Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2024 года адрес
Кузьминский районный суд адрес в составе судьи Корниловой А.С., при секретаре судебного заседания Рыжих А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2/2024 по административному иску Айрапетянца В.Ю. к МКУ адрес Лобня адрес», Управлению Росреестра по адрес о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права,
установил:
Айрапетянц В.Ю. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, требования мотивированы тем, что административный истец в соответствии с правом на собственность недвижимого имущества в соответствии с условиями Договора простого товарищества № 01-09/2020г. от 01.09.2020г. являясь законным владельцем земельного участка на праве - Общей долевой собственности в размере 1/2 от земельного участка общей площадью 19 999 кв.м, расположенного по адресу: адрес, с/адрес, адрес для организации крестьянского хозяйства, с кадастровым номером .... Документ-основания для регистрации права собственности административного истца на 1/2 долю указанного земельного участка - Договор дарения доли земельного участка. Документ нотариально удостоверен: 25.08.2022г. (peг. 50/211- н/50-2022-18-441).
В период с 2020г. по 2021 г. на указанном земельном участке были созданы объекты недвижимости (нежилые) предназначенном для организации крестьянского хозяйства согласно выполненных кадастровыми инженерами технических паспортов и технических планов по нижеследующему перечню строений и сооружений.
Указанные объекты расположены в границах земельного участка с кадастровым номером ..., согласно условиям Договора простого товарищества №01-09/2020 от 01.09.2020г. заключенного между Заказчиком и Товарищами для реализации проекта нового строительства и компенсации, произведённых ранее затрат при достройке объектов имущественного комплекса предназначенных для организации крестьянского хозяйства, с техническим и технологическим оборудованием и инженерными сетями/сооружениями.
Административный истец обладает правом собственности на указанные объекты, в соответствии с условиями с условиями Договора простого товарищества № 01-09/2020г. от 01,09.2020г. Объект переданы административному истцу согласно существенным с условиями Договора простого товарищества № 01-09/2020г. от 01.09.2020г. согласованных на основании Протокола общего собрания Товарищей от 17.01.2022г., являющегося неотъемлемой частью.
Обременений на указанные Объекты не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административного истца на объект недвижимости, не имеется.
Согласно ч.12ст.29 Закона «О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Административный истец считает Уведомления ответчика об отказе государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на вышеуказанные Объекты (№ ... от 29 июля 2022 г.) незаконными, поскольку они противоречат ст. 131 ГК РФ, ст.14, ст.26, ст.27 Закона «О государственной регистрации недвижимости».
Административный истец Айрапетянц В.Ю. и его представители в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, явку представителя не обеспечили, доказательств причин неявки суду не предоставили.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
К неправомерному бездействию следует отнести неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Правовое регулирование процедуры кадастрового учета и государственной регистрации прав осуществляется нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации).
Согласно Закону о регистрации к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, относятся:
прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;
выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;
принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления. Перечень лиц, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, закреплен ст. 15 Закона о регистрации.
Следующим этапом государственной регистрации прав, в соответствии с п.3 ч.1 ст. 29 Закона о регистрации является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Под правовой экспертизой понимается изучение представленных на государственную регистрацию документов с целью установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимость. Представленные документы изучаются как на предмет их подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания. Цель подобной экспертизы состоит в том, чтобы убедиться в отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации либо ее приостановлении.
По результатам рассмотрения пакета документов, в установленные законом сроки, государственным регистратором будет принято соответствующее решение.
Не допускается вмешательство в деятельность государственного регистратора прав лиц, не имеющих специальных полномочий, установленных федеральным законом. Лица, оказывающие воздействие на государственного регистратора прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, несут ответственность, установленную федеральным законом.
Согласно материалам регистрационного дела, административный истец 29.07.2022 г. обратился в Управление с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрацией прав на объекты незавершенного строительства расположенные по адресу: адрес, адрес (...). По результатам проверки представленных документов, проведенной в соответствии с Законом о регистрации, разделом II Приказа Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2015 г. № 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки», государственным регистратором были приняты соответствующие решения.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона "Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
4.1. Если иное не установлено федеральным законом, с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права, возникающего с момента государственной регистрации, на объект недвижимости, который приобретается в общую долевую собственность, обращаются все лица, которые приобретают такой объект в общую долевую собственность. Если иное не установлено федеральным законом, с заявлением о государственном кадастровом учете изменений сведений об объекте недвижимости, находящемся в общей долевой собственности, обращаются все лица, в собственности которых такой объект находится".
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона, к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены следующие документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
С заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права обратилось ненадлежащее лицо.
Согласно сведений ЕГРН, на момент подачи истцом заявлений, земельный участок с кадастровым номером ... принадлежал на праве общей долевой собственности гр.Каграманяну А.А. и гр.Храмову А.А.
Заявление в орган регистрации представлено гр.Айрапетянцем В.Ю. о государственной регистрации права собственности его в качестве единоличного правообладателя, созданного на земельном участке с кадастровым номером ... объекта.
Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество на основании статьи 219 Гражданского Кодекса РФ возникает у лица, имеющего в собственности либо на ином праве земельный участок, на котором оно возведено, с момента государственной регистрации данного права в ЕГРН.
Согласно пункту 1 статьи 1043 ГК РФ имущество, внесенное товарищами в качестве вклада, а также произведенное в результате совместной деятельности, признается их общей долевой собственностью, если иное не предусмотрено законом, договором либо не вытекает из существа обязательства. Таким образом, право общей долевой собственности товарищей на недвижимое имущество, внесенное ими в качестве вклада, возникает с момента его государственной регистрации. В нарушение пункта 3.7 Договора простого товарищества от 01.09.2020 государственная регистрация права общей долевой собственности Товарищей на земельный участок не была осуществлена.
Документы-основания для осуществления государственной регистрации права собственности заявителя на заявленный объект недвижимости не представлены.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона, «Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости».
Разрешение на строительство заявленного объекта не представлено. В техническом плане не отображена информация, позволяющая считать объект исключением для получения разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ.
Так же истцу направлялось уведомление ... в котором указано, что созданный Объект капитального строительства (ОКС) не полностью входит в границы ЗУ ... и расположен в границах ЗУ ..., который не указан в ТПВ.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Административный ответчик должен доказать законность оспариваемых решений, действий (бездействия).
Необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушения прав и интересов истца оспариваемым действием (бездействием), при этом бремя доказывания данного обстоятельства лежит на истце.
Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Поскольку в ходе рассмотрения дела административным истцом не приведено доводов, свидетельствующих о нарушении его прав, судом не установлено нарушений законодательства административным ответчиком, а также с учетом избранного заявителем способа защиты нарушенного права суд полагает, что в удовлетворении требований административного истца следует отказать.
Вместе с тем, суд обращает внимание, что нарушений прав административного истца Айрапетянца В.Ю. административным ответчиком МКУ адрес Лобня адрес» в ходе рассмотрения дела судом не установлено.
С учетом представленных доказательств и приведенных правовых норм суд приходит к выводу о том, что у регистрирующего органа имелись предусмотренные законом основания для отказа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 172-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Айрапетянца В.Ю. к МКУ адрес Лобня адрес», Управлению Росреестра по адрес о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Кузьминский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 20 марта 2024 года.
Судья: А.С. Корнилова