Решение по делу № 2-505/2015 ~ М-505/2015 от 02.09.2015

Дело № 2-505/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«19» октября 2015 года с. Корткерос

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Мокрецова В.А., при секретаре Стахиеве С.А., с участием истца Карповой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карповой М.М к Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, Управлению судебного департамента в Республике Коми о прекращении права собственности Российской Федерации и право оперативного управления за Управлением судебного департамента в Республике Коми на квартиру, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

установил:

Карпова М.М. обратилась в суд с настоящим иском, требования мотивировав тем, что с 2004 г. она работает в Корткеросском районном суде РК, при устройстве на работу встала на учет в жилищную комиссию в Управлении судебного департамента в Республике Коми на улучшение жилищных условий, что подтверждается заявлением о постановке в очередь на получение жилья от <дата>. Указанное заявление принято УСД в РК <дата>, где имеется запись «Учетный № 50». В очередь на улучшение жилищных условия она была поставлена до <дата> Жилищной комиссией УСД в РК от <дата> решено рекомендовать начальнику Управления провести конкурс на приобретение жилья в <адрес> Республики Коми для приобретения служебного жилья конкретно ей, как секретарю судебного заседания, на сумму выделенных денежных средств из федерального бюджета. Какая – либо иная кандидатура, нуждающегося в улучшении жилищных условий и состоявшего на учете, как следует из протокола заседания жилищной комиссии, не рассматривалась. Распределение финансовых средств, выделенных из федерального бюджета по статье «Жилищное строительство», для аппаратов судов Республики Коми в сумме <...>. предназначалось для приобретения жилого помещения конкретно для нее. По государственному контракту на приобретение жилья № 28, заключенному <дата> приобретено жилое помещение по адресу: <адрес>, за <...>. В последующем, <дата> ей по договору найма служебного жилого помещения ХХХ данная квартира предоставлена УСД в РК. В соответствии с действующим жилищным законодательством РФ служебные жилые помещения отнесены к специализированному жилому фонду. Однако в перечень категорий работников, которым предоставляются служебные жилые помещения, в том числе на момент предоставления ей спорной квартиры, должность секретаря судебного заседания (помощника судьи) не входила. Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент постановки еея на учет по улучшению жилищных условий и до вступления в силу Закона о монетизации льгот (Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), было установлено, что занимаемая судьями РФ в домах государственного и муниципального жилищного фондов жилая площадь в случае ее освобождения предоставляется другим судьям либо работникам аппаратов судов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилищная комиссия УСД в РК в своей деятельности руководствовалась Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" (далее: постановление Совмина РСФСР от 31.07.1984). Согласно п. 3, 53, 54 примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, по указанному выше постановлению Совмина РСФСР от 31.07.1984, определено, что жилые помещения предоставляются гражданам в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма и на условиях аренды, как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. Предоставление служебных жилых помещений гражданам производится в соответствии с перечнем категорий работников, установленным законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. Указанные выше положения регламентированы на основании Жилищного кодекса РСФСР. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189 – ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Дальнейшее урегулирование вопроса по учету работников аппаратов судов общей юрисдикции, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлению им жилых помещений, а именно с 31.07.2004 определено Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 53 Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданским служащим, в качестве дополнительной государственной гарантии, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 63 утверждены "Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", которыми установлен порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим один раз за весь период государственной гражданской службы РФ, замещающим должности государственной гражданской службы РФ не менее одного года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты. В случае направления средств единовременной выплаты в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого на основании договора купли-продажи, гражданский служащий представляет в федеральный государственный орган копию договора купли-продажи жилого помещения, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке, и копию свидетельства (свидетельств) о государственной регистрации прав собственности гражданского служащего на жилое помещение, приобретаемое за счет средств единовременной выплаты (п. 32 Правил Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения"). Гражданский служащий, которому предоставлена единовременная выплата, обязан в течение 3 месяцев с даты получения свидетельства о регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение (но не более чем через 24 месяца с даты перечисления единовременной выплаты на счет N 40302) представить в федеральный государственный орган, осуществивший перечисление единовременной выплаты, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении квартиры или жилого дома (части жилого дома), которые были приобретены или построены с использованием единовременной выплаты (п. 37 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения"). Таким образом, на момент приобретения спорного жилого помещения, т.е. на 2009г., и предоставления квартиры ей, действовали иные нормы в отношении улучшения жилищных условий в отношении работников аппаратов судов общей юрисдикции, как государственных гражданских служащих РФ. Соответственно, заключение с продавцом государственного контракта на приобретение спорной квартиры, предназначавшейся изначально для нее, как и в последующем её предоставление ей на условиях спецнайма, неправомерно и не основано на законе. Просит прекратить право собственности за государством - Российской Федерацией, и право оперативного управления за УСД в РК на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: Республика Коми, Корткеросский район, с. Корткерос, ул. Набережная, д. 10, кв. 2. Признать за Карповой М,М, право собственности на жилое помещение – квартиру площадью 33,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, с <дата>.

В последующем Карповой М.М. в суд предоставлено заявление с измененными требованиями, в котором она просит прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления, переданного Управлению судебного департамента в Республике Коми на квартиру по адресу: <адрес>. Признать за Карповой М,М право собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

В судебном заседании Карпова М.М. доводы, изложенные в заявлении поддержала, просила прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления, переданного Управлению судебного департамента в Республике Коми на квартиру по адресу: <адрес>, признать за Карповой М.М и ее несовершеннолетней дочерью ФИО4 право общей долевой собственности (по 1/2 доле в праве) на жилое помещение - квартиру, площадью 33,2 кв.м., по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

Территориальное управление федерального агентства по управлению государственныи имуществом в Республике Коми (далее по тексту – ТУ Росимущества в Республике Коми) своего представителя в суд не направили, в отзыве направленном в суд, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, из которого также следует, что квартира по адресу: <адрес> находится в собственности Российской Федерации и закреплена на праве оперативного управления за Управлением судебного департамента в <адрес>, что подтверждается государственной регистрацией указанных прав (рег. № ХХХ, рег. ХХХ от <дата>). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 445 «О совершенствовании учета федерального имущества» квартира учитывается в реестре федерального имущества (ХХХ). В соответствии со ст.217 Гражданского кодекса РФ передача государственного или муниципального имущества в собственность граждан осуществляется в порядке, предусмотренном законами о приватизации. Согласно ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными учреждениями в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Однако данное правило не распространяется на принятие решений о приватизации служебных жилых помещений. Согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация служебных жилых помещений возможна только с согласия собственника данных помещений. Вместе с этим, в соответствии с п. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ помещения специализированного жилищного фонда не подлежат отчуждению. В настоящее время приватизация помещений специализированного жилищного фонда невозможна. Истцом заключен договор найма служебного жилого помещения. Отсюда следует, что данное жилое помещение относится к специализированному, что указывает на невозможность его приватизации. В связи с изложенным, просит в удовлетворении исковых требований Карповой М.М. к ТУ Росимущества в РК отказать, в том числе как и ненадлежащему ответчику по делу.

Управление Судебного департамента в Республике Коми (далее по тексту - УСД в Республике Коми) своего представителя в суд не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие, направив в суд отзыв на заявление, из которого следует, что в УСД по Республике Коми в период с 2002 по 2012 г.г. действовала жилищная комиссия по вопросам улучшения жилищных условий и предоставления жилья судьям, работникам аппаратов судов общей юрисдикции и работникам Управления, деятельность которой регламентировалась Положением о деятельности жилищной комиссии по вопросам улучшения жилищных условий и предоставления жилья судьям, работникам аппарата судов общей юрисдикции и работникам Управления органов Судебного департамента, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ от 26.02.2002 № 23. Истец обратилась в жилищную комиссию при Управлении с письменным заявлением о постановке на очередь на получение жилья 20.09.2004, в соответствии с решением заседания жилищной комиссии истец внесена в список принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях лиц, с присвоением учетного № 50. В рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы на 2006-2011 гг.» в 2009 году до Управления за счет целевого финансирования были доведены денежные средства по статье «Жилищное строительство» для работников аппаратов судов Республики Коми в размере <...> руб. В рамках решения вопроса о распределении доведенной Управлению денежной суммы, жилищной комиссией Управления <дата> было принято решение: рекомендовать начальнику Управления провести конкурс на приобретение жилья в <адрес> Республики Коми для приобретения служебного жилья секретарю судебного заседания Карповой М.М. на сумму выделенных средств из федерального бюджета (протокол жилищной комиссии от <дата> ХХХ). В результате проведенного Управлением открытого конкурса на право заключения государственного контракта на приобретение жилья в <адрес> был определен победитель (протокол заседания Единой конкурсной комиссии от <дата> № 3) с которым Управлением <дата> заключен государственный контракт ХХХ на приобретение ведомственного жилья. <дата> между Управлением и истцом подписан договор найма служебного жилого помещения № 1. Совместно с истцом в качестве членов семьи вселены: ФИО3- муж, ФИО4 - дочь. В целях ускорения реализации права истца на улучшение жилищных условий жилое помещение Управлением <дата> передано Карповой М.М., о чем составлен акт приема- передачи, в соответствии с которым: УСД в <адрес> передало, а Карпова М.М. приняла жилое помещение: однокомнатную благоустроенную <адрес>, общей полезной площадью 33,2 кв.м., расположенную в панельном доме по адресу: <адрес>. Спорное жилое помещение <дата> зарегистрировано на праве оперативного управления за УСД в Республике Коми (свидетельство о государственной регистрации права от <дата> <адрес>). Вместе с тем, до настоящего времени его статус как служебного жилого помещения в установленном порядке не определен. УСД в Республике Коми дважды (<дата>) в адрес ТУ Росимущества в <адрес> направлялись ходатайства об отнесении с специализированному жилищному фонду 9-ти служебных квартир, в том числе спорного жилого помещения, находящихся на балансе Управления, однако соответствующего распоряжения (решения) в адрес Управления не поступило. Распределение УСД в Республике Коми жилого помещения и заключение договора найма с истцом осуществлено Управлением с учетом положений ст. 296 Гражданского кодекса РФ: спорное жилое помещение находится в оперативном управлении ответчика, назначение имущества – использование для проживания, соблюдено. Решение жилищной комиссии Управления от <дата>, а также подписание договора найма с истцом осуществлено Управлением, в том числе, с учетом положений Постановления Правительства РФ от 21.03.2008 № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета РФ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», которое регламентирует порядок использования средств федерального бюджета, выделяемых на улучшение жилищных условий судей, нуждающихся в жилых помещениях, определяя правовой режим этих помещений, относя их к специализированному жилищному фонду. С учетом предназначения специализированного жилищного фонда в целом специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению (ч. 3 ст. 92, ст. 93 Жилищного кодекса РФ). Служебный жилищный фонд относится к специализированному фонду, и в ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» установлен общий запрет на приватизацию нанимателями занимаемых ими служебных помещений. Учитывая изложенное, у жилищной комиссии, у УСД в Республике Коми при подписании договора найма с истцом отсутствовали правовые основания для передачи жилого помещения работнику аппарата суда в собственность. Занимаемое истцом жилое помещение является государственной собственностью, предоставлено истцу как служебное в связи с трудовыми отношениями. Просит в удовлетворении требований Карповой М.М. отказать.

Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее по тексту- Управление Росреестра по Республике Коми), являющееся третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, относительно предмета спора, своего представителя в суд не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие. Из отзыва направленного в суд, следует, что регистрирующий орган не является правообладателем спорного имущества. Заинтересованным лицом в спорах о праве на объекты недвижимого имущества и не оспаривает чьих-либо прав на объекты недвижимости. В ЕГРП в отношении спорного объекта недвижимости содержатся сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления, переданного УСД в Республике Коми на основании государственного контракта на приобретение жилья от 22.09.2009 № 28, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. На момент осуществления регистрационных действий указанный документ- основание не был оспорен, признан судом недействительным. Оснований для отказа в государственной регистрации завяленных прав не имелось. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, просивших о его рассмотрении в их отсутствие.

Заслушав истца, изучив письменные материалы дела, суд удовлетворяет заявленные требования истца, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Карпова (Ханзафарова) М.М. с <дата> принята в Корткеросский районный суд Республики Коми на должность секретаря судебного заседания, в настоящее время состоит в должности помощника судьи.

Истец Карпова М.М. на основании письменного заявления от <дата> и решения заседания жилищной комиссии поставлена на учет в жилищную комиссию при УСД в Республики Коми на получение жилья, внесена в список принятых на учете нуждающихся в жилых помещениях лиц с присвоением учетного № 50.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы на 2006-2011 гг.» в 2009 году до УСД в Республике Коми за счет целевого финансирования были доведены денежные средства по статье «Жилищное строительство» для работников аппаратов судов Республики Коми в размере <...> руб. В рамках решения вопроса о распределении доведенной УСД в Республике Коми денежной суммы, жилищной комиссией УСД в Республике Коми <дата> было принято решение: рекомендовать начальнику Управления провести конкурс на приобретение жилья в <адрес> Республики Коми для приобретения служебного жилья секретарю судебного заседания Карповой М.М. на сумму выделенных средств из федерального бюджета (протокол жилищной комиссии от <дата> ХХХ).

В результате проведенного УСД в Республике Коми открытого конкурса на право заключения государственного контракта на приобретение жилья в <адрес> был определен победитель (протокол заседания Единой конкурсной комиссии от <дата> ХХХ с которым УСД в <адрес> <дата> заключен государственный контракт ХХХ на приобретение ведомственного жилья.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от <дата> серии <адрес>, квартира, общей площадью 33,2 кв.м, 2 этаж, по адресу: <адрес> на основании государственного контракта на приобретение жилья от <дата> ХХХ зарегистрирована в оперативное управление за УСД в Республике Коми.

<дата> между УСД в Республике Коми и истцом подписан договор найма служебного жилого помещения № 1, согласно которому займодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления от <дата> сери <адрес>, состоящее из квартиры, общей площадью 33,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, для проживания в нем. Совместно с истцом в качестве членов семьи вселены: ФИО3- муж, ФИО4 - дочь. Актом приема - передачи жилого помещения от 01.12.2009, Карповой М.М. жилое помещение принято.

Согласно справке от <дата> ХХХ, выданной администрацией СП «<адрес>», Карпова М.М. зарегистрирована в спорном жилом помещении совместно с дочерью ФИО4

Доводы ответчиков о том, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду и не подлежит отчуждению – приватизации, необоснованны по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, кроме прочего служебные жилые помещения.

В силу ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Аналогичное положение содержится в постановлении Правительства РФ от 26.01.2006 ХХХ «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

В соответствии с п. 12, 15 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных Правилами. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, в материалах дела отсутствуют доказательства о том, что спорная квартира была признана в установленном законом порядке служебной и такие доказательства не представлены в суд. Данный факт не оспаривается и УСД в Республике Коми.

Принимая во внимание, что ответчиками не доказано отнесение спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду в установленном порядке, суд, руководствуясь приведенными положениями закона, приходит к выводу о том, что на жилое помещение, занимаемое истцом, распространяются условия договора социального найма.

В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса РФ с учетом требований ст.214 Гражданского кодекса РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации, имеет реестровый номер федерального имущества ХХХ от <дата>. номер регистрации права собственности РФ – ХХХ и находится на праве оперативного управления УСД в Республике Коми, регистрационный номер права ХХХ.

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище установлены Законом РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Так, в силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 апреля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как следует из ст. 11 Закона Российской Федерации от 04 апреля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Материалами дела подтверждено, что жилое помещение по адресу: <адрес> относится к государственному жилищному фонду.

В силу положений ст. 2 Закона Российской Федерации от 04 апреля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" участие в приватизации жилого помещения имеют все граждане, проживающие в нем и имеющие право пользования, включая, несовершеннолетние.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ст. 69 Жилищного кодекса РФ имеют равные права, вытекающие из договора найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение, при этом отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями лишь при наличии разрешения органа опеки и попечительства.

Установив, что истец и ее несовершеннолетняя дочь занимают спорное жилое помещение на условиях договора социального найма жилого помещения, ранее в приватизации жилья не участвовали, вселились спорное жилое помещение, постоянно проживают в нем, как наниматель и член семьи нанимателя, соответственно приобрели право на приватизацию жилого помещения, при этом, спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду, суд, руководствуясь положениями ст. 35 Конституции РФ, ст. ст. 2, 8, 11 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о признании права общей долевой собственности (по 1/2 доле в праве) за истцом и ее несовершеннолетней дочерью ФИО4 на жилое помещение по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

Доводы ТУ Росимущества в Республике Коми о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятельны, поскольку согласно п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение, которым в данном случае является Российская Федерация.

При этом, признание за истцом и ее несовершеннолетней дочерью права общей долевой собственности на спорную квартиру является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации, и соответственно в силу ч. 3 ст. 299 ГК РФ, основанием для прекращения права оперативного управления УСД в Республике Коми на данную квартиру.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Карповой М.М. удовлетворить.

Прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления, переданного Управлению судебного департамента в Республике Коми на квартиру по адресу: <адрес>.

Признать за Карповой М.М. и ее несовершеннолетней дочерью ФИО4 право общей долевой собственности (по 1/2 доле в праве) на жилое помещение - квартиру, площадью 33,2 кв.м., по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий В.А. Мокрецов

Мотивированное решение изготовлено 21.10.2015

2-505/2015 ~ М-505/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карпова Марина Мансуровна
Ответчики
Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в РК
Управление судебного департамента
Другие
Управление Росреестр по РК
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья
Мокрецов Валерий Александрович
Дело на сайте суда
kortsud--komi.sudrf.ru
02.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2015Передача материалов судье
07.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.10.2015Предварительное судебное заседание
19.10.2015Судебное заседание
21.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2015Дело оформлено
01.02.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее