумова
Решение принято в окончательной форме 29 ноября 2018 года.