УИД 77RS0009-02-2023-006960-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2023 года адрес
Зюзинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Симоновой Е.А., при помощнике фио
С участием административного истца фио
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-780/2023 по административному иску фио к призывной комиссии адрес, Военному комиссариату адрес о признании незаконным решения, признании незаконным действий
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии адрес, Военному комиссариату адрес в котором просит признать незаконным решение призывной комиссии муниципального адрес от 31.05.2022 г. о призыве на военную службу, принятое в отношении истца. Признать незаконными действия призывной комиссии муниципального адрес по проведению медицинского освидетельствования в отношении К.С. в период действия отсрочки от призыва на военную службу в связи с освоением образовательной программы специалитета. Признать незаконными действия военного комиссара адрес, выразившиеся в вызове К.С. повестками военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и вынесении на рассмотрение призывной комиссии муниципального адрес заключения для принятия в отношении него решения из числа предусмотренных п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» в период действия отсрочки от призыва на военную службу в связи с освоением образовательной программы специалитета. Признать ненадлежащим контроль за наличием у К.С. оснований для отсрочки от призыва на военную службу со стороны военного комиссара адрес
В обоснование исковых требований указал, что административный истец состоит на воинском учете в военном комиссариате адрес. Административный истец призван на военную службу решением призывной комиссии муниципального адрес от 31.05.2023г., получил повестку о явке 14.06.2023 г. для отправки к месту прохождения военной службы. Решение было принято на заседании призывной комиссии, которое проводилось в указанную дату в военном комиссариате адрес по адресу: адрес. Оспариваемое решение призывной комиссии нарушает право административного истца на образование, гарантированное ст. 43 Конституции РФ и п. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», право на отсрочку от призыва на венную службу в связи с обучением на период освоения образовательной программы специалитета в соответствии с абз. 9 пп. а п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе». 26.12.2018 г. административному истцу решением призывной комиссии была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с абз. 9 пп. а п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» в связи с обучением в ФГБОУ ВО «РГГУ им. фио» (МГРИ) по очной форме обучения программы специалитета, куда он поступил в 2018 г. Запись о предоставленной отсрочке была внесена в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. 31.05.2023 г. административный истец был вызван в военный комиссариат адрес, где в отношении него было проведено медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, на котором принято обжалуемое решение. Административный истец сообщал призывной комиссии, что его обучение не завершено, дата защиты квалификационной работы не назначена, и что он планирует обратиться в образовательную организацию с заявлением о предоставлении последипломных каникул в соответствии с п. 17 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», срок окончания его обучения - 31.08.2023 г., что подтверждалось справкой от 04.05.2023 г. В военный комиссариат не поступали сведения об отчислении административного истца из образовательной организации, отказа от права на отсрочку от призыва на военную службу административный истец не заявлял. На момент вызова в военный комиссариат административный истец не завершил обучение по программе специалитета, следовательно, до окончания периода освоения образовательной программы пользовался ранее предоставленной ему отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежал вызову на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, вызов административного истца на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии в период действующей отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением до окончания освоения образовательной программы специалитета является незаконным. Действия военного комиссара адрес по вызову административного истца на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в том числе заседание призывной комиссии, в период действия отсрочки от призыва на военную службу являются незаконными. Призывная комиссия не вправе проводить медицинское освидетельствование и принимать какое-либо решение из числа предусмотренных п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» ранее срока окончания освоения образовательной программы в отношении гражданина, пользующегося отсрочкой от призыва на военную службу в связи с обучением. Призывная комиссия, приняв обжалуемое решение, нарушила право административного истца на образование. Действия призывной комиссии муниципального адрес по проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в отношении административного истца в период действия отсрочки от призыва на военную службу являются незаконными. Административный истец считает и решение призывной комиссии муниципального адрес от 31.05.2023 г., принятое в период действия отсрочки от призыва на военную службу, является незаконным. Военный комиссар адрес, располагая сведениями о том, что административный истец обучается в образовательном учреждении и имеет право на отсрочку от призыва на военную службу до окончания периода освоения образовательной программы специалитета, допустил внесение на рассмотрение призывной комиссии вопроса о призыве административного истца на военную службу. Военный комиссар адрес не исполнил возложенную на него обязанность по контролю за наличием у административного истца оснований для отсрочки от призыва на военную службу. В соответствии с п. 6 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» административным истцом на имя военного комиссара адрес направлено заявление о выдаче выписки из протокола заседания призывной комиссии о принятом решении о призыве на военную службу.
Административный истец К.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца фио в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Ранее представителем административного ответчика представлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которого следует, что отсрочка от призыва на военную службу прекращается с утратой оснований для ее предоставления. Гражданин, который имеет отсрочку от призыва, остается призывником и подлежит призыву при утрате оснований для предоставления такой отсрочки. В соответствии с п. 2 ст. 24 ФЗ № 53 «О воинской обязанности и военной службе» основанием для предоставления отсрочки является в т.ч. очное обучение в образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию по программам, осуществляющие обучение по образовательным программам высшего профессионального образования. Отсрочка от призыва на военную службу, предоставляется только один раз. 26.12.2018 года, решением призывной комиссии по адрес, административному истцу предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» № 53 - ФЗ. В соответствии с вышеуказанным законом, право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях, высшего профессионального образования в период освоения указанных образовательных программ, но не выше сроков получения высшего профессионального образования, установленных государственными стандартами. В соответствии с вышеуказанным федеральным законом, окончанием обучения является итоговая аттестация и защита выпускной квалификационной работы. В соответствии с Приложением № 2 к Временной инструкцией по организации и выполнению мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва граждан Российской Федерации на военную службу, утвержденной Министром обороны Российской Федерации 01.01.2022 г. (Ранее - п. 1 п.п. «а» Приложения № 32 «Перечень документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу» Приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 г. № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11.11.2006 № 663» - утратил силу), отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, обучающимся по очной форме обучения на основании справки из образовательной организации, в которой указывается год окончания обучения.
Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2023 года № 220 «О призыве в апреле - июле 2023 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» установлена дата начала осуществления призыва - 1 апреля 2023 года и дата окончания осуществления призыва - 15 июля 2023 года. Следовательно, административный истец на законных основаниях был призван на военную службу, так как отсрочка от призыва на военную службу Беркунову К.С. была предоставлена до 2023 года, на основании представленной справки из ФГБОУ «Российский государственный геологоразведочный университет» им. фио, где сроком окончания обучения является 2023 год, из чего следует, что Беркунов К.С. заканчивает обучение до окончания весенней призывной кампании 2023 года, в связи с чем, подлежит призыву на военную службу. Административному истцу была предоставлена отсрочка от призыва на основании пп. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ № 53 «О воинской обязанности и военной службе» до 2023 года, т.е. до окончания срока обучения в образовательной организации ФГБОУ «Российский государственный геологоразведочный университет» им. фио, т.е. законное право административного истца на получение отсрочки от призыва на период обучения в образовательной организации высшего профессионального образования реализовано в полном объеме. Административному истцу была выдана повестка на 31.05.2023 года на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, при проведении которых, административный истец должен представить документы, свидетельствующие об окончании обучения, подтверждающие прохождение итоговой аттестации и защиту выпускной квалификационной работы. В случае отсутствия вышеуказанных документов, отправка в войска переносится на более поздний срок, но не позднее 15.07.2023 года, в связи с предоставлением возможности административному истцу пройти итоговую аттестацию, защитить выпускную квалификационную работу. В удовлетворении административного иска об оспаривании решения призывной комиссии по адрес просил отказать в полном объеме.
Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив предоставленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В силу ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, лица на принятие оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения или совершения оспариваемого действия (бездействия); основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи на орган или лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ст. 59, ч. ч. 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В силу положения пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу в частности имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в: организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если: первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта; первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта; первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона "О воинской обязанности и военной службе" - на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
В соответствии со статьей 59 того же Федерального закона итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ, основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которая установлена образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.
На основании части 4 статьи 60 указанного Федерального закона лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и о квалификации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 61 данного Федерального закона образовательные отношения обучающегося с образовательным учреждением прекращаются в связи с получением образования (завершением обучения).
Как следует из искового заявления административный истец К.С., паспортные данные, состоит на воинском учете в военном комиссариате адрес.
26.12.2018 г. административному истцу решением призывной комиссии была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с абз. 9 пп. а п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» в связи с обучением в ФГБОУ ВО «РГГУ им. фио» (МГРИ) по очной форме обучения программы специалитета, куда он поступил в 2018 г.
Запись о предоставленной отсрочке была внесена в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
31.05.2023 г. административный истец был вызван в военный комиссариат адрес, где в отношении него было проведено медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, на котором принято обжалуемое решение.
Как следует из административного искового заявления административный истец сообщал призывной комиссии, что его обучение не завершено, дата защиты квалификационной работы не назначена, и что он планирует обратиться в образовательную организацию с заявлением о предоставлении последипломных каникул в соответствии с п. 17 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», срок окончания его обучения - 31.08.2023 г., что подтверждалось справкой от 04.05.2023 г.
Проанализировав изложенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что окончанием учебного заведения будет считаться период, когда обучающийся прошел государственную итоговую аттестацию и ему выдан соответствующий документ об образовании.
Как следует из материалов дела, на момент вынесения оспариваемого решения призывной комиссии административный истец не прошел итоговую аттестацию и не окончил обучение в ФГБОУ ВО «РГГУ им. фио» (МГРИ).
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и анализируя установленные на их основе обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части признании незаконным решение призывной комиссии муниципального адрес от 31.05.2022 г. о призыве на военную службу, принятое в отношении истца, признании незаконными действия призывной комиссии муниципального адрес по проведению медицинского освидетельствования в отношении К.С. Беркунова в период действия отсрочки от призыва на военную службу в связи с освоением образовательной программы специалитета, признании незаконными действия военного комиссара адрес, выразившиеся в вызове К.С. повестками военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и вынесении на рассмотрение призывной комиссии муниципального адрес заключения для принятия в отношении истца решения из числа предусмотренных п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» в период действия отсрочки от призыва на военную службу и исходит из того, что решение призывной комиссии адрес, является не законным, поскольку на момент проведения медицинского освидетельствования и принятия призывной комиссии адрес решения о призыве на военную службу, административный истец имел отсрочку от призыва на военную службу, в связи с прохождением обучения до 31.08.2023г.
Доводы административного ответчика о том, что административный истец на законных основаниях был призван на военную службу, так как отсрочка от призыва на военную службу К.С. была предоставлена до 2023 года, на основании представленной справки из ФГБОУ «Российский государственный геологоразведочный университет» им. фио, где сроком окончания обучения является 2023 год, из чего следует, что К.С., заканчивает обучение до окончания весенней призывной кампании 2023 года, в связи с чем, подлежит призыву на военную службу, суд находит не состоятельными, поскольку данные доводы не основаны на законе, опровергаются представленными доказательствами.
Требования истца признать ненадлежащим контроль за наличием у К.С. оснований для отсрочки от призыва на военную службу со стороны военного комиссара адрес, суд находит чрезмерно заявленными не направленными на восстановление прав административного истца и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение призывной комиссии адрес от 31.05.2023г., о призыве на военную службу, признать незаконным действия призывной комиссии адрес по проведению медицинского освидетельствования в отношении К.С. в период действия отсрочки от призыва на военную службу, признать незаконным действия Военного комиссариата адрес.
В остальной части отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский городской суд через Зюзинский районный суд адрес в течение месяца.
Судья Е.А. Симонова