дело № 2- 1070/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2013 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Мишина Е.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием истца ФИО2,
представителя истца адвоката ФИО5, представившего ордер № и удостоверение № 1660,
представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> ФИО4, действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о досрочном назначении трудовой пенсии,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о досрочном назначении пенсии.
Свои требования истица мотивировала тем, что она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицо не менее 30 лет осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Представленный пакет документов был рассмотрен Пенсионным фондом и принято решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Отказ в назначении пенсии считает неправомерным. Истица просит признать решение Управления пенсионного фонда РФ по <адрес> № от 16.11.2012г. об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, включить в стаж лечебной деятельности следующие периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по 15.12.1994, с ДД.ММ.ГГГГ по 09.09.1999, с ДД.ММ.ГГГГ по 02.05.2004, 02.04.2010, ДД.ММ.ГГГГ служебные командировки,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификация,
19.02.2010, с ДД.ММ.ГГГГ по 27.04.2011, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-гастроэнтеролога в консультативной поликлинике ГБУЗ «Краевая детская клиническая больница»,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-интерна в Научно-исследовательском институте охраны здоровья матери и ребенка,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестизеолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации в Научно учебном лечебном объединении «Детская хирургия» <адрес>. Обязать УПФ РФ по <адрес> выплачивать пенсию со дня возникновения права на пенсию.
В судебном заседании истица ФИО2, представитель истца адвокат ФИО5, поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ по <адрес> ФИО6 иск не признала, представила суду возражения согласно которым пенсионное обеспечение работников здравоохранения осуществляется на основании статьи 28 части 1 подпункта 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Одним из условий назначения пенсии работникам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городах и поселках городского типа, является наличие медицинского стажа не менее 30 лет.
Другим условием - работа в определенной должности и определенном учреждении, которая на основании части 3 статьи 28 указанного Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должна соответствовать Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее -Список и Правила).
Из самого смысла досрочного назначения пенсии по старости вытекает, что данный вид социальных гарантий связан с тем, что при работе в течение длительного времени в определенной должности и определенном учреждении гражданин вследствие неблагоприятных воздействий на его организм частично утрачивает трудоспособность. Именно поэтому законодательством четко определен круг должностей, работа в которых неблагоприятно сказывается на дальнейшей трудоспособности гражданина.
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее -Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Никакие другие виды отпусков, в том числе донорские дни не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ.
Списком № и Правилами № предусмотрена возможность включения в стаж лечебной деятельности периодов работы в должностях, предусмотренных Списком № только в учреждениях здравоохранения. «Научно-исследовательский институт здоровья матери и ребенка», Научно учебное лечебное объединение «Детская хирургия» не относятся к учреждениям здравоохранения.
С учетом изложенного, не подлежат включению в льготный стаж следующие периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по 15.12.1994, с ДД.ММ.ГГГГ по 09.09.1999, с ДД.ММ.ГГГГ по 02.05.2004, 02.04.2010, ДД.ММ.ГГГГ служебные командировки,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификация,
19.02.2010, с ДД.ММ.ГГГГ по 27.04.2011, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-гастроэнтеролога в консультативной поликлинике ГБУЗ «Краевая детская клиническая больница»,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-интерна в Научно-исследовательском институте охраны здоровья матери и ребенка,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестизеолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации в Научно учебном лечебном объединении «Детская хирургия» <адрес>.
Таким образом, отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ФИО2 является обоснованным, а действия Управления были совершены в соответствии с Законом в пределах полномочий. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, обозрев пенсионное дело, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 30-ти лет осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Пунктом 3 той же статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» применяются в части не противоречащей указанным законам.
Как следует из решения об отказе в назначении пенсии № от 16.11.2012г. УПФ РФ по <адрес> ФИО2 отказано засчитать в стаж лечебной деятельности периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по 15.12.1994, с ДД.ММ.ГГГГ по 09.09.1999, с ДД.ММ.ГГГГ по 02.05.2004, 02.04.2010, ДД.ММ.ГГГГ служебные командировки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификация; 19.02.2010, с ДД.ММ.ГГГГ по 27.04.2011, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-гастроэнтеролога в консультативной поликлинике ГБУЗ «Краевая детская клиническая больница»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-интерна в Научно-исследовательском институте охраны здоровья матери и ребенка; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестизеолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации в Научно учебном лечебном объединении «Детская хирургия» <адрес>, поскольку в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Другие виды отпусков, в том числе донорские дни не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ. Кроме того, Списком № и Правилами № предусмотрена возможность включения в стаж лечебной деятельности периодов работы в должностях, предусмотренных Списком № только в учреждениях здравоохранения. «Научно-исследовательский институт здоровья матери и ребенка», Научно учебное лечебное объединение «Детская хирургия» не относятся к учреждениям здравоохранения.
Суд считает отказ УПФ РФ по <адрес> необоснованным, что период нахождения истицы ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по 15.12.1994, с ДД.ММ.ГГГГ по 09.09.1999, с ДД.ММ.ГГГГ по 02.05.2004, 02.04.2010, ДД.ММ.ГГГГ в служебных командировках, а так же с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификация подлежат включению в специальный стаж по следующим основаниям.
Как установлено судом, ФИО2 на курсы, а так же служебные командировки направлялась по приказу работодателя, а не по своему желанию. Курсы повышения квалификации и служебные командировки являются трудовыми обязанностями работников, непосредственно связанными с их профессиональной деятельностью.
В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то периоды повышения работником своей квалификации, служебные командировки по направлению работодателя должны включаться в этот стаж, поскольку за работником на этот период в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, а следовательно уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
Во время курсов повышения квалификации, а так же во время служебных командировок за истицей были сохранены место работы и средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
При указанных обстоятельствах, учитывая приведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, а так же в служебных командировках подлежат включению в стаж лечебной деятельности ФИО2
Статья 66 ТК РФ предусматривает, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже.
Судом установлено, что ФИО2 в период 19.02.2010, с ДД.ММ.ГГГГ по 27.04.2011, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности врача-гастроэнтеролога в консультативной поликлинике ГБУЗ «Краевая детская клиническая больница»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-интерна в Научно-исследовательском институте охраны здоровья матери и ребенка, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестизеолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации в Научно учебном лечебном объединении «Детская хирургия» <адрес>, что подтверждается записью в трудовой книжке ФИО2
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданной Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана ФИО7 (после расторжения брака присвоена фамилия «ФИО2», свидетельство о расторжении брака № от 19.07.1194года) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год работала в должности врача-интерна в Научно-исследовательском институте охраны здоровья матери и ребенка <адрес>. За указанный период работала детским хирургом в клиническом подразделении хирургии. За период работы 1985 -1986 <адрес>-исследовательский Институт охраны здоровья матери и ребенка являлся клиникой лечебно - профилактическим учреждением с коечным фондом в 200 (двести) коек. Позднее Научно-исследовательский Институт охраны здоровья матери и ребенка имени Гурбансолтан-эдже, ныне Научно-клинический центр охраны здоровья матери и ребенка имени Гурбансолтан-эдже по своей структуре являлся и является стационарным учреждением, на сегодняшний день обеспечен 385 койками мест, в котором лечатся дети с рождения до 15 лет.
Кроме того, согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства здравоохранения Республики Узбекистан Самаркандский филиал детской хирургии республиканского специализированного научно-практического медицинского цента педиатрии, ФИО2 (Мохова) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации в Научно лечебном объединении «Детская хирургия». Научно лечебное объединение «Детская хирургия» являлось и является клиническим учреждением на 200 (двести) коек, где проводится обследование, диагностика и хирургическое лечение заболеваний детского возраста. Согласно существующей номенклатуре лечебных профилактических учреждений в системе Минздрава Республики Узбекистан данное учреждение относится к категории больничных учреждений. Все льготы, которые предусмотрены для лечебных учреждений распространяются на НУЛО «Детская хирургия».
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ (ч.1 и ч.2) все равны перед Законом и судом, и государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения и других обстоятельств. Поэтому, не включение указанных выше периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи о осуществлением, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, по сути, является формой дискриминации конкретного человека перед Законом в зависимости от наименования должности и места работы и нарушает конституционное право на социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.
Таким образом, отказ истице во включении оспариваемых периодов работы в специальный трудовой стаж является дискриминационным, поскольку ущемляет ее пенсионные права по сравнению с лицами, работающими на аналогичных должностях и в учреждениях, наименования которых соответствовали Списку.
В связи с чем, суд считает подлежащим зачету периоды работы ФИО2 19.02.2010, с ДД.ММ.ГГГГ по 27.04.2011, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-гастроэнтеролога в консультативной поликлинике ГБУЗ «Краевая детская клиническая больница»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-интерна в Научно-исследовательском институте охраны здоровья матери и ребенка, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестизеолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации в Научно учебном лечебном объединении «Детская хирургия» <адрес>, в лечебный стаж дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах право на получение пенсии у ФИО2 возникло с момента обращения в УПФ РФ по <адрес>, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку ее специальный стаж лечебной деятельности на этот период времени уже составлял 30 лет.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> - удовлетворить.
Признать решение Управления пенсионного фонда РФ по <адрес> № от 16.11.2012г. об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ по <адрес> засчитать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, период работы ФИО2
с ДД.ММ.ГГГГ по 15.12.1994, с ДД.ММ.ГГГГ по 09.09.1999, с ДД.ММ.ГГГГ по 02.05.2004, 02.04.2010, ДД.ММ.ГГГГ служебные командировки,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификация,
19.02.2010, с ДД.ММ.ГГГГ по 27.04.2011, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-гастроэнтеролога в консультативной поликлинике ГБУЗ «Краевая детская клиническая больница»,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-интерна в Научно-исследовательском институте охраны здоровья матери и ребенка,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестизеолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации в Научно учебном лечебном объединении «Детская хирургия» <адрес>.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России по <адрес> назначить ФИО2 пенсию с даты обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 30 дней через Промышленный районный суд <адрес>.
Судья: Е.А. Мишин