Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5700/2023 ~ М-4684/2023 от 22.08.2023

УИД 63RS0031-01-2023-005873-35

номер производства 2а-5700/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Тольятти, Самарская область, 22 сентября 2023 года

ул.Белорусская, 16

    Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,

при секретаре Анашкиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-5700/2023 по административному исковому заявлению Клыги Артема Александровича к военному комиссару Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Чурсаеву В.В., военному комиссариату Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти о признании незаконным уведомления об отказе в снятии с воинского учета,

установил:

Клыга А.А. обратился в суд с административным иском к военному комиссару Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области Чурсаеву В.В. о признании незаконным уведомления об отказе в снятии с воинского учета № ВУ-20230807-13690983746-4 от 18.08.2023, с возложением обязанности снять административного истца с воинского учета в связи с выездом из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев, из которого следует, что действующее законодательство позволяет подать заявление о снятии с учета через личный кабинет на портале Гос.услуг, при этом отсутствует обязанность личной явки в военкомат для целей снятия с воинского учета. Буквальное толкование статьи 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» приводит к выводу о том, что гражданину, стоящему на воинском учете, достаточно уведомить военкомат о своем выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев. Отказ в снятии с учета в таком случае является неправомерным действием государственного органа.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен военный комиссариат Комсомольского и Центрального районов г.Тольятти.

Административный истец Клыга А.А. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен заблаговременно, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административные ответчики и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены заблаговременно и надлежащим образом, при этом, представителем указанных лиц – Чиниловой Ю.А., действующей на основании доверенности, представлен отзыв, в котором она возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 23.05.2022 Клыга А.А. снят с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, в связи с зачислением его в запас по состоянию здоровья. На основании ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» документы истца переданы в отделение планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов военного комиссариата для оформления военного билета и постановки его на учет запаса рядового состава, однако для оформления военного билета и постановки на воинский учет Клыга А.А. не явился, установленные нормативными правовыми актами РФ документы для оформления военного билета, не представил. С момента снятия с воинского учета с 23.05.2022, для постановки на воинский учет не обращался Доводы истца о том, что он не обязан являться в военный комиссариат для снятия с воинского учета, несостоятельны, поскольку в соответствии с пунктом 4.5 Инструкции (приложение № 1 к Указаниям заместителя начальника генерального штаба ВС РФ № 309/2/654 от 12.05.2023) приглашение заявителя в военный комиссариат предусмотрено, в том числе в случае снятия и воинского учета.

    Исследовав материалы дела, изучив отзыв, суд считает необходимым отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 КАС РФ, граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В части 2 ст. 227 КАС РФ указано, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

    Мероприятия по постановке граждан на воинский учет и снятию с воинского учета осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.

    Пунктом 50 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719 установлено, что граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев, сообщив в письменной или электронной форме в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, сведения об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, о переезде на новое место пребывания, не подтвержденные регистрацией, либо о выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо явиться в военный комиссариат в 2-недельный срок со дня наступления указанных событий (при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме с учетом требований статьи 81 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Направить соответствующее заявление в военный комиссариат возможно, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Клыга А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на воинском учете с 23 января 2014, снят с воинского учета решением призывной комиссии Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти № 19 от 23 мая 2022 на основании подпункта «а» пункта 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (освобожден от военной службы по состоянию здоровья – признан ограниченно годным к военной службе, зачислен в запас).

Решением призывной комиссии Самарской области № 29 от 03.06.2022 вышеуказанное решение призывной комиссии Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти оставлено без изменения.

    На основании п. 5.1 ст. 8 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военный билет отнесен к документам воинского учета, выдаваемым граждан, состоящим на воинском учете.

    Положениями пункта 10 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700, установлено, что военный билет является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, - их отношение к исполнению воинской обязанности. Записи в военном билете делаются только на основании подтверждающих документов (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, документ об образовании, удостоверение о присвоении спортивного разряда или спортивного звания).

    Между тем, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации документы для оформления военного билета Клыгой А.А. в военный комиссариат представлены не были, военный билет ему не выдавался.

04 августа 2023 с использованием портала государственных и муниципальных услуг (функций) Клыгой А.А. в адрес военного комиссариата Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти направлено заявление о снятии с воинского учета, в связи с переездом на постоянное проживание за пределы Российской Федерации.

    Из представленных суду документов явствует, что с момента снятия с воинского учета с 23 мая 2022 как ограниченно годного к военной службе по состоянию здоровья в рамках призывных мероприятий, по вопросу постановки на воинский учет Клыга А.А. не обращался, в связи с этим требования последнего снять его с воинского учета не состоятельны, в связи с чем основания для удовлетворения заявления Клыги А.А. о снятии последнего с воинского учета в связи с переездом на постоянное проживание за пределы РФ у военного комиссара Комсомольского и Центрального районов г.Тольятти Чурсаева В.В. отсутствовали.

    В силу вышеуказанных норм закона документом воинского учета для граждан, пребывающих в запасе, является военный билет, однако Клыга А.А. в военный комиссариат по вопросу оформления военного билета не обращался

    Таким образом, направление гражданину уведомления об отказе в снятии с воинского учета, в котором указано об отсутствии документов, необходимых для снятия с воинского учета и приглашение о явке в военный комиссариат с подтверждающими документами, правомерно.

Кроме того, при формировании отрицательного решения, в виде «Уведомления об отказе в снятии с воинского учета», система автоматически определяет соответствие установленным критериям и предлагает «отказать», в виду расхождений личных данных анкеты с данными, полученными посредством межведомственного взаимодействия. При «отказе», система формирует варианты основания для отказа, в которых отсутствует вариант «отказать заявителю в виду того, что он не состоит на воинском учете».

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177, 180 КАС РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 06.10.2023

    Председательствующий Ю.С.Ахтемирова

2а-5700/2023 ~ М-4684/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Клыга А.А.
Ответчики
военный комиссариат Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти
Военный комиссар Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области Чурсаев В.В.
Другие
ФКУ "Военный комиссариат Самарской области"
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Ахтемирова Ю. C.
Дело на сайте суда
centralny--sam.sudrf.ru
23.08.2023Передача материалов судье
22.08.2023Регистрация административного искового заявления
25.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
25.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2023Судебное заседание
06.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.11.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
14.11.2023Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее