Дело № 3а-26/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2021 г. г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Цехомской Е.В.,
при секретаре судебного заседания Ли И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Медведева Юрия Васильевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равной его рыночной стоимости,
установил:
Медведев Ю.В. обратился в Краснодарский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...> равной рыночной стоимости в размере <...> рублей, установленной отчетом об оценке рыночной стоимости от 10 июня 2019 года №109-Д/0, выполненным оценщиком Сазоновым Ю.М. на дату оценки 14.02.2019 года. В своих уточненных требованиях административный истец просит установить кадастровую стоимость равную рыночной на 01 января 2019 года, в размере, установленном судебной оценочной экспертизой.
Административный истец полагает, что результаты кадастровой оценки нарушают его права и затрагивают законные интересы, поскольку кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что приводит к начислению завышенного, экономически необоснованного размера налога.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (путем размещения информации на официальном интернет сайте Краснодарского краевого суда).
Административный истец Медведев Ю.В. направил в суд ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие, а также о признании результатов судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Краснодарскому краю на основании доверенности Юртаева С.А. направила в суд отзыв на административное исковое заявление, согласно которому Управление не выражает какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства. Также в данном отзыве содержится просьба о рассмотрении административного дела в ее отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, об уважительности причин неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении в части административных исковых требований по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ гласит, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Принимая во внимание положения, закрепленные в части 1статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О несении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 269-ФЗ), из которой следует, что к отношениям, возникшим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года по 1 января 2023 года.
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ или Федеральным законом № 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных законами. При этом в соответствии с ч.6 ст. 24, ч.1 ст. 25 Федерального закона № 237-ФЗ, положения данного закона не применяются к государственной оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года.
Из материалов дела следует, что административный истец Медведев Ю.В. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов, представленными в материалы дела.
Согласно данным Росреестра, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена при постановке его на государственный кадастровый учет в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и пункта 2.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущие за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 г. № 113, путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости нежилых зданий по кадастровому кварталу <№...> на его площадь. При этом кадастровая стоимость составила <...> рублей.
Согласно приложению №2 к постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.01.2012 г. №12 «Об утверждении результатов государственной оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Краснодарского края» (в редакции постановления от 11.02.2013 г. № 107) среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для нежилых зданий, расположенных в кадастровом <№...>, составляет <...> рублей за 1 кв.м.
Таким образом, кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, равная <...> рублей, первично была определена путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости (<...> рублей кв.м.) на его площадь (<...> кв.м.)
Сведения о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером <№...> в размере 4 764 505,35 внесены Управлением Росреестра в ЕГРН 06.12.2018 г. на основании акта определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от 06.12.2018 г. № 23-0-1-225/3102/2018-1074/1 и являлись актуальными до 01.01.2019 г.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 21.09.2017 г. № 2197 «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Краснодарского края в 2018 году» на территории Краснодарского края в 2018 году проведены работы по очередной государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, в том числе зданий.
Исполнителем работ являлось ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ». Перечень объектов оценки был сформирован по состоянию объектов недвижимости на 01.01.2018 г.
Результаты данных работ утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 01.11.2018 г. № 2368 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков из состава лесного фонда, земельных участков из состава земель водного фонда», вступившим в силу с 01.01.2019 г.
В связи с тем, что объект недвижимости с кадастровым номером «<№...> поставлен на государственный кадастровый учет 06.12.2018 г., в год проведения работ по государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость данного объекта недвижимости была определена бюджетным учреждением – ГБУ КК «Крайтехинвентаризация Краевое БТИ» в соответствии с п. 9 ст. 24 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ и составила <...> рублей на дату определения кадастровой стоимости 06.12.2018 г.
Принимая во внимание постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 318 от 27 апреля 2017 года, а также даты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, правоотношения, связанные с пересмотром кадастровой стоимости таких объектов, подлежат регулированию в соответствии с нормами Закона № 237-ФЗ.
Пунктом 1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. №318 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в качестве соответствующей даты перехода к проведению в Краснодарском крае государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 г. №237-ФЗ установлено 01 мая 2017 г.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Частью 2 указанной статьи установлено, что кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно ч.5 ст. 13 Федерального закона № 237-ФЗ в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, включаются сведения ЕГРН, актуальные по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки. Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методически указаниями о государственной кадастровой оценке (ч.1 ст. 14 названного закона).
В силу п. 1.2. Методических указании о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226, датой, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость, является 1 января года проведения государственной кадастровой оценки.
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимого имущества, определена актом ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация» - Краевое БТИ от 25.02.2019 года № 15-16/06122018 в размере <...> рублей на 06.12.2018 года, начало применения с 01.01.2019 года.
В связи с тем, что объект недвижимости с кадастровым номером <№...> поставлен на государственный кадастровый учет 06.12.2018 года в год проведения работ по государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость данного объекта недвижимости была определена бюджетным учреждением – ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» в соответствии с пунктом 9 статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 г. №237-ФЗ и составила <...> рубля.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как указано в абзаце 1 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса РФ).
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, полагает требования административного истца подлежащими удовлетворению в части, так как суд считает 06 декабря 2018 года для объекта недвижимости с кадастровым номером <№...>, верной датой определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, что подтверждается Выпиской из ЕГРН, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 13 мая 2021 г., а также сведениями Управления Росреестра по Краснодарскому краю.
Согласно данным представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 10 июня 2019 года №109-Д/0, выполненного оценщиком Сазоновым Ю.М. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> составляет <...> рублей.
Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРН от 13 мая 2021 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...>, площадью 215 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, установлена на 06.12.2018 года и соотавляет <...> рубля.
Согласно статье 77 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Учитывая, что указанный отчет об оценке получен во вне судебном порядке, по заказу административного истца на платной основе, эксперт не предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ, а между результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, дата, на которую установлена рыночная стоимость объекта, не соответствует дате, содержащейся в документах ЕГРН, имелось существенное расхождение в размере стоимости объекта, определением суда была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено Ставропольскому филиалу ООО «Независимый центр оценки и экспертизы». Перед экспертом поставлен вопрос о размере рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <№...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на 06 декабря 2018 года.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № С02/4-2021 от 28 апреля 2021 года, подготовленному экспертом Ставропольским филиалом ООО «Независимый центр оценки и экспертизы», рыночная стоимость спорного объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> составляет <...> рубля.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона от 03 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», положениям Закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» и федеральным стандартам оценки. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлены, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки утверждены приказом Министерства экономического развития РФ № 297 от 20 мая 2015 г. «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)».
Суд, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, оценив ее по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности выводов экспертов не имеется.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса РФ.
Экспертом при производстве судебной экспертизы в отношении объектов недвижимости обоснован отказ от использования сравнительного и доходного подхода, в связи с чем, эксперт при оценке объектов капитального строительства обоснованно применил затратный подход, так как он наиболее полно и точно отражает действительную рыночную стоимость объекта экспертизы.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта недвижимости от ряда актуальных факторов.
В заключении эксперта приняты коэффициент на различие в объеме/площади, на сейсмичность, на зональное различие в уровне цен на ресурсы, на изменение цен после издания справочника и другие.
Экспертом при производстве судебной экспертизы, при расчете стоимости объекта недвижимого имущества правильно произведена его оценка по состоянию на 06 декабря 2018 г.
Судом не установлены необоснованность указанного заключения судебной экспертизы либо противоречия в выводах эксперта.
В связи с чем, суд считает заключение судебной оценочной экспертизы, объективным и полным, а выводы - обоснованными и последовательными, установленный судебным экспертом размер рыночной стоимости объектов недвижимости является достоверным.
Таким образом, административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данного объекта недвижимости, в связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для внесения органом кадастрового учета указанной стоимости в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Сведения об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ст. 6 Федерального закона N 269-ФЗ).
Датой обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества является 12 марта 2020 года. Сведений об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости материалы дела не содержат. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 12 марта 2020 года.
В отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...>, следует установить кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости по состоянию на 06 декабря 2018 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Медведева Юрия Васильевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равной его рыночной стоимости – удовлетворить частично.
Установить в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 06 декабря 2018 года, в размере <...>) рубля.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> считать 12 марта 2020 года.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровым номером <№...>.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 октября 2021 года.
Председательствующий: