№ 4г/1-9211/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 26 июля 2019 года
Судья Московского городского суда А.Н. Пономарёв, изучив кассационную жалобу Кашапова Р.Ф., поданную через отделение почтовой связи 20 июня 2019 года и поступившую в Московский городской суд 25 июня 2019 года, на определение Симоновского районного суда города Москвы от 14 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 апреля 2019 года по гражданскому делу по иску Кашапова Р.Ф. к ООО «ПСН Проперти Менеджмент» о взыскании задолженности по облигационному найму,
установил:
Кашапов Р.Ф. обратился в суд с вышеуказанным иском к ООО «ПСН Проперти Менеджмент» о взыскании задолженности по облигационному найму.
В ходе рассмотрения дела ответчиком заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с тем, что данный спор относится к компетенции арбитражного суда.
Определением Симоновского районного суда города Москвы от 14 декабря 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 апреля 2019 года, производство по настоящему гражданскому делу прекращено.
В кассационной жалобе Кашапова Р.Ф. ставится вопрос об отмене перечисленных выше судебных постановлений.
Статья 387 Гражданско-процессуального кодекса РФ в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса воспроизводит правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 5 февраля 2007 года № 2-П, согласно которой основаниями для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений нижестоящих судов могут выступать лишь такие ошибки в толковании и применении закона, повлиявшие на исход дела, без исправления которых невозможны эффективное восстановление и защита нарушенных прав и свобод, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для отмены судебных постановлений, не являются достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена и ее правовые последствия - соразмерными нарушениям норм материального и процессуального права, на которые ссылается заявитель жалобы.
Судами установлено, что Кашапов Р.Ф. является собственником *** облигаций, выпущенных ООО «ПСН Проперти Менеджмент».
Решением ООО «ПСН Проперти Менеджмент» от 20 апреля 2018 года представителем владельцев облигаций ответчика назначено ООО «***».
21 сентября 2018 года ООО «***», осуществляя полномочия представителя владельцев облигаций ответчика и действуя в интересах всех владельцев облигаций (в том числе и в интересах истца), обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО «ПСН Проперти Менеджмент» о взыскании номинальной стоимости облигаций и накопленного купонного дохода (дело № ***).
24 сентября 2018 года Кашапов Р.Ф. обратился в Симоновский районный суд города Москвы с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 9 статьи 29.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» представитель владельцев облигаций представляет интересы владельцев облигаций перед эмитентом и иными лицами, а также в органах государственной власти Российской Федерации (в том числе в судах). Представитель владельцев облигаций осуществляет свои полномочия, в том числе связанные с подписанием искового заявления.
Согласно пункту 16 статьи 29.1 указанного Закона владельцы облигаций вправе в индивидуальном порядке обращаться с требованиями в суд по истечении одного месяца с момента возникновения оснований для такого обращения в случае, если в указанный срок представитель владельцев облигаций не обратился в арбитражный суд с соответствующим требованием или в указанный срок общим собранием владельцев облигаций не принято решение об отказе от права обращаться в суд с таким требованием.
В определении Конституционного Суда РФ от 26 марта 2019 года № 745-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кобракова И.К. и Мишарина М.А. на нарушение их конституционных прав пунктами 9, 10, 16 статьи 29.1, подпунктом 5 пункта 4 статьи 29.2 и пунктами 1 и 3 статьи 29.4 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» разъяснено, что статья 29.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», определяя статус представителя владельцев облигаций, предусматривает в числе прочего, что представитель владельцев облигаций представляет интересы владельцев облигаций перед эмитентом, лицом, предоставившим обеспечение по облигациям эмитента, иными лицами, а также в органах государственной власти Российской Федерации (в том числе в судах), органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления; представитель владельцев облигаций осуществляет свои полномочия, в том числе связанные с подписанием искового заявления, отзыва на исковое заявление и заявления об обеспечении иска, передачей дела в третейский суд, полным или частичным отказом от исковых требований и признанием иска, изменением основания или предмета иска, заключением мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам, подписанием заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, обжалованием судебного акта арбитражного суда, получением присужденных денежных средств или иного имущества, на основании решения о выпуске облигаций без доверенности (пункт 9); представитель владельцев облигаций при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах всех владельцев облигаций соответствующего выпуска добросовестно и разумно; представитель владельцев облигаций вправе привлекать иных лиц для исполнения своих обязанностей; в этом случае представитель владельцев облигаций отвечает за действия указанных лиц как за свои собственные (пункт 10); владельцы облигаций вправе в индивидуальном порядке обращаться с требованиями в суд по истечении одного месяца с момента возникновения оснований для такого обращения в случае, если в указанный срок представитель владельцев облигаций не обратился в арбитражный суд с соответствующим требованием или в указанный срок общим собранием владельцев облигаций не принято решение об отказе от права обращаться в суд с таким требованием (пункт 16).
Данные законоположения, направленные на обеспечение коллективной защиты интересов владельцев облигаций посредством института представительства, в том числе защиты их интересов в судебном порядке законным представителем, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителей, притом что, как следует из представленных материалов, они не являлись непосредственным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований заявителей, в делах которых арбитражные суды пришли к выводу, что ими выбран ненадлежащий способ защиты права и не представлены доказательства нарушения их охраняемых законом прав и интересов.
Таким образом, суды правильно применили приведенные законоположения, по смыслу которых обращение в суд в индивидуальном порядке не допускается при наличии принятого к производству суда иска представителя владельцев облигаций.
В кассационной жалобе не оспаривается тот факт, что обращение истца с иском в суд имело место спустя три дня после обращения представителя владельцев облигаций (24 сентября 2019 года).
При таком положении оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 381, статьей 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Кашапова Р.Ф. на определение Симоновского районного суда города Москвы от 14 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 апреля 2019 года по гражданскому делу по иску Кашапова Р.Ф. к ООО «ПСН Проперти Менеджмент» для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского
городского суда А.Н. Пономарёв