Дело № 2-35/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
поселок Копьево 28 января 2013 года
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе:
судьи Берш А.Н.,
при секретаре Громыко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... Республики Хакасия в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования Копьевский поссовет о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к администрации Копьевского поссовета о понуждении к предоставлению вне очереди жилья по договору социального найма взамен аварийного жилья, мотивируя требования следующим.
ФИО1 вселена в жилое помещение, расположенное по адресу ... Республики Хакасия и зарегистрирована по месту жительства с 23 августа 1985 года. С 13.12.2001 года по данному адресу также зарегистрирована ее дочь Анисимова М.В. Жилое помещение на основании Закона Республики Хакасия от 29.11.2005 № 74-ЗРХ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республике Хакасия» передано в собственность муниципального образования Копьевский поссовет, при этом ранее признано аварийным, в связи с чем ФИО1 имеет право на обеспечение по договору социального найма благоустроенным жилым помещением вне очереди площадью не менее 56,8 кв.м.на территории п. Копьево Орджоникидзевского района Республики Хакасия.
В судебном заседании заместитель прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Тарасенко Е.А. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Истец ФИО1 и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет иска на стороне истца ФИО4 исковые требования поддержали, просили их удовлетворить. При этом истец ФИО1 пояснила, что является пенсионеркой по возрасту, не работает в силу состояния здоровья, в указанном жилом помещении в зимнее время не проживает в связи с угрозой проживания и крайне ветхим состоянием жилья. В зимний период и настоящее время временно проживает у посторонних лиц до наступления весеннего периода. При повышении средних температур вновь вынуждена въезжать в указанное жилое помещение в связи с отсутствием иного жилья, не смотря на прямую угрозу нахождения в данном помещении.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, ФИО4, дала аналогичные пояснения, сообщив, что в данном жилье находятся ее вещи и вещи ФИО1, в летний период времени она и ФИО1 вынуждены вселяться в данное помещение в связи с отсутствием иного жилья, на холодный период покидают жилое помещение на протяжении четырех лет в связи с невозможностью проживания. В квартире имеются отверстия, выходящие на улицу, провис потолок, поддерживать температурный режим для проживания в доме в холодные периоды времени невозможно.
Представитель ответчика - глава администрации Копьевского поссовета ФИО6, действующий на основании Устава, с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что ФИО1 не имеет договора социального найма и ордера на вселение в жилое помещение. В случае удовлетворения исковых требований просил предоставить срок для исполнения решения не менее года в связи с необходимостью предоставления нового жилья, так как предоставление жилья со вторичного рынка недопустимо законом.
Представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, позицию по иску не высказала.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Обращение прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в суд с заявленными исковыми требованиями обусловлено положениями части 1 статьи 45 ГПК РФ, а также п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с письменным обращением ФИО1 в прокуратуру района.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Как следует из ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно п. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иными требованиям законодательства.
В соответствии с п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
При исследовании материалов дела было установлено, что право собственности на жилой дом по адресу ... не зарегистрировано, квартиры ... не приватизированы.
Постановлением администрации муниципального образования Орджоникидзевский район от 23.11.2007, квартирный дом, расположенный по адресу: ..., был признан аварийным и непригодным для проживания.
На основании Закона Республики Хакасия от 29.11.2005 № 74-ЗРХ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) ...» ... передан в собственность муниципального образования Копьевский поссовет и, согласно распоряжению главы администрации Копьевского поссовета №16 от 10 марта 2009 года, передан в хозяйственное ведение МУП «Копьевское ЖКХ».
Вместе с тем, истец ФИО1 до настоящего времени фактически проживает в указанном жилом помещении, вынужденно покидая его лишь на период низких температур в связи с невозможностью проживания в указанном помещении, не имеет иного постоянного места жительства. Данные обстоятельства установлены в судебном заседании и не оспорены стороной ответчика.
Согласно техническому паспорту ..., фактический износ строения составляет 61%.
Как следует из заключения на обследование технического состояния объекта недвижимости – жилого ... Республики Хакасия от ../../.., при обследовании дома наблюдается разрушение (наклон) балок покрытия, наружной стены, деформация в виде прогиба перекрытия, состояние дома признано аварийным.
У суда не имеется оснований сомневаться в выводах заключения по обследованию дома, так как оно выполнено уполномоченным на то юридическим лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, имеющим допуск к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства – ГУП РХ УТИ
Кроме этого, заключение согласуется с пояснениями истца ФИО1, третьего лица ФИО4, представителя ответчика ФИО6, постановлением администрации муниципального образования Орджоникидзевский район от 23.11.2007 г. № 656 «О признании аварийными и непригодными для проживания домов на территории муниципального образования Орджоникидзевский район».
Таким образом, анализ представленных и исследованных судом доказательств приводит суд к убеждению о наличии оснований для признания права ФИО1 на обеспечение на условиях социального найма вне очереди благоустроенным жилым помещением применительно к условиям населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому помещению, отвечающим установленным требованиям и находящимся в черте ..., отвечающим требованиям ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Изложенные ответчиком доводы о том, что истец проживал в указанной квартире без договора социального найма и без ордера, не представил правоустанавливающих документов на указанное жилое помещение, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований.
Согласно материалам дела, ФИО1 является квартиросъемщиком указанного жилого помещения с 1985 года, иного жилья не имеет, фактически и постоянно проживает в указанном жилом помещении, признанном аварийным и непригодным для проживания. Как следует из представленных материалов, каких-либо документов, свидетельствующих о наличии оснований для вселения ФИО1 в указанное жилое помещение не имеется, в архивах не содержится. Вместе с тем, с 1985 года ФИО1 фактически является нанимателем жилого помещения, занимает его. На момент передачи жилого помещения в собственность муниципального образования Копьевский поссовет, а также последующей передачи в оперативное управление МУП «Копьевское ЖКХ», фактически сторонами признано наличие отношений социального найма, требований об их прекращении не заявлялось. Доказательств уклонения ФИО1 от заключения договора социального найма, злоупотребления правом пользования жилым помещением, иного недобросовестного поведения истца не представлено. Отсутствие договора социального найма жилого помещения при фактическом вселении в предоставленную квартиру само по себе не свидетельствует о том, что у такого лица права пользования жилым помещением не возникло. А потому, исходя из презумпции добросовестности сторон гражданских правоотношений, указанные доводы ответчика суд считает несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ФИО1 была вселена в указанную квартиру на условиях социального найма в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, суд считает требования прокурора в интересах ФИО1 подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Учитывая срок, в течение которого права ФИО1 не были реализованы, принимая во внимание обстоятельства и условия, необходимые для исполнения рассматриваемого требования, а также состояние жилого помещения, наличие у ФИО1 временного жилья, предоставленного иными гражданами на зимний период, с учетом принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения не позднее 01 апреля 2013 года.
При этом суд не принимает доводов ответчика о невозможности реализации прав ФИО1 ранее истечения одного года в связи с необходимостью предоставления нового жилья, так как указанных требований действующее законодательство к предоставляемому жилью взамен аварийного не предъявляет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 206 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию муниципального образования Копьевский поссовет в срок не позднее 01 апреля 2013 года предоставить ФИО1 вне очереди по договору социального найма взамен аварийного жилья – ... Республики Хакасия благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта на территории Копьевского поселкового совета ... Республики Хакасия, отвечающее санитарно – эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 56,8 (пятьдесят шесть целых восемь десятых) кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Дата вынесения мотивированного решения – 29 января 2013 года.
Судья А.Н. Берш