Судебный акт #1 () по делу № 33-2128/2018 от 09.04.2018

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Трубачева И.Г.                                                       Дело № 33-2128/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          29 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 февраля 2018 года, по которому постановлено:

Исковые требования и.о. прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по не обеспечению Александрова Валерия Викторовича лекарственными средствами: *** 25 мг № 20,
*** 2,5 мг № 100, *** 100мг № 30 по рецептам от
22.11.2017, *** 100мг№ 30 по рецепту от 27.12.2017г. г.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Александрова Валерия Викторовича лекарственными средствами: *** 25 мг № 20, *** 2,5 мг № 100, *** 100мг № 30 по рецептам от 22.11.2017г., *** 100мг№ 30 по рецепту от 27.12.2017г.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области в интересах Александрова В.В. обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным бездействия по обеспечению лекарственным средством, об обязании обеспечить лекарственным средством. В обоснование иска указал, что прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проведена проверка по обращению инвалида *** группы Александрова В.В., страдающего: ***, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства. В ходе проведенной проверки установлено, что истец наблюдается в ГУЗ «Ульяновская районная больница» с вышеуказанными диагнозами, признан инвалидом *** группы. Ежемесячно он обращается в ГУЗ «Ульяновская районная больница» за выпиской рецептурных назначений на лекарственные препараты для получения их бесплатно. 22.11.2017 Александрову В.В. лечащим врачом ГУЗ «Ульяновская районная больница» выписаны рецепты для получения лекарственных препаратов *** 25 мг № 20, *** 2,5 мг № 100, *** 100 мг № 30. данными препаратами истец не обеспечен по причине их отсутствия в аптечном пункте АО «УльяновскФармация». Таким образом, гарантированное законом право Александрова В.В. на льготное лекарственное обеспечение было нарушено в результате бездействия ответчика.

Просит признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению Александрова В.В., *** г.р., лекарственными средствами *** 25 мг № 20, *** 2,5 мг № 100, *** 100мг № 30 по рецептам от 22.11.2017, *** 100мг № 30 по рецепту от 27.12.2017. Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Александрова В.В., *** г.р., лекарственными средствами: *** 25 мг № 20, *** 2,5 мг № 100, *** 100мг № 30 по рецептам от 22.11.2017, *** 100мг№ 30 по рецепту от 27.12.2017.

Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты «***», «***», «***» согласно государственному контракту, соответственно Министерство не бездействовало по обеспечению Александрова В.В. данными лекарственными препаратами.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. За назначение и дозировку лекарственного препарата ответственность несёт лечащий врач.

Указывает, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы, Александров В.В. в течение 2017 года обеспечивался лекарственными препаратами «***», «***», «***».

Полагает, что необеспечение Александрова В.В. лекарственными препаратами, указанными в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Кроме того, льготные рецепты на лекарственные препараты имеют срок годности, в связи с чем Министерство не может обеспечить истца лекарственным препаратом по причине истечения срока годности выписанных врачом рецептов.

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Так же могут измениться медицинские показания и Александров В.В., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными средствами.

Ссылаются на отсутствие возможности обеспечить Александрова В.В. лекарственными препаратами по причине завершения 2017 финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ульяновского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Александров В.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета, ему назначено применение по льготным рецептам ряда лекарственных препаратов.

Истцу были выписаны льготные рецепты:

22.11.2017 на лекарственные препараты «***» 25 мг № 20, «***» 2,5 мг № 100 и «***» 100 мг № 30;

27.12.2017 – на лекарственный препарат ацетилсалициловая кислота 100 мг № 30.

Указанными лекарственными препаратами Александров В.В. не был обеспечен в связи с отсутствием в аптеке.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

На основании п.1.2. Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 18 мая 2015 года № 11/204-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по всем правам и обязательствам в пределах установленных полномочий.

В силу п.п.3 п.2.1.2 вышеуказанного Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Пунктом 2.2.1 Положения Министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Александров В.В. на основании ст.ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями по рецептам на лекарственные препараты и медицинские изделия.

Учитывая, что Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие медицинских изделий в аптечной сети не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Доводы жалобы ответчика о том, что в настоящее время Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Александрова В.В. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

 

33-2128/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
И.о. прокурора Ульяновского района Ульяновской области
Александров В.В.
Ответчики
Министерство здравоохранения Ульяновской области
Другие
ГУЗ Ульяновская районная больница
АО Ульяновскфармация
ГУЗТ Ульяновская областная клиническая больница
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--uln.sudrf.ru
29.05.2018[Гр.] Судебное заседание
31.05.2018[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2018[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее